«Домашняя школа» (Пособие для родителей – воспитание и умственное развитие 3-х летних детей)

Домашняя школа

Скачать книгу «Домашняя школа»

(Пособие для родителей - воспитание и умственное развитие 3-х летних детей)

Скачать «Домашняя школа» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Учитесь быть учителями. Вашему ребенку исполнилось три года. Это важный рубеж в жизни ребенка, переход от раннего к дошкольному детству. И вы, вероятно, уже задумываетесь над его дальнейшей судьбой и над тем, что можете сделать вы,родители, для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о "пустом" времени, когда дитя только растет и забавляется. Ученые пришли к единодушному выводу о том, что именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. И чтобы это формирование было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых.

Цель этой книжки — помочь родителям в поисках путей такого руководства. Однако авторы не стремились охватить все стороны психического развития трехлетнего ребенка, все вопросы его воспитания. Они ставили перед собой значительно более скромную задачу — дать родителям советы и некоторые материалы для руководства умственным развитием.

Руководить умственным развитием ребенка — это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы иx решения. Но можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

Исследования, проведенные М.И. Лисиной, показали, что к трехлетнему возрасту у ребенка уже достаточно развито умение и желание общаться со взрослым в процессе «делового сотрудничества». Это позволяет взрослому эффективно руководить деятельностью ребенка, направлять ее в определенное русло.

Такому руководству некоторыми видами детской деятельности мы и хотим научить родителей. И еще хотим предложить ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат.

Факты, накопленные детской психологией, да и многие житейские примеры говорят о том, что учиться ребенок может, и научить его можно очень многому. Достаточно сказать, что нередки случаи, когда в три—три с половиной года дети овладевают чтением. И вовсе не какие-либо вун-

деркинды. Американский психолог О.Х.Мур при помощи «говорящей» пишущей машинки учит читать и печатать любого ребенка трех лет. Более того, его питомцы сами выпускают стенную газету, в которой помещают стихи и рассказики собственного сочинения. Нам приходилось видеть трехлетних «математиков», трехлетних знатоков марок автомобилей (с весьма детальными знаниями о различиях в их устройстве и оформлении), «географов» того же возраста, помнящих названия столиц всех государств земного шара...

Да, ребенок может усвоить самые разные вещи. Конечно, чтобы добиться этого, надо знать, как его учить, какими методами пользоваться. Но раньше чем обсуждать, как, необходимо установить, чему учить, в чем должна состоять программа обучения.

Самое простое решение — взять за образец школьную программу и попытаться «спустить» ее вниз, конечно, по возможности упростив. Учить детей прежде всего читать, считать и если не писать, то выкладывать слова из отдельных букв или печатать на машинке (с письмом получается плохо — к нему явно не готова рука). Ну и заодно учить начала географии, истории, знакомить с электричеством. В общем, тянуть ребенка вверх по возрастной лестнице — глядишь, и в школу можно будет отдать на год-два раньше.

Вы, вероятно, встречались со словом «акселерация»? Оно означает «ускорение». Ускорение детского развития. В последние десятилетия в силу не очень ясных причин (и независимо от чьей-либо воли) возникла акселерация физического развития детей: они стали значительно быстрее расти, прибавлять в весе, сократились сроки созревания разных систем организма. Да и результаты ускоренного роста часто оказываются внушительными — недаром появилось производное от «акселерация» словечко «акселерат», слегка ироническое обозначение юношей и девушек, переросших на голову своих родителей.

Вот это-то явление и соблазнило некоторых зарубежных специалистов в области детского развития, а заодно и часть родителей на попытки ускорить, акселерировать и умственное развитие ребенка. Ну что ж. Получается. Когда первые сообщения такого рода проникли в печать, они вызвали сенсацию, чуть ли не ликование. В самом деле, зачем ждать долгие годы, пока ребенок вырастет, повзрослеет, начнет посещать школу, когда, оказывается, систематическое обучение основам наук можно начинать куда раньше? Но скоро наступило отрезвление. За попытками искусственной акселерации явно проступило старое, ошибочное понимание дошкольного возраста — отношение к нему как к «пустому», не имеющему самостоятельного значения. Если раньше полагали, что его нужно переждать, то теперь пришли к выводу, что можно и просто отменить, перепрыгнуть. Не приведет ли, однако, такое перепрыгивание к потерям в умственном развитии, которые не сможет компенсировать раннее усвоение школьной премудрости? …

Многие дети, слишком рано начавшие свои «школьный» путь, вскоре после поступления в настоящую школу скатываются в ряды неуспевающих. Недостроенный "нижний этаж" — плохая опора для следующего. Крупнейший советский ученый А. В. Запорожец, отдавший всю жизнь изучению дошкольного детства, говорил, что целью дошкольного обучения должна быть не акселерация, а амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив.

Итак, амплификация. Для умственного развития трехлетки это значит прежде всего формирование eго восприятия, образного мышления, воображения. Этому и должна быть в значительной мере посвящена программа обучения. Излагая ее основы, мы будем опираться на то, что «наработано» наукой, с учетом условий, которые складываются в семейном воспитании. Оговоримся, что умственное развитие отнюдь не исчерпывается предлагаемыми здесь задачами. Оно включает и такие стороны, как усвоение ребенком определенного круга знаний об окружающем и развитие его речи. Но в нашей книжке соответству ющий материал будет приводиться только попутно, так как «нельзя объять необъятного»….

Родителей, которые захотят воспользоваться нашими советами, мы просим не забывать о том, что эти советы нельзя принимать как готовые рецепты. Каждый ребенок своеобразен, непохож на других, к нему нужно уметь найти подход. В зависимости от интересов и склонностей ребенка, его индивидуальных особенностей следует отбирать те или другие обучающие задания. И ни в коем случае не насиловать ребенка, не заставлять заниматься тем, что ему скучно и неинтересно. В последующих главах книжки мы даем общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий. Мы надеемся, что, пользуясь этими рекомендациями и примерами, родители смогут сами разнообразить виды заданий, придумывать новые, наиболее подходящие для их ребенка. И при этом родителям нужно помнить, что мы рассматриваем не все, а только основные виды деятельности ребенка и выделяем в них то, что имеет значение для его умственного развития.

Умственное развитие — очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. И наши советы направлены на то, чтобы лишь частично облегчить родителям решение этой трудной задачи.