Атлас Луганской области

 Атлас Луганской областиСкачать «Атлас Луганской области»

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Луганская область расположена в юго-восточной части Украины в бассейне среднего течения Северского Донца на путях из Донбасса в Россию.

Область образована 3 июня 1938 года.

Ее территория составляет 26,7 тыс. кв. км (4,4% территории государства). Население - 2,61 млн. человек (5,3% жителей Украины на 2001 г.). По численности населения Луганская область занимает четвертое место среди областей Украины. Она принадлежит к наиболее густонаселенным областям.

Территория области простирается с юга на север более, чем на 250 км и с запада на восток - 190 км.

Область имеет 776 км государственной границы. На севере, востоке и юге пределы области совпадают с границами Украины. Здесь она граничит с Белгородской, Воронежской и Ростовской областями. На юго-западе ее земли прилегают к Донецкой, а на северо-западе - к Харьковской областям Украины.

В административном отношении область делится на 18 административных районов, имеет 37 городов (в том числе: 14 - областного подчинения, 23 - районного подчинения). Областной центр, город Луганск - один из больших городов Украины.

Луганск большой промышленный центр восточной части Украины и является важным транспортным узлом, через который проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные пути с запада и востока Украины к северным, центральным и южным областям России. К наиболее крупным городам области относятся Северодонецк, Красный Луч, Стаханов, Алчевск, Краснодон, Рубежное.

Область богата высококачественными углями. Запасы угля исчисляются десятками миллиардов тонн. Во многих районах распространены строительные материалы: известняк, песчаник, мел, мергель, различные глины, которые хорошо используютсяв строительстве. Существует большое количество промышленных отходов, накопившихся в шахтных терриконах и отвалах, которые могут быть использованы в строительстве. Имеются месторождения природного газа. В Луганске и Старобельске есть источники лечебных минеральных вод.

Луганская область является крупным промышленным регионом. По объему производства область занимает четвертое место в Украине. В экономике основное место принадлежит добыче угля, металлургии, машиностроению и металлообработке. Значительно возросло производство химической и нефтехимической продукции, стекла. Развивается деревообработка, производство стройматериалов.

В государственном разделении труда Луганская область обеспечивает четвертую часть добычи угля, выпуска металлорежущих станков, электродвигателей, кальцинированной соды; шестую часть - нефтепродуктов, стальных труб, минеральных удобрений, синтетического аммиака, трикотажных изделий; производит кокс, металл, чугун, сталь, прокат, тепловозы, грузовые вагоны, горно-шахтное оборудование, технологическое оборудование для электронной промышленности, аккумуляторы, карбамид, капролактам, синтетические красители, пластмассы, резинотехнические изделия, оконное стекло, мебель, обувь, бытовую технику и многое другое.

В области функционирует развитый строительный комплекс, насчитывающий около 400 предприятий и организаций. Стройиндустрия области располагает богатым ресурсным потенциалом, развитой инфраструктурой для производства широкой номенклатуры строительных материалов и конструкций, продукции производственно­технического назначения и товаров народного потребления. Целый ряд предприятий промышленности стройматериалов являются потенциальными экспортерами.

В области широко развита транспортная сеть. Длина железных дорог составляет 2009 км, подъездных путей промышленных предприятий и организаций - 2320 км. Область имеет широкую сеть автомобильных дорог, длина которых в пределах населенных пунктов составляет 8000 км. Развивается система внутригородского транспорта - действует троллейбусное, автобусное и трамвайное сообщение. Систему авиационного транспорта области составляют Луганское государственное авиапредприятие и аэропорт "Северодонецк". Трубопроводный транспорт - Лисичанское районное нефтепроводное управление (67 км) и управление магистральных нефтепродуктопроводов (99,6 км). Инфраструктура связи охватывает все населенные пункты области.

Валовый продукт сельского хозяйства в общегосударственном объеме занимает 2,9%. Основным направлением специализации этого сектора экономики является выращивание зерновых и масляничных культур, мясо-молочное животноводство.

В области имеется 50 научно-исследовательских и проектных организаций, которые представляют Академию наук Украины, Минуглепром, Минпром, Минмашпром и различные ведомства.

Трудовые ресурсы области составляют - 1,7 млн. человек и традиционно отличаются высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. В области работет 6 высших учебных заведений и 3 их филиала, высших учебных заведений системы подготовки младших специалистов - 42, профессионально-технических училищ - 81, дошкольных учреждений - 810.

Область поддерживает торгово-экономические отношения с 78 странами мира. Основные статьи экспорта включают в себя: сталь, прокат, продукты нефтепереработки, минеральные удобрения, металлорежущие станки, черные металлы и изделия из них, изделия из пластмасс, аккумуляторы, краски, горнообогатительное оборудование, органические химические соединения, продукты питания.

Историческая справка

Заселение территории  края началось около 100 тысяч лет тому назад. Найденные на территории области орудия труда охотников на мамонтов, изготовленные из кремния, свидетельствуют о пребывании здесь человека уже в период раннего палеолита. В эпоху неолита (VI - IV тысячелетие до н.э.) происходит постепенный переход от присваивающих форм хозяйства(охота и рыболовство) к воспроизводящим (скотоводство и земледелие), что способствовало увеличению населения. Более заселенной территория Луганщины была в эпоху меди и бронзы (III - I тысячелетия до н.э.).

В VIII - VII вв. до н.э. на территории Восточной Европы получает широкое распространение железо. Возникают первые государственные объединения. Этот период совпадает с появлением здесь кочевых племен иранского роисхождения - скифов (VII - III вв. до н.э.) и сарматов ( II в. до н.э. - III в.н.э.). В IX - XIII вв. бассейн Северского Донца заселяли кочевые племена тюрского происхождения: печенеги, торки и особенно длительное время - половцы.

Киевская Русь оказывала большое влияние на развитие хозяйства и культуры кочевников. Осевшие кочевники часто искали покровительства могущественного государства и становились его подданными. Но проникновение Руси в южные степи было прервано нашествием монголо-татар, которые в XIII в. захватили эти земли. Монголо-татарское иго принесло неисчислимые беды Донецкому краю, задержало его экономическое и культурное развитие, привело к апустению и обезлюдению степей, лежавших между Днепром и Доном. Огромная, почти незаселенная территория, получившая название "Дикое поле", отделяла Русское государство от Крымского ханства.

В конце XV - начале XVI вв. началось освоение "Дикого поля" украинскими и русскими крестьянами-беглецами. После освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого (1648 - 1654 гг) и воссоединения Украины с Россией усилился приток в Дикое поле запорожцев и беглых крестьян из-за Днепра и Дона.

Петр I, создавая за счет крепостных империю помещиков и торговцев, многое делал для развития промышленности. С его именем связано начало исследования Донбасса. Ознакомившись со свойствами каменного угля, Петр I заметил: "Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет". Посланый Петром I рудознатец Григорий Капустин открыл в 1721 году залежи угля в Лисьем буераке и в других местах Донбасса. В 1724 году начата разработка каменного угля. Уголь шел для солеварен и кузниц, их обслуживающих. Начало промышленной разработки угля связано с постройкой в 1796 году Луганского чугунолитейного завода, который должен был поставлять броневые плиты, пушки, ядра для черноморских крепостей и флота.

Новую волну промышленной лихорадки вызвало строительство в 1878 году Донецкой железной дороги, ветви которой охватывали весь Донбасс, и магистрали, связавшей в 1884 году Донецкий бассейн с Кривым Рогом. В 1882 году Луганский завод вместе с близлежащим к нему рабочим селом Каменный Брод официально получает статус города, а в скором времени становится центром Славяносербского уезда.

С 1876 года начинают работать железнодорожные мастерские для ремонта паровозов и вагонов для действующей железной дороги.

В 1895 году на месте литейно-пушечного производства построен и открыт Казенный патронный завод. В конце XIX века были построены шахты в Кадиевке и Лисичанске, паравозостроительный завод в Луганске, содовое предприятие в Лисичанске. В этот период в крае начинается активное развитие промышленного производства. Создаются эмалировочный, костильный, спиртоочистительный, кожаный, пивоваренный и прочие заводы.

Подвиги пролетариев Луганщины, верных долгу и идеалам борьбы за свободу от внутренних и внешних врагов, золотыми буквами вписаны в летопись гражданской войны. Едва утихал гул боев, в забои, к домнам спешили люди - стране нужен был уголь и металл. С особой силой борьба за уголь и металл развернулась в годы восстановления промышленности и годы индустриализации. Накануне войны почти вся промышленная продукция производилась на новых или реконструированных предприятиях, резко возрос уровень механизации производственных процессов.

Годы военных лихолетий оставили на земле Луганщины неизгладимые раны. На местах сражений за Донбасс - реке Миусе близ Красного Луча, Острой Могиле в Луганске и в городе "Молодой гвардии" - Краснодоне - воздвигнуты величественные мемориальные комплексы.