Атлас ЕГС Европейской части РФ, т.№2 – Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь

Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец, и ТверьСкачать  «Атлас ЕГС» том №2 - Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец, и Тверь»

Карта Иваньковского вдхр.Скачать «Карта глубин Иваньковского вдхр. - для рыбаков»

Скачать «Атлас ЕГС Европейской части РФ - Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец, и Тверь» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Атлас Единой глубоководной системы, том 2, содержит карты и лоцийные сведения на водный путь от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь.

Лоцийные сведения, помещенные на картах Атласа, содержат рекомендации и предупреждения, направленные на обеспечение безопасности судоходства, а также другие полезные судоводителям лоцийные описания.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Водные пути Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы», входящие в Единую глубоководную систему Европейской части Российской Федерации, включают реку Москва от Московского Южного порта до шлюза № 8, канал имени Москвы, Угличское и Иваньковское водохранилища. Общая протяженность путей составляет 682 км.

Введенный в эксплуатацию в 1937 г. канал имени Москвы является звеном Единой глубоководной системы Европейской части РФ, связывающей нашу столицу с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Огромные количества массовых грузов (минерально-строительные материалы, лес, хлеб, нефтепродукты, соль и др.) доставляются в Москву наиболее дешевым видом транспорта — речными судами грузоподъемностью до 5 000 т.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Водные пути ФГУП «Канал имени Москвы» проходят в зоне умеренного климата. Наиболее благоприятными для плавания месяцами являются июнь и июль, так как в этот период наименьшее число дней с плохой видимостью и малая вероятность штормовых ветров на Рыбинском водохранилище.

Физическая навигация на водных путях ФГУП «Канал имени Москвы» в среднем длится 205 суток. Продолжительность навигации лимитируется сроками замерзания и вскрытия ото льда Угличского и Рыбинского водохранилищ. Рыбинское водохранилище очищается ото льда позже других участков.

По ветроволновому режиму самыми неблагоприятными для судоходства месяцами являются сентябрь и октябрь. В это время на Рыбинском водохранилище повторяемость ветров, скорость которых 9 м/с и более, иногда может доходить до 23 дней в месяц, а высота волн достигать 2 м.

Все шлюзы на водных путях ФГУП «Канал имени Москвы», входящие в Единую глубоководную систему Европейской части Российской Федерации, имеют полезную длину камер 290 м и ширину 30 м.

Во многих местах водные пути пересечены мостами и воздушными переходами. Мосты Большой Устьинский и Большой Москворецкий, сооруженные через реку Москва, в пределах установленной ширины судового хода в пролетах имеют наименьшую высоту 8,6 м от НПУ. Мост Октябрьской железной дороги через канал на 49,9 км имеет высоту 13,6 м от НПУ.

Сведения о высоте мостов и воздушных переходов, расположенных на водных путях ФГУП «Канал имени Москвы», помещены на соответствующих листах Атласа.

ШЛЮЗОВАНИЕ СУДОВ. На водных путях ФГУП «Канал имени Москвы», входящих в Единую глубоководную систему Европейской части РФ, сооружено 11 шлюзов, в том числе на реке Москва — один однокамерный шлюз, на южном склоне канала имени Москвы — два двухкамерных шлюза, на северном склоне — пять однокамерных шлюзов и на реке Волга — три шлюза: шлюз № 1 канала имени Москвы, Угличский шлюз и Рыбинский парный однокамерный шлюз.

Шлюзы канала однотипные: система наполнения и опорожнения всех шлюзов головная. Рыбинский шлюз имеет распределительную систему наполнения.

Шлюзование является ответственным этапом в движении судна по водному пути и требует высокой организации службы на судах. Для обеспечения безопасности шлюзования при подходе к шлюзам надлежит заблаговременно установить связь на УКВ с начальником вахты шлюза, который регулирует очередность захода судов в шлюзы. Порядок пропуска судов и составов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.

В ожидании шлюзования суда становятся на подходах к шлюзам в специально отведенных местах или в местах, указанных начальником вахты шлюза. Заходить в подходные каналы шлюзов и швартоваться к их причальным стенкам можно только с разрешения начальника вахты шлюза.

РЕКА МОСКВА. На протяжении 41 км - от Южного порта Москвы до нижнего подходного канала шлюза № 8 —река протекает в пределах города Москва и находится в подпоре от плотин Перервинского и Карамышевского гидроузлов.

Русло реки здесь извилистое, судовой ход стеснен. Высокие здания на берегах и мосты ухудшают просматриваемость судового хода, а интенсивное судоходство требует от судоводителей особой осторожности.

Наиболее затруднительными для судоходства являются перекаты Потылиха,Дорогомиловский, Шелепиха, Нижний Черногорский и Верхний Черногорский, а также участок между Белорусским и Дорогомиловским мостами и акватория Западного порта.

Гидрометеорологические сведения. На реке Москва преобладают западные и северо-западные ветры, повторяемость которых соответственно 16 и 19 %. До 55 % навигационного времени дуют ветры, скорость которых менее 5 м/с.

Среднее число дней с туманами за навигацию равно 18. С июля по август таких дней бывает 1—3 в месяц, а с сентября по ноябрь 3—4. Летом туманы появляются обычно около полуночи и ранним утром. Осенью туманы часто образуются вечером и держатся до 10—12 ч следующего дня.

Продолжительность навигации на реке Москва в среднем равна 223 суткам. Вскрытие реки начинается в начале апреля. Ледостав наступает в конце ноября. Вследствие слива заводами и фабриками теплой воды в реку она полностью не замерзает.

КАНАЛ им. МОСКВЫ. Канал имени Москвы является основной водной магистралью, соединяющей реку Москва с Волгой. Судоходство по каналу было открыто 15 июля 1937 г. Канал является комплексным гидротехническим сооружением, обеспечивающим водоснабжение Москвы, обводнение рек, протекающих через столицу, и воднотранспортную связь московского промышленного района с Единой глубоководной системой Европейской части РФ.

Все сооружения канала технически оснащены, насосные станции и гидроэлектростанции полностью автоматизированы, телемеханизированы и управляются из одного диспетчерского пункта.

С постройкой плотин на канале образовались водохранилища: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское, Икшинское и Иваньковское. Общая площадь водохранилищ 327 км2 полный объем 1,46 км3.

Протяженность канала имени Москвы от реки Москва (нижний подходный канал шлюза №8) до Иваньковского гидроузла (причал Большая Волга) составляет 126 км.

Канал имеет два склона — южный и северный, между которыми расположен водораздельный бьеф. Южный склон канала имеет протяженность 4 км. На этом склоне расположены два двухкамерных шлюза (№ 8 и 7). Разность высот уровней водораздельного бьефа канала и верхнего бьефа Карамышевского гидроузла на реке Москва составляет 36,15 м.

Водораздельный бьеф ограничен шлюзами № 7 (город Химки) и № 6 (поселок Икша). Его протяженность 50 км. Этот участок канала включает в себя Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища, через которые проходит 25 км трассы канала. Вода на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями из Иваньковского водохранилища. В реку Москва вода из водораздельного бьефа поступает через Сходненскую ГЭС и шлюзы южного склона.

Северный склон канала между Икшинским иИваньковскимводохранилищами имеет протяженность 74 км. На нем находятся пять шлюзов (№ 6, 5, 4, 3 и 2). Все шлюзы однокамерные, с напором около 8 м каждый. Разность высот уровней водораздельного бьефа и Иваньковского водохранилища 38 м.

Грунт на канале имени Москвы состоит преимущественно из супеси, торфа и глины.

Берега канала укреплены камнем, железобетонными плитами и вертикальным железобетонным шпунтом.

Судоходство по водохранилищным участкам канала обычно не представляет особых затруднений, так как эти участки не имеют больших открытых площадей. Однако следует иметь в виду, что на мелководных участках водохранилищ судовой ход проходит в пределах прорезей.

При движении по водораздельному бьефу канала необходимо соблюдать особую осторожность, так как здесь расположены места массового отдыха и наблюдается интенсивное движение судов на подводных крыльях, катеров, яхт, моторных и гребных лодок.

Скорость движения по каналу, за исключением водохранилищ водораздельного бьефа,ограничена .

Гидрометеорологические сведения. В районе канала имени Москвы преобладают западные и северо-западные ветры, повторяемость которых 17— 19 %. Самые ветреные месяцы — май, сентябрь и октябрь.

Осадков в районе трассы канала выпадает в среднем 550 мм в год. Иногда наблюдаются кратковременные ливни, резко ухудшающие видимость даже днем.

Число дней с туманами за навигацию в среднем составляет 4—5 в месяц. Чаще всего туманы отмечаются в августе — ноябре. С апреля по июль туманы редки, в среднем 1—2 дня в месяц.

Питание канала осуществляется в основном за счет перекачки воды из Иваньковского водохранилища и лишь 10 % за счет стока с бассейна водосбора.

В навигационный период по всей трассе канала, как правило, поддерживаются проектные уровни воды с незначительными колебаниями из-за неравномерного водопотребления и неравномерной работы насосных станций.

Течение в канале слабое; только на подходах к шлюзам северного склона канала возникают течения, вызванные работой насосных станций и шлюзов. Скорость этих течений при работе насосных станций составляет около 1 км/ч, а при работе шлюзов удваивается. Работа насосных станций создает в нижнем бьефе затяжное течение, а в верхнем - свальное течение.

Ветровые волны достигают максимальной высоты 0,7—0,8 м на Пестовском и Клязьминском водохранилищах.

Ледостав на канале наступает в середине ноября. Вскрытие ото льда в основном происходит в середине апреля.

Иваньковское водохранилище образовалось после сооружения на Волге Иваньковского гидроузла у города Дубна. Это водохранилище называют также Московским морем. Оно предназначено для регулирования стока Волги и питания канала имени Москвы.

Протяженность водного пути от Иваньковского гидроузла до города Тверь 115 км.

Наибольшую ширину — 6 км — водохранилище имеет в своей нижней части; в верхней части его ширина не превышает 400 м. Площадь зеркала водохранилища при нормальном подпорном уровне 327 км2, полный объем 1,12 км3, полезный объем 0,81 км3. Объем навигационной сработки 0,55 км3.

Отметка проектного уровня в настоящее время установлена на 0,8 м ниже нормального подпорного.

Наполнение водохранилища происходит в апреле — мае. К началу

навигации уровень воды в нижней части водохранилища бывает, как правило, на 0,2 м, а в верхней части на 1 м выше нормального подпорного. За навигационный период уровень воды снижается обычно на 0,4—0,5 м. Зимняя сработка водохранилища в настоящее время составляет около 4 м от НПУ.

Берега нижней части Иваньковского водохранилища низкие, изрезанные заливами, покрытые лесом и кустарником. Здесь много островов. На верхнем участке берега преимущественно высокие, коренные.

Грунт в нижней части водохранилища в пределах затопленного русла преимущественно суглинистый, местами встречается песок и ил. В верхней части водохранилища грунт песчаный и лишь кое-где попадается глина и суглинок.

Гидрометеорологические сведения. Преобладающими на водохранилище являются северо-западные ветры. Наибольшую повторяемость имеют ветры, скорость которых 5—8 м/с.

Туманы наиболее часты в сентябре.

Волнение не оказывает существенного влияния на судоходство. Высота волн в редких случаях достигает 1 м и то лишь в нижней части водохранилища.

Скорость течения в межень незначительна. Во время половодья наибольшая скорость течения, до 7 км/ч, отмечается в районе города Тверь.

Средняя дата очищения водохранилища от льда 25 апреля, ранняя - 11 апреля, поздняя — 6 мая. Средняя дата начала ледостава — 18 ноября, ранняя — 1 ноября, поздняя — 17 декабря.