Атлас ЕГС Европейской части РФ – Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский каналСкачать «Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ»

(том №3 часть 3 -  Волго-Балтийский канал)

Волго-Балтийский канал-2

Скачать «Атлас ЕГС Европейской части РФ - Волго-Балтийский канал» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Часть III тома 3 Атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ охватывает участок водного пути от Онежского озера до Рыбинского водохранилища.

Сооружение Беломорско-Балтийского канала

Беломорско-Балтийский канал в годы Великой Отечественной войны

 Начало эксплуатации Волго-Балтийского водного пути

Особенности плавания и затруднительные для судоходства места. Плавание по Волго-Балтийскому водному пути имеет свои особенности. Главная из них — это сочетание озерных и речных условий плавания, связанных с резкими изменениями метеорологической обстановки на пути судна. Помимо этого, движение по ВБВП осложняют стесненные каменистые места, где действуют сильные свальные течения, узкие каналы и фарватеры, шлюзы, мосты, находящиеся в наведенном или разведенном состоянии, переход по неспокойным озерам. Все это требует от судоводителя всесторонней подготовки и опыта плавания в различных условиях.

Наиболее трудными для судоходства местами на участке от Онежского озера до Рыбинского водохранилища являются: шлюзы Волго-Балтийского канала, Водораздельный канал и река Ковжа, Ковжинский бар, Крохинский брод и район порта Череповец.

На отдельных участках Волго-Балтийского водного пути имеются зоны затопленного леса, которые показаны на листах Атласа. Судоводителям следует учитывать, что заходить в эти зоны опасно.

Береговые и плавучие средства навигационного оборудования на Волго-Балтийском канале обеспечивают круглосуточное плавание судов и соответствуют межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей»

По интенсивности судоходства Волго-Балтийский водный путь относится к водным путям I группы.

Навигационно-гидрографический очерк

Волго-Балтийский водный путь является звеном Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации, соединяющим бассейны Балтийского моря и реки Волга. Волго-Балтийский водный путь заменил старую Мариинскую систему, просуществовавшую более чем полтора века. Открыт в июне 1964 года. Включает в себя последовательно реку Нева, Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро и Волго-Балтийский канал. Общая протяженность Волго-Балтийского водного пути (от моста Благовещенский на реке Нева до входа в Рыбинское водохранилище) составляет 857 км.

__prev_2_Волго-Балтийский канал представляет собой крупнейшее гидротехническое сооружение, он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем; длина канала от входа в него с озера до селения Торово 367 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел, в связи с чем имеет два склона: северный (Балтийский) и южный (Каспийский). Северный склон канала крутой, южный — пологий.

Волго-Балтийский канал со стороны Онежского озера начинается с Вытегорского канала, длина которого 13,4 км. Далее находится Вытегорский гидроузел* со шлюзом № 1, затем следуют Белоусовский гидроузел со шлюзом № 2, Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы № 3, 4, и, наконец, Девятинский гидроузел со шлюзами № 5 и 6, являющимися границей между северным склоном Волго-Балтийского канала и водораздельным бьефом.

*Вытегорское водохранилище. Между Вытегорским (шлюз № 1) и Белоусовским (шлюз № 2) гидроузлами расположено Вытегорское водохранилище. Оно разлилось в длину на 8,5 км и в ширину 2,7 км. В районе Плоских Нив ширина Вытегорского водохранилища, пожалуй, не меньше его длины, объем водохранилища 58,4 млн. м3. Волго-Балтийский водный путьСреднемноголетний расход воды 8 м3/с, глубина по оси судового хода до 12 м. Водохранилище по существу является промежуточным бьефом между шл.№2 и шл.№1, навигационная сработка не превышает 0,5м. При создании водохранилища, уровень воды в этом месте был поднят на высоту до 14 метров, тем самым берега старого русла канала были затоплены, на месте холмов, окружавших берега появилось большое количество островков, а вокруг них масса заливов и проток.

От шлюза № 6 начинается водораздельный канал, длина которого 52,4 км, далее трасса Волго-Балтийского канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На 121 км реки Шексна (от ее истока) расположен Шекснинский гидроузел со шлюзами № 7 и 8; нижний бьеф этих шлюзов находится в подпоре от Рыбинского водохранилища.

Водораздельный бьеф расположен между шлюзом № 6 (854,5 км) и Шекснинским гидроузлом (595,5 км); вода в этом бьефе при установившемся стоке находится почти на одном уровне. Самый широкий участок водораздельного бьефа, называемый Шекснинским водохранилищем*, расположен между входом в Северо-Двинскую шлюзованную систему (665 км) и Шекснинским гидроузлом.

*Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, на р. Шексна, в Вологодской области. Образовано плотиной одноимённого гидроузла; в составе Волго - Балтийского водного пути. Состоит из двух участков: речной части и Белого оз. Заполнено в 1963-64 гг. Площадь 1670 км2, Длина 167 км, наибольшая ширина 20 км, глубина до 17 м, а объем воды составляет свыше 6,5 млрд. куб. м. На дне водохранилища покоятся старые шлюзы Мариинской водной системы (предшественницы Волго-Балта), существовавшей до 1963 года.

Шекснинское водохранилище включает в себя два озеровидных расширения: первое, шириной до 4 км,протянулось непосредственно выше плотины – до села Ирма, а второе, называемое Сизьменским разливом (его ширина местами достигает 20 км), находится в северной части.

Уровень водохранилища колеблется в пределах 1,2 м, оно осуществляет сезонное регулирование стока.

В физико-географическом отношении местность, по которой пролегает Волго-Балтийский канал, однообразна: небольшие всхолмленные участки чередуются здесь с обширными болотистыми низинами. К берегам канала примыкают заливные луга, торфяные болота и мелколесья.

В пределах участка 854,0—774,0 км Волго-Балтийского канала берега местами оползают, что создает определенные трудности в поддержании гарантированных габаритов судового хода.

Гидрометеорологические сведения. В данном подразделе приводятся общие сведения, необходимые для оценки гидрометеорологических факторов при сквозном плавании по Волго-Балтийскому водному пути.

Трасса проходит в зоне умеренного климата. Наиболее благоприятными для плавания месяцами являются июнь и июль, когда отмечается наименьшее число дней с плохой видимостью, малая вероятность штормовых ветров на озерах и водохранилищах; кроме того, это месяцы белых ночей.

Максимальная скорость течения на Волго-Балте (15 км/ч) наблюдается на Ивановских порогах (река Нева) и при сбросах воды на Верхнесвирской ГЭС и на реке Свирь у Подпорожского моста.

Самые сильные штормовые ветры, скорость которых достигает 34 м/с, наблюдаются на Ладожском озере; наиболее часты они в октябре. При северных штормовых ветрах высота волны в Ладожском озере достигает 6 м.

Таким образом, по метеорологическим условиям наиболее опасным для плавания участком Волго-Балтийского водного пути является Ладожское озеро.

Физическая навигация на ВБВП в среднем длится 188 суток. Ее продолжительность лимитируется сроками 1 замерзания водораздельного канала и вскрытия ото льда Белого озера: канал замерзает раньше, чем все другие участки ВБВП, а Белое озеро очищается ото льда позже.

Фактическая навигация в связи с продлением работы транспортного флота начинается и заканчивается в ледовых условиях. Ее сроки зависят от ледовой обстановки на ВБВП и от конкретных задач, стоящих перед транспортным флотом.

Ветры и волнение. По ветро-волновым условиям наиболее затруднительным участком Волго-Балтийского канала является Белое озеро, где число дней с ветрами, скорость которых от 5 до 15 м/с, составляет около 30% навигационного времени, а число дней с ветрами, скорость которых 15 м/с и более, составляет около 2% навигационного времени.

Высота ветровой волны на всем протяжении Волго-Балтийского канала не превышает 1,5 м.

Туманы и осадки на Волго-Балтийском канале чаще всего бывают осенью. На участке от города Вытегра до селения Анненский Мост в июле — августе они составляют 5—7 дней в месяц, а в сентябре — октябре 10—15 дней. Летом туманы появляются обычно около полуночи или ранним утром и держатся до 7—8 ч утра. Наиболее часты и продолжительны туманы на Белом озере и Сизьминском разливе.

Для климата в районе Волго-Балтийского канала характерна холодная зима и умеренно теплое со значительными осадками лето.

Годовой баланс влаги положителен: количество выпадающих осадков превышает годовое испарение примерно на 250 мм. В связи с этим наблюдается значительная переувлажненность почвы. Годовое количество осадков в среднем 500—550 мм.

Колебания уровня и течение. Под воздействием ветра на Волго-Балтийском канале наблюдаются сгонно-нагонные колебания уровня. При сгоне и нагоне колебания уровня в Белом озере достигают 0,5 м, а в Шекснинском водохранилище — 0,4 м.

Течение на Волго-Балтийском канале при обычных условиях слабое и практического значения для судовождения не имеет. Однако в период половодья при плавании по каналу следует учитывать действие свальных течений, возникающих на Верхней Шексне и Нижней Шексне в устьях притоков, у староречий и в районе гидросооружений. В нижних и верхних подходных каналах шлюзов при опорожнении камер шлюза возникает течение, скорость которого иногда достигает 7,2 км/ч.

Ледовый режим. Ледяной покров на Волго-Балтийском канале устанавливается в середине ноября, а вскрытие ото льда начинается во второй половине апреля с низовьев Шексны.

БЕЛОЕ ОЗЕРО. Протяженность Белого озера с запада на восток — наибольшая, она составляет около 46 км. В озеро впадает много рек, из которых наиболее крупными являются реки Ковжа и Кема; вытекает из озера только река Шексна. Берега озера покрыты смешанным лесом; они низкие и во многих местах при средних уровнях затопляются. Несколько возвышен северный берег в районе селений Липин Бор и Киснема.

Рельеф дна Белого озера исключительно ровный, «блюдцеобразный». Глубины в озере почти всюду 5—5,6 м; изобата 4 м находится от берегов на расстоянии 1—2 км. Грунт в озере — песок, только вблизи западного и северного берегов озера дно местами каменистое.

Условия плавания. Берега озера при нормальной видимости просматриваются из любой точки. Днем в ясную погоду основными ориентирами при плавании по озеру являются колокольни церквей. Вход в реку Ковжа хорошо опознается по церкви Ковжа, которая стоит на северном берегу острова, лежащего в устье этой реки; берега острова и нижняя часть церкви затопляются.

Вход в исток реки Шексна можно легко опознать по церкви Крохино. Во время плохой видимости переход по озеру осуществляют по компасу, руководствуясь картой и ориентируясь по навигационному ограждению.

Если судно застигнуто штормом и ему угрожает опасность, следует уходить к подветренному берегу. Следует также иметь в виду, что высота волны при ветрах, скорость которых 14—20 м/с (особенно когда они идут с севера или севера-запада) достигает 1,5 м. Укрытием во время штормовой погоды могут служить: устье реки Ковжа, лесопогрузочный пункт Мондома, Белозерский порт и исток реки Шексна.

Рекомендованные курсы, показанные на обзорной карте Белого озера, соединяют основные грузопассажирские пункты, расположенные у берегов озера. Рекомендованные курсы, соединяющие устье Ковжи и лесопогрузочный пункт Мондома, обозначены осевыми светящими буями. Движение судов на этих курсах двухпутное, правостороннее; при плавании по рекомендованным курсам осевые плавучие буи надлежит оставлять по левому борту на возможно большем расстоянии.

Пересечение линии судового хода допускается под углом, близким к 900, при отсутствии встречных судов или на расстоянии не менее 2 км от них.

Белозерский канал пролегает вдоль южного берега Белого озера, соединяет реку Ковжа с рекой Шексна, используется для плавания судов длиной 50 м и менее и проводки канальных плотов. Длина канала 67 км. Грунт — глина и песок. Глубины на канале неустойчивы, поэтому сведения о них необходимо получить у диспетчера Белозерска ГБУ «Волго-Балт». В районе Белозерского порта ОАО «СЗП», а также у причалов клиентуры на участке между Белозерском и Маэксой канал углублен. Подход к причалам разрешается судам и составам грузоподъемностью не более 2000 т с осадкой, определяемой по результатам траления.