Атлас ЕГС Европейской части РФ – том №3 часть 1 – Волго-балтийский водный путь. Река Нева

ЕГС-неваСкачать «Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ» 

(том №3 часть 1 -  Волго-балтийский водный путь. Река Нева)

титул-2

Скачать атлас «Единой глубоководной системы Европейской части РФ т.3, ч.1» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Общие сведения. Волго-Балтийский водный путь является звеном Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации, соединяющим бассейны Балтийского моря и реки Волга. Открыт в июне 1964 года. Включает в себя последовательно реку Нева, Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро и Волго-Балтийский канал. Общая протяженность Волго- Балтийского водного пути (от моста Благовещенский на реке Нева до входа в Рыбинское водохранилище) составляет 857 км.

Схематический продольный профиль Волго-Балтийского водного пути на участке от Санкт-Петербурга до устья реки Свирь

таб-1

Река Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив.

Длина реки от Невских ворот (1389,0 км) до острова Ореховый (1315,0 км) составляет 74 км, ширина — от 1,3 км до 250 м; наиболее узкая часть русла находится у мыса Святки (1343,4 км).

Берега Невы крутые, местами обрывистые, по мере продвижения вверх по реке постепенно повышаются; средняя их высота 6—9 м. Левый берег Невы почти на всем протяжении и правый берег от устья до Ивановских порогов плотно застроены.

При впадении в Финский залив Нева разветвляется на несколько рукавов, образуя обширную дельту, насчитывающую до 42 островов. Все острова невской дельты низкие, высота их от 2 до 4 м от проектного уровня воды.

Берега дельты низкие, на большом протяжении они укреплены набережными. Наиболее крупными рукавами дельты, имеющими навигационное значение, являются реки Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка. В устья рукавов с моря через бар ведет несколько каналов, из которых навигационное значение имеют Корабельный, Петровский и Елагинский. Основным путем для входа с моря в Большую Неву является Санкт- Петербургский морской канал, ведущий по акватории Санкт-Петербургского морского порта до Невских ворот.

Русло Невы устойчивое и малоизвилистое. Река имеет три крутых изгиба: выше Литейного моста между 1380,0 и 1376,0 км, в Кривом колене и в районе Ивановских порогов. Общее падение Невы от истока до устья составляет 4,47 м; среднее падение 7 см/км.

Наиболее сложными для судоходства являются участки, расположенные между мысом Щербинка (1350 км) и селением Лобаново (1334 км), а также исток реки Нева.

Грунт в русле преимущественно глинистый. На участках судового хода, где глубины 4-5 м, грунт - глина с камнем. Для Невы характерны малая заносимость и стабильность ее судового хода.

Климат в районе Невы имеет черты морского климата умеренных широт, для которого характерны большая влажность, облачность и значительное количество осадков.

Длительность теплого периода года, считая от устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 0°С весной до перехода к отрицательной температуре осенью, составляет в среднем 222 дня; по данным многолетних наблюдений средняя дата перехода температуры через 0°С весной — 3 апреля, осенью — 12 ноября.

Весна здесь обычно затяжная; она начинается в середине марта и продолжается до конца мая. В течение почти всей весны теплая погода чередуется с похолоданиями; случается, что снег выпадает в мае.

Лето в районе Невы умеренно теплое; оно длится с нюня до начала сентября. Самым теплым месяцем является июль, средняя температура которого повсеместно 18°С.

Осень сырая, но относительно теплая. Она начинается в середине или начале сентября и продолжается до конца ноября. Для осени типична циклоническая погода с длительными осадками, большой облачностью, туманом и сильными ветрами. В первой половине осеннего сезона часто наблюдается возврат тепла.

Если лето умеренно теплое, то зима в районе Невы умеренно холодная. Для зимы также типично преобладание циклонической погоды — облачной, ветреной, изменчивой. В зимний сезон характерны неожиданные оттепели с резким повышением температуры. Первая половина зимы сравнительно мягкая, вторая половина преимущественно холодная; в наиболее суровые зимы морозы могут достигать 40°С.

Число дней со снежным покровом в среднем составляет 166, из них с устойчивым покровом 113. Средняя дата появления снежного покрова — 1 ноября, полного таяния — 15 апреля.

Ладожское озеро является самым большим озером в Европе, его площадь 18,4 тыс. км2, длина с юга на север 219 км, наибольшая ширина 138 км. Ладожское озеро принимает через реку Свирь воды Онежского озера, через реку Волхов воды озера Ильмень, а через реку Вуокса воды озера Сайма. Река Нева является единственной рекой, вытекающей из Ладожского озера.

Берега северной части Ладожского озера высокие, скалистые и сильно изрезанные; около них расположены шхеры и группы островов. Берега южной части низкие, песчаные и пологие; они окаймлены песчаными пляжами и отмелями. Берега озера покрыты лесом и кустарником.

В северной части озера находятся наиболее крупные острова; среди них выделяется остров Валаам с приметным белым собором.

Глубины в северной части озера от 70 до 200 м, а в южной от 20 до 70 м. Глубины изменяются неравномерно. Наиболее приглубы берега северной части Ладожского озера; при плавании вдоль них во время тумана следует учитывать, что дно Ладожского озера неровное, и измерение глубины не предупреждает своевременно судоводителя о приближении к берегу или к опасностям, лежащим около него. Южный берег озера отмелый, изобата 10 м проходит от него на расстоянии до 15 миль.

Грунт в южной масти Ладожского озера песчаный, а в северной илистый; вблизи отмелей и банок грунт каменистый.

Подробное описание Ладожского озера и условий судоходства на его трассах приведено в Лоции Ладожского озера, изданной ГУНиО МО.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

В данном подразделе приводятся общие сведения, необходимые для оценки гидрометеорологических факторов при сквозном плавании по Волго-Балтийскому водному пути. Трасса проходит в зоне умеренного климата.

Наиболее благоприятными для плавания месяцами являются июнь и июль, когда отмечается наименьшее число дней с плохой видимостью, малая вероятность штормовых ветров на озерах и водохранилищах; кроме того, это месяцы белых ночей.

Максимальная скорость течения (15 км/ч) наблюдается на Ивановских порогах (река Нева) Кошкинском фарватере и при сбросах воды на Верхнесвирской ГЭС — на реке Свирь у Подпорожского моста.

Физическая навигация на Волго-Балтийском водном пути в среднем длится 188 суток. Ее продолжительность лимитируется сроками замерзания водораздельного канала и вскрытия ото льда Белого озера: канал замерзает раньше, чем все другие участки ВБВП, а Белое озеро очищается ото льда позже.

Фактическая навигация в связи с продлением работы транспортного флота начинается и заканчивается в ледовых условиях. Ее сроки зависят от ледовой обстановки на ВБВП и от конкретных задач, стоящих перед транспортным флотом.

Ветры и волнение. Река Нева. С мая по август в западной части района преобладают западные и северо-западные ветры, общая повторяемость которых 40%; в восточной части района в это время преобладают северо-восточные ветры, повторяемость которых 20—30%.

С сентября по апрель наблюдаются ветры северной части горизонта, дующие от северо-запада до юго-востока; суммарная повторяемость их 70—80%. В течение всего года преобладает ветер, скорость которого 2-5 м/с, повторяемость 60—75%. Повторяемость ветра, скорость которого 6—10 м/с, составляет 20—30%. Штормы относительно редки, в навигационный период число дней со штормом не превышает двух в месяц.

Ладожское озеро. В период навигации на Ладожском озере наиболее часты ветры северных направлений. В южной части Ладожского озера с мая по июль преобладают северные и западные ветры, повторяемость которых 26—28%. В северной части озера с апреля по август чаще наблюдаются северо-восточные ветры.

Наиболее благоприятны для судоходства нюнь, июль и первая половина августа, когда на Ладожском озере преобладают ветры, скорость которых до 6 м/с. Штормовые ветры начинаются с конца августа, их повторяемость в осеннее время составляет от 2 до 5 дней в месяц. Наибольшее число дней со штормовыми ветрами приходится на октябрь, когда продолжительность этих ветров, дующих со скоростью 14—17 м/с, достигает 4 суток. Северные устойчивые штормовые ветры, скорость которых достигает 24 м/с, могут развить в южной части Ладожского озера ветровую волну высотой до 6 м.

Длительность неблагоприятной для судоходства погоды (ветер, волнение, туман) здесь составляет: для буксиров с плотами 43%, для судов класса «О» 20% и класса «М» 13% общей продолжительности навигационного периода.

Туманы и осадки

Река Нева. Среднее число дней с туманом в месяц в устье Невы составляет 5-8, а в истоке 3-4. Наиболее вероятны туманы ночью и утром; их продолжительность небольшая, в редких случаях они держатся более 6 ч. Чаще всего туманы бывают осенью.

Среднегодовое количество осадков в районе Невы 560-580 мм, число дней с осадками изменяется от 144 в истоке Невы до 200 в ее устье. Наибольшее число дней с осадками приходится на период с августа по март. Летом осадки выпадают в виде кратковременных ливней, иногда сопровождаемых грозами; для осени характерны продолжительные обложные дожди.

Ладожское озеро. В открытой части Ладожского озера на весну и начало лета приходится наибольшее число дней с туманами за навигацию (5—7 в месяц). Весной туманы обычно перемещаются вместе с ледяными полями, они занимают наибольшую площадь и бывают довольно густыми. Осенью также по всему району нередки туманы; они густые и продолжительные, с моросью, занимают большую площадь и поднимаются на значительную высоту от поверхности озера.

Колебания уровня

Река Нева. По режиму уровней Неву разделяют на две части: нижнюю — от устья до Ивановских порогов, где наблюдается влияние Финского залива, и верхнюю — от Ивановских порогов до истока, где заметнее влияние Ладожского озера.

Существенное и резкое влияние на уровень воды в Неве оказывают ветры: сгонно-нагонные колебания уровня — одна из особенностей Невы. Нагон в устье Невы обычно сопровождается сгоном в истоке, а нагон в истоке — сгоном в устье. Величина сгона и нагона зависит от силы и направления ветра. Наибольшие изменения уровня вызывают западные и восточные ветры. В отдельных случаях, обычно осенью, при сейшевых колебаниях воды в Балтийском море и устойчивых сильных юго-западных или западных ветрах формируется длинная волна, которая, пробегая Финский залив за 7—9 часов, вызывает резкий подъем уровня в устьевой части Невы. При подъеме уровня на 160 см от ординара (по водомерному посту Горный институт) в Санкт-Петербурге создается угроза наводнения. Для защиты Санкт-Петербурга от наводнений в Невской губе ведется строительство дамбы с судопропускными и водопропускными сооружениями.

Кроме стонов и нагонов, на уровень воды в Неве оказывают влияние заторы при вскрытии реки и зажоры при замерзании; влияние приливов и отливов в Балтийском море сказывается незначительно и только в устьевой части Невы.

Ладожское озеро. Уровень воды в Ладожском озере начинает интенсивно повышаться со второй половины апреля за счет весеннего половодья рек и в июне достигает своего максимума, а затем постепенно понижается до своего минимума в декабре. Средняя высота подъема уровня 0,5—0,7 м, а в многоводные годы около 1 м. Наивысший уровень воды — 664 см — за последние 120 лет наблюдался в июне 1924 года, наинизший — 348 см — был в феврале 1942 года. Средний многолетний уровень озера 484 см.

Сгонно-нагонные колебания уровня, вызываемые продолжительными сильными ветрами, наиболее значительны осенью. При нагонных ветрах, скорость которых 15 м/с и более, у южного берега озера уровень повышается до 1,0 м. Такие же сгонные ветры обуславливают понижение уровня на 0,6 м относительно среднего уровня озера. Кроме того, наблюдаются внезапные сейшевые колебания, величина которых достигает 1,8 м.

Течение

Река Нева. При средних уровнях скорость собственного течения реки на судовом ходе колеблется в пределах 3—5 км/ч. Наибольшая скорость течения наблюдается на Ивановских порогах и в истоке Невы (на Кошкинском фарватере); при высоких уровнях скорость течения достигает 12 км/ч на порогах и 9—

11 км/ч в истоке. В изгибах реки, а также около некоторых мостов наблюдаются свальные течения, местами около берега имеются суводи.

Ладожское озеро. В Ладожском озере действуют поверхностные течения, которые при слабых ветрах обусловлены неравномерным прогревом воды в разных частях озера. Такие течения имеют замкнутую циркуляцию, направленную против часовой стрелки. При ветрах, скорость которых более 5 м/ с, преобладающими становятся ветровые течения.

Ледовый режим

Река Нева. В зависимости от метеорологических условий Нева замерзает на срок от 2 до 6 месяцев. Характерно, что замерзание реки происходит снизу вверх по течению, а вскрытие ото льда наоборот — сверху вниз.

Осенний ледоход по всей реке наблюдается во второй половине ноября, средняя его продолжительность около двух недель. Замерзание реки происходит скачкообразно: ледяной покров то быстро распространяется вверх по течению, то останавливается и смещается вниз; иногда, особенно в средней части Невы, образуются зажоры.

Весенний ледоход на Неве, как правило, разделяется на два периода. В первом, так называемом периоде невского ледохода, река в течение 3—5 дней освобождается от собственного льда. Затем через несколько дней наступает второй период — ладожского ледохода, когда в течение 8—12 дней идет лед с Ладожского озера. Иногда ладожский ледоход затягивается на месяц с перерывами. В редких случаях при отсутствии северо-восточных ветров лед тает в озере, и повторного ледохода на Неве не наблюдается. В целом весенний ледоход от вскрытия до очищения ото льда длится обычно около трех недель.

Сведения о ледовых явлениях на реке Нева

таб-2

Ладожское озеро. Ледовый режим Ладожского озера весьма сложен. Ледяной покров в различных его частях появляется в разное время. Льдообразование происходит по концентрическим зонам от берега к центру озера. В мягкие зимы сплошного ледяного покрова на озере может не быть. Наибольшей толщины лед достигает в марте.

Вскрытие Ладожского озера происходит в обратной замерзанию последовательности. Большая часть льда тает на месте, около 20% выносится в Неву.

В южной части Ладожского озера (маяк Сухо) ранняя дата начала ледостава 16 ноября, средняя — 12 января, поздняя — 12 марта. Ранняя дата очищения ото льда 4 апреля, средняя — 15 мая, поздняя — 21 июня.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАНИЯ И ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СУДОХОДСТВА МЕСТА

Плавание по Волго-Балтийскому водному пути имеет свои особенности. Главная из них — это сочетание озерных и речных условий плавания, связанных с резким изменением метеорологической обстановки на пути судна.

По ВБВП судно проходит в стесненных каменистых местах, где действуют сильные свальные течения, движется по узким каналам и фарватерам, проходит через шлюзы, мосты, находящиеся в наведенном или разведенном состоянии, совершает переход по неспокойным озерам. Все это требует от судоводителя всесторонней подготовки и опыта плавания в различных условиях.

На картографируемом участке наиболее трудными для судоходства местами являются: район санкт-петербургских мостов, Кривое колено. Ивановские пороги, Кошкинский фарватер.

ГАБАРИТЫ ПУТИ

Габариты судового хода на 2007 год на реке Нева приведены в таблице.

таб-3

Указанные в таблице габариты судового хода при определенных условиях могут не соответствовать фактическим, о чем будет объявляться в путевых листах.

Наименьшую высоту на участке Волго-Балтийского водного пути от Санкт- Петербурга до Ладожского озера — 36,55 м от проектного уровня и 34,75 м от максимального — имеет воздушный переход, расположенный на реке Нева в районе поселка Кузьминка (1338 км).

Сведения о габаритах мостов и высоте воздушных переходов, расположенных на основной трассе ВБВП, а также сведения о наименьших габаритах дополнительных судовых ходов помещены на соответствующих листах Атласа.

Сведения о проектном уровне по опорным водомерным постам на реке Нева

таб-4

П р и м е ч а н и я: 1. Отметка проектного уровня для реки Малая Нева установлена 0,10 м;

2. Средний многолетний уровень южной трассы Ладожского озера соответствует абсолютной отметке 5.1 м.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Береговые и плавучие средства навигационного оборудования на реке Нева обеспечивают круглосуточное плавание судов и соответствуют межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» (ГОСТ 26600—98).

По интенсивности судоходства Волго-Балтийский водный путь относится к водным путям I группы.

На Ладожском озере и на устьевых участках дельты реки Нева действует система ограждения, применяемая на морях (в водах России). Здесь плавучие знаки выставлены по системе МАМС регион А. Подробное описание системы дано в пособии № 9030 издания ГУНиО МО. Плавание в южной части Ладожского озера на участке судового хода от буя Бугровский (1301,2 км) до буя Свирский (1172,7 км) осуществляется по системе разделения движения судов.

На реке Нева действует навигационное оборудование, применяемое на внутренних водных путях; границы действия этого оборудования показаны на листах Атласа. Правая и левая стороны судового хода считаются по направлению течения. Нумерация буев четная с правой стороны и нечетная с левой стороны судового хода. Светящие буи, обозначающие начало подходных фарватеров в Ладожском озере, следует оставлять слева по направлению движения.

Основу навигационного ограждения составляют береговые знаки; плавучее ограждение, выставленное на кромках судового хода и вблизи опасностей, имеет вспомогательное значение. На листах Атласа плавучие знаки показаны на своих штатных местах. При плавании необходимо иметь в виду, что плавучие навигационные знаки могут быть по разным причинам смещены со своих штатных мест или повреждены.

На листах Атласа показаны имеющиеся на местности знаки, ограждающие подводные и воздушные переходы, а также охранные зоны всех переходов независимо от выставленного ограждения. Ширина охранной зоны, обозначающей один переход, 200 м — по 100 м выше и ниже по течению от места расположения перехода; когда водный путь пересекают несколько переходов, расстояние между которыми менее 200 м, на карте показывается общая охранная зона, границы которой располагаются в 100 м выше и ниже по течению от крайних переходов.

В ледовых условиях плавания, когда плавучие навигационные знаки уже сняты или ещё не выставлены, на ВБВП действуют все береговые средства навигационного оборудования; кроме того, на наиболее сложных в навигационном отношении участках водного пути выставляются сигарообразные буи. Указанные буи стоят на штатных местах в течение всей навигации, однако судоводители должны иметь в виду, что в период с 15 мая по 15 октября некоторые сигарообразные буи могут быть сняты для осмотра и ремонта; на листах Атласа такие буи обозначены буквой Л.

Красной буквой И обозначены огни, погашенные в определенный период навигации (см. подраздел «Сведения о времени действия огней навигационных знаков:

—на всех знаках «Ориентир», за исключением знака на мысе Святки (1343,4 км);

—на буях № 3, 3-А, 4, 8, 9, 13, 15, 21, 25, 32, 35, 37, 38, 40, 43, 45, 46, 47, 49, 57, 67, 70, 80 на реке Нева и Кошкинском фарватере и на буе без номера на 1345 км в Ивановской заводи;

—на буях № 3, 4, 13 на реке Свирь и на Свирском баре.

2. Сведения о времени действия огней на навигационных знаках (береговых и плавучих) Ладожского озера помещены в книге № 2002 «Огни и знаки Ладожского озера» издания ГУНиО МО.

Примечание. В перечень (пункт 1) не включены береговые знаки, ограждающие подводные и воздушные переходы, ответственность за которые несут владельцы переходов.

ПОРТЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЙДЫ

На реке Нева расположены три порта: ОАО «Санкт-Петербургский речной порт», ОАО «Пассажирский порт» и ОАО «Ленинградский речной порт». Наиболее крупным из них является ОАО «Санкт- Петербургский речной порт», который хорошо механизирован и располагает причалами и рейдами для судов всех типов.

На реке Нева имеются причалы и места погрузки для судов, перевозящих минерально-строительные грузы и лес. Рейды для судов и составов оборудованы в районе крупных населенных пунктов, на подходе к шлюзам и важным грузовым причалам.

Сведения о порядке стоянки судов на рейдах и у отдельных причалов даны на листах Атласа.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФЛОТА. В границах водных путей ГБУ «Волго-Балт» осуществляется обслуживание судов, в которое входит: обеспечение судов лоцманской проводкой, снабжение горюче-смазочными материалами, продовольствием и водой, прием подсланевых и хозфекальных вод, осмотр специалистами СЗУГМиРН, санитарного крнтроля и др.;производство водолазных работ, техническое обслуживание, материально-техническое и навигационное снабжение, ремонт и наладка ЭРНП.

Обслуживание флота осуществляется по предварительным заявкам капитанов судов, подаваемым радио-: или телефонограммой судовому агенту за 48 часов до прибытия в порт;, в заявках сообщается время прихода и подробный перечень требуемых услуг.

Ниже приводятся данные об основных услугах. -

Лоцманская проводка

Лоцманская проводка на трассе Санкт-Петербург — Череповец обязательна: .

—для судов и составов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы;

—для судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов;

—для шлюзующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие габаритные запасы камер шлюзов, указанные в пункте.,5 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федераций, и судов со сверхгабаритными грузами;

—для иностранных судов.

Судоводители всех других судов, не прошедшие проверку знаний по специальной лоции района плавания, обязаны осуществлять проводку судна с помощью лоцмана.

Суда и составы без двойных бортов и двойного дна, перевозящие нефтепродукты или другие наливные опасные грузы, на участке реки Нева от города Шлиссельбург до-рейда Невский лесопарк (1320,0—.1356,0 км) обязаны следовать под проводкой государственного лоцмана.

Капитан, если найдет необходимым, может взять на судно лоцмана и в тех случаях, когда лоцманская проводка необязательна.

Лоцманы выделяются по заявке капитанов судов через диспетчерскую службу ГБУ «Волго-Балт» или через агентов в следующих пунктах:

—в Санкт-Петербурге — для проводки судов в разводку невских мостов и для проводки, от Санкт-Петербурга до пунктов, расположенных в границах ГБУ «Волго-Балт»;

в поселке Свирица — для проводки судов от поселка Свирица до Санкт- Петербурга и до поселка Вознесенье, а также до пунктов, расположенных у берегов северной части Ладожского озера;

— в городе Подпорожье — для проводки судов от поселка Вознесенье до поселка Свирица;

— в городе Вытегра— для проводки судов от Вытегры до Череповца и Санкт- Петербурга;

—в городе Череповец — для проводки судов от Череповца до Вытегры и Санкт-Петербурга.

Транзитная лоцманская проводка судов на трассе Санкт-Петербург — Череповец (включая пункты Ладожского озера) осуществляется лоцманами ГБУ «Волго-Балт» и негосударственными лоцманами, прошедшими аттестацию в ГБУ «Волго-Балт».

Заявка на лоцманскую проводку, осуществляемую лоцманами ГБУ «Волго- Балт», подается не менее чем за 48 часов (и уточняется за 24 часа) до ее начала в службы ГБУ «Волго-Балт», находящиеся в пунктах:

—Санкт-Петербург : лоцманская служба (факс. (812) 312-93-89; тел. (812) 315-44-78, «Река» — 88-107);

—Санкт-Петербург : центральная диспетчерская (факс. (812) 315-78-39, «Река» — 88-157; тел. (812) 312-04-51, «Река» — 88-417);

—Вознесенье : диспетчерская (тел. (81265) — 720-42);

—Вытегра : диспетчерская (факс. «Река» 763-93; тел. (81746) 239-40, «Река» - 763-93, 764-21);

—Череповец: диспетчерская (факс. «Река» — 776-91; тел. «Река» — 776-91).

Снабжение. Пополнить запасы топлива и масла можно по предварительной заявке, переданной через судового агента, в любой топливной компании Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Снабжение судов питьевой водой производится в Санкт-Петербурге и Шлиссельбурге.

Приобрести том 3 Атласа ЕГС (части 1, 2 и 3) можно в ГБУ «Волго-Балт».

Ремонт. Основными крупными ремонтными пунктами судов на реке Нева являются Санкт-Петербург, Шлиссельбург и Новая Ладога в устье реки Волхов.

Девиационные работы. Устранение и определение девиации магнитного компаса производится специалистами в Санкт-Петербурге и Шлиссельбурге.

В Санкт-Петербурге девиационные работы ведутся у приёмного буя Восточного Кронштадского рейда Санкт-Петербургского морского канала по предварительной заявке, переданной через судового, агента. В районе Шлиссельбурга девиационные работы выполняются на створе Посеченский.

Определение скорости судна можно произвести на мерных линиях, которые ;обозначены створами. Эти мерные линий расположены:

—на реке Нева против города Кировск на 1326 км.

Диспетчерская служба ГБУ «ВОЛГО-БАЛТ». Организация диспетчерской службы у регламентируется Положением о диспетчерском регулировании движения судов на ВВП РФ, действие которого распространяется на все суда, плавающие по трассе ВБВП, независимо от их принадлежности.

Контрольные пункты с обязательным выходом судоводителей на УКВ радиосвязь с диспетчерами движения

таб-5

*В скобках указан номер дублирующего канала связи радиооператора.

Примечания.

1. Капитан судна, следующего как с моря так и с внутренних водных путей к границам деятельности ГБУ «Волго-Балт», не позднее чем за 24 часа до подхода должен сообщить в СРДС ГБУ «Волго-Балт» следующие данные:

—наименование и флаг судна, владельца, агента;

—порт отправления и назначения; длину наибольшую;

—ширину наибольшую;

—высоту борта;

—осадку судна носом и кормой;

—высотный габарит;

—число пассажиров;

—наименование груза, его особые свойства, количество;

—необходимость лоцманской проводки и разводки мостов;

—класс судна и ограничения по ветро-волновому режиму при плавании в бассейне; разряда «М» и «О» (разрешение Регистра).

Заявку на портовые услуги, оформление прихода-отхода, КПП, таможню и др. капитан, судна подаёт судовому агенту.

2.При следовании по основной трассе ГБУ «Волго-Балт» капитан судна обязан выходить на связь с диспетчером движениям и сообщать время прохождения контрольного пункта.

3.Капитан судна, следующего под погрузку, выгрузку, ремонт или в отстойный пункт, обязан сообщить диспетчеру движения время захода в пункты стоянок.

4.В случае непредвиденных остановок в пути капитан судна обязан информировать диспетчера движения о прекращении движения, причине остановки и предполагаемом времени продолжения движения.

5.Капитан судна, намеревающегося начать движение из пунктов погрузки, выгрузки, ремонта или отстоя, с рейдов ожидания, обязан информировать диспетчера движения о предполагаемом времени выхода, сообщить ему данные, указанные в п.1, и получить разрешение на начало движения.

НАВИГАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Судоводители, совершающие плавание по Волго-Балтийскому водному пути, должны иметь информацию о габаритах пути, состоянии навигационного оборудования и обо всех изменениях в условиях судоходства, а также гидрометеорологическую информацию.

Корректура к тому 3 Атласа на начало навигации готовится в ГБУ «Волго- Балт» и рассылается в другие ФГУ и ФГУП ЕГС, а также всем судовладельцам, желающим приобрести эту корректуру, по их заявкам. В период навигации путевая информация постоянного характера объявляется в Извещениях судоводителям по Единой глубоководной системе Европейской части РФ, которые издаются в Нижнем Новгороде ФГУ «Волжское ГБУВПиС». Своевременное обеспечение судов указанными извещениями является обязанностью организаций и ведомств, которым принадлежит судно.

Передача и прием путевой информации осуществляется через береговые УКВ радиостанции.

Путевая информация, передаваемая операторами береговых радиостанций и получаемая судоводителями, регистрируется в журнале приема путевой информации. Она передается на суда в виде радиограмм, включающих следующие сведения:

1.Наименование участка пути;

2.Минимальные габариты судового хода (глубина, ширина, радиус закругления), если они менее гарантированных;

3.Изменения в состоянии пути и навигационном оборудовании;

4.Данные о работающих земснарядах и дноуглубительных снарядах ГБУ «Волго-Балт», их наименование, местонахождение;

5.Места проведения аварийно-спасательных, строительных и других работ, влияющих на безопасность судоходства. О режиме плавания в этих районах следует запросить у диспетчера движения или у оператора ближайшей береговой радиостанции;

6.Подписной номер радиограммы, состоящий из шести цифр: первые две обозначают дату выпуска, остальные четыре — время выпуска в часах и минутах.

Изменения в условиях судоходства на Ладожском и Онежском озёрах постоянного характера даются телеграммами в течение пяти суток после выпуска (на Онежском озере в течение двух суток после выпуска — в 6, 12 и 18 часов), а в дальнейшем до выхода очередного Извещения мореплавателям ГУНиО МО — по запросу оператором соответствующей радиостанции с указанием номера и даты телеграммы.

Сведения о минимальной высоте судоходных пролетов мостов и надводных переходов, а также путевая информация по дополнительным трассам Волго- Балта выдается судоводителям по запросу только диспетчером движения флота. Эти данные не включаются в тексты указанных выше телеграмм.

Срочные сведения об обнаруженных опасностях для движения судов, закрытии или ограничении судоходства передаются немедленно в любое время суток на УКВ радиосвязи.

Навигационная информация (путевая и гидрометеорологическая) оперативного характера передается на суда в виде радио-бюллетеней через береговые радиостанции в соответствии с Указаниями по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям Европейской части Российской Федерации.

Кроме того, путевую информацию оперативного характера можно получить от бригад, обслуживающих навигационное оборудование, и диспетчерской службы шлюзов, районов водных путей и районов гидросооружений.

Гидрометеорологическая информация включает в себя суточные и рейсовые прогнозы погоды, штормовые предупреждения, прогнозы уровней и глубин, сведения о развитии ледовых явлений в периоды ледоходов и ледоставов.

Рейсовые прогнозы погоды судоводители должны получать перед выходом в озера, разливы и на водохранилища; при этом рейсовый прогноз должен быть уточнен, если судно по каким-либо обстоятельствам задержалось с выходом в озеро более чем на один час с момента действия выданного рейсового прогноза.

Штормовые предупреждения об усилении ветра и появлении тумана передаются на суда немедленно при угрозе возникновения указанных явлений.

Прогнозы погоды на Ладожское озеро передаются в соответствии со схемой гидрометеорологического районирования, помещенной на листе № 15.

Сведения о работе береговых радиостанций, передающих прогнозы погоды, предупреждения и путевую информацию, даны в документе «Список береговых радиостанций и расписание их работы на водных путях Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УКВ РАДИОСВЯЗИ. Судоводители, совершающие плавание по ВБВП, должны руководствоваться документом «Список береговых радиостанций и расписание их работы на водных путях Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации» и другими руководящими документами. Во время движения судна УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на канале 5 (частота 300,2 мГц), который береговым радиостанциям служит для вызова судов, а судовым — для вызова друг друга, для ответа на вызов, кратких переговоров по вопросам обгона, расхождения судов и сообщения о переходе на другую частоту.

В случае возникновения аварийной ситуации капитан (вахтенный начальник) обязан вызвать ближайшие суда и береговые радиостанции на канале 5 (частота 300,2 мГц) и сообщить о случившемся.

Канал связи изменяется при движении судна в разводку мостов и на пришлю-зовых участках. Номера каналов связи на этих участках даны в таблице и на соответствующем листе Атласа.

Рабочие каналы УКВ радиосвязи между судами на участке Вол го-Балтийского водного пути от Санкт-Петербурга до Ладожского озера

таб-6

При изменении номера канала связи, чтобы исключить возникновение аварийной ситуации из-за ошибок при использовании каналов межсудовой связи, вахтенный начальник судна обязан обеспечить прослушивание канала 5 на резервной радиостанции.

Для безопасности плавания на всем протяжении ВБВП обеспечено прослушивание канала 5 межсудовой связи береговыми радиостанциями.

Для связи между судами, находящимися на водных путях Санкт-Петербурга, и диспетчером Управления водного транспорта используется канал 22, позывной - «Петербург-радио-78». Для связи диспетчера Управления с общественным водным транспортом Санкт-Петербурга используется канал 25, позывной - «Петербург-радио-98». На реках и каналах Санкт-Петербурга, не входящих в перечень внутренних водных путей РФ, связь судов между собой и с диспетчером Управления водного транспорта осуществляется также на канале 22.