Атлас ЕГС Европейской части РФ, том №8 — Волго-Донской водный путь

Волго-Донской водный путь. От Волгограда до Волгодонска и от Волгодонска до устья Дона

Скачать «Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ, том №8, часть 1 —  Волго-Донской водный путь. От Волгограда до Волгодонска»

Скачать «Атлас ЕГС Европейской части РФ, том №8, часть 2  Волго-Донской водный путь. От  Волгодонска до устья Дона»

Скачать «Атлас ЕГС Европейской части РФ — Волго-Донской водный путь. От Волгограда до Волгодонска и от Волгодонска до устья Дона» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт Волго-Донской канал

Волго-Донской канал – судоходный канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом (соединяет Волгу у г.Волгоград с Доном у г.Калач-на-Дону), является звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Проект соединения Волги с Доном начал вынашиваться еще в XVI веке, но строительство было начато только в 1948 г. с привлечением больших людских ресурсов (вольнонаемные около 700 000, военнопленные немцы - порядка 100 000, советские заключенные свыше 100 000). Летом 1952 г. сдан в эксплуатацию. При строительстве канала возник город Волгодонск. С открытием Волго-Донского канала завершилась большая работа по созданию глубоководных путей Европейской части СССР, Волгоград стал портом пяти морей.

Длина канала — 101 км, из них 45 км проходит по водохранилищам, глубина — не менее 3,5 м, суда проходят его за 10—12 часов, средняя продолжительность навигации – 211 дней. В состав канала входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища.. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся на волжский и донской склоны. В комплекс Волго-Дона входит Цимлянский гидроузел, а также сеть оросительных каналов.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов).

Первые три шлюза расположены в черте Волгограда (Сарептский затон Волги). Канал начинается не непосредственно из Волги, а из затона — протоки, прикрываемой от основного русла реки островом. На расстоянии 7 км от шлюза № 3 начинается т. н. «Чапурниковская лестница»: на участке длиной 9 км суда поднимают по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. За шлюзом № 9 находится самая высокая точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище. От шлюза № 10, канал плавно спускается в сторону реки Дон. Затем канал проходит Береславское водохранилище, а после шлюза № 12 — крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище (длина 15 км, площадь 42 км²). Волго-Донской судоходный канал выходит в реку Дон рядом с г. Калач-на-Дону, где находится последний шлюз.