Карта глубин Цимлянского водохранилища

Карта глубин Цимлянского водохранилищаСкачать «Карта глубин Цимлянского водохранилища», 1:100 000

Скачать «Карта глубин Цимлянского водохранилища» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Цимлянское водохранилище-1Цимлянское водохранилище – это искусственное море, созданное при строительстве Цимлянской ГЭС в широкой пойме Дона (от его притока Иловля до речки Цимла). Оно располагается на территории Ростовской и Волгоградской областей РФ и является составной частью Волго-Донского водного пути.

Возведение плотины началось в 1948 г. и строилось силами ГУЛАГа, заполнение проходило на протяжении 1952—1953 гг. Водохранилище коренным образом изменило природно-хозяйственнуюсистему региона, водоем затопил луга и некоторые исторические станицы (в зону затопления Цимлянское водохранилищеводохранилища попали 164 сельских населенных пункта и частично г. Калач. Общее количество переселенных дворов 13 716 и 507 мелких промышленных объектов, а также исторический памятник — хазарская город-крепость Саркел).

Плотина искусственного моря была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самое крупное сооружение из песка - его намыли, утрамбовали, а затем облицевали бетонными плитами.

Цимлянский гидроузел, является одним из основных звеньев комплекса Волго-Донского водного пути и водноэнергетическото использования нижнего течения Дона; выполняет задачи по созданию в верхнем бьефе на протяжении от выхода в водохранилище судоходного канала у г. Калача до гидроузла судоходной глубины, необходимой для транзитного судоходства по Волго-Донскому водному пути, создает условия для самотечного орошения засушливых земель по рекам Нижнему Дону, Салу и Манычу и обеспечивает водой машинное орошение других земель, прилегающих к Цимлянскому водохранилищу и трассе Волго-Донского судоходного канала; получение электроэнергии.

Подпор от Цимлянской плотины распространяется вверх по течению на 360 км, примерно до устья р. Иловли. По своим размерам Цимлянское водохранилище относится к числу крупнейших искусственных водоемов, несколько уступая по ширине разлива лишь Рыбинскому водохранилищу. Полный объем водохранилища равен 23,85 км3, из которых 11,5 км3 составляют полезный объем; площадь зеркала 2 700 км2, наибольшая ширина - 38 км, средняя глубина 8,8 м (наибольшая - 30 м), максимальная сработка водохранилища составляет 5,0 м. На месте устьевых участков основных притоков Дона — рр. Цимлы, Чира и других — образовались заливы шириной до 5 км и длиной 15—30 км.

Так как водохранилище имеет различную ширину и глубину, его делят на четыре плёса: Приплотинный – от плотины до станции Кривской в Ростовской области. Длина его 44 км, ширина – 42 км, глубина – 11 м, наибольшая – 35 м. Этот участок имеет озёрный режим, его протяжённость мала, скорость течения – 0,1 – 0,2 м\сек.

Потёмкинский – от станции Кривской до станции Суворовской в Волгоградской области. Длина плёса – 68 км, средняя ширина – 8,5 км, максимальная – 22 км. Средняя глубина – 9 м, наибольшая – 15-20 м. Проточность – 0,2 – 0,3 м\сек.

Чирский – от станции Суворовской до станции Ложки. Для этого плёса характерна большая изрезанность берегов. Средняя глубина -10 м, ширина – до 22 км.

Верхний – от станции Ложки и выше. Это самый длинный плёс: от 60 до 100 км. По режиму напоминает реку. Здесь изменчива глубина (ок. 10 м) и площадь. Скорость течения – 0,5 м\сек.

Судовой ход. По водохранилищу проходит судовой ход от устья Волго-Донского канала у г. Калача до Цимлянского гидроузла протяженностью 186 км.

Условия плавания на отдельных участках водохранилища различны: на верхнем участке протяжением около 40 км, от Карповского гидроузла до долины р. Чир, ширина и глубина водохранилища незначительны. При сработке водохранилища пойма обсыхает, обнажая русло Дона. Судоходная трасса проходит здесь по руслу реки; последнее прижато к правому крутому берегу и достаточно удобно для плавания. Ниже, на протяжении около 25 км, трасса идет частично по руслу Дона и частично в прорезях, спрямляющих излучины реки.

Далее небольшой участок трассы проложен по пониженной части поймы с незначительными подчистками по ней. Наконец, ниже, вплоть до самой Цимлянской плотины, трасса проходит по водохранилищу и никаких земляных работ здесь не потребовалось. Образована она прямолинейными участками наибольшей возможной длины, с плавными переходами от одного участка к другому. В результате создания водохранилища длина транзитного судового хода по Дону на участке от г. Калача до створа Цимлянского гидроузла сокращена на 62 км по сравнению с бытовыми условиями.

В водохранилище возможно образование волн высотой до 3,0 м, при которых судоходство и в особенности буксировка плотов недопустимы. Поэтому наряду с организацией службы штормопредупреждений устроены убежища, в которых суда могут укрыться во время штормовой погоды. Расстояние между убежищами принять около 40 км, исходя из шестичасовой заблаговременности штормопредупреждения и полагая, что суда, получив предупреждение о шторме, доходят до первого убежища, лежащего впереди, а караваны направляются в ближайшее убежище.

Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону.

Пристани. По водохранилищу устроено семь пристаней у следующих населенных пунктов: хутор Пятиизбянский, станица Нижне-Чирская, хутор Суворовский, хутор Попов, хутор Красноярский, хутор Кривской и станица Жуковская. Пристани предназначены для обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

В искусственном море наблюдается разрушение берегов под действием волн и нагонных явлений. Они образуются в тёплый сезон года при длительных южных и северных ветрах. У города Калача, вследствие нагона воды с юга, уровень повышается на 0,5 – 0,9 м, а у плотины – понижается. При северном или северо- восточном ветре происходит нагон воды к плотине. Из-за большой площади водного зеркала уровень повышается в пределах 0.5 метров. Эти процессы являются одной из причин появления абразивных и аккумулятивных берегов. Разрушительные процессы характерны для западного берега, наносы – для восточного. Эти различия обусловлены тем, что западный берег более высокий и сложен полускальными породами – опоками, песчаниками. Восточный берег более пологий, сложенный легкоразмываемыми породами – суглинками, глинами, и как следствие был срезан морем приблизительно на 50 метров. В результате разрушения берегов в водохранилище поступает большое количество наносов. В настоящее время процесс изменения берегов приостановился, в связи с тем, что сформировались отмели, в пределах которых гасится разрушительная сила волн.

Сегодня трудно представить развитие и процветание многих городов и посёлков Волгоградской и Ростовской областей без использования вод Цимлянского водохранилища. Питьевая вода приблизительно для 3 миллионов людей, вода для орошения около 180 000 га земли, транспортный путь и место обитания для многих видов рыбы, - таков далеко не полный перечень значения водохранилища, а также, помимо хозяйственной деятельности живописные берега «Цимлянского моря» могут стать одной из самых крупных рекреационных зон южного региона.

Из других источников…Ученные спорят – «Есть ли будущее у Цимлянского моря?». Как искусственное сооружение водохранилище имело свой срок годности - 50 лет. По правилам эксплуатации водохранилища его надо спустить, почистить и провести капитальный ремонт всех сооружений и систем. Существовал протокол, согласно которому в 1986 году Минводхоз должен был выступить заказчиком многопрофильного исследования состояния Цимлянского водохранилища и эффективности его использования. Оказывается, ученые Южного отделения РАН еще в 1988 году подсчитали, что Цимлянское водохранилище с точки зрения экономики и экологии наносит чудовищный ущерб народному хозяйству страны. Самое главное - из-за водохранилища начался процесс обмеления Дона. В 1988 году он характеризовался следующими цифрами: из 28 кубокилометров стока реки человек забирал на свои нужды 21, причем 9 - безвозвратно. Кроме того, водное зеркало действовало как огромный испаритель. Результат: к началу 2000-х общий сток Дона снизился более чем в два раза. Идет процесс обмеления Азовского моря, об этом молчат, но он идет даже более интенсивными темпами, чем Арал в свое время. Пока спасает то, что это не замкнутая система - есть связь с Черным морем. Но процесс идет.

Цимлянское водохранилище - важная транспортная артерия для нефтяников. К слову сказать, танкеры - это тоже потребители воды. По официальным данным Южного отделения РАН, в 100 процентах проб воды водохранилища встречаются следы нефти и ГСМ. Но нефтяники в нем заинтересованы, поэтому будут изо всех сил препятствовать спуску и ремонту Цимлы. Скорее наоборот, сейчас активно лоббируется несколько дополнительных проектов строительства глубоководных каналов для проводки больших танкеров из Казахстана и Туркмении в Черное море. И эти каналы тоже так или иначе будут связаны с Цимлянским морем.

Вторая сила, которая категорически против спуска водохранилища, - это энергетики. В 2000 году на берегу рукотворного моря заработал первый блок Ростовской АЭС, сейчас достраивают второй, принято решение о строительстве еще двух. В правительстве обсуждаются планы на 5-й и 6-й блоки АЭС (АЭС - это мощный потребитель воды, а воды в водохранилище, по расчетам, хватает только на полтора блока, а хотят построить шесть). Из-за того, что пруды-охладители не могут оставаться без подпитки свежей водой, вопрос о капитальном ремонте Цимлянского водохранилища можно считать закрытым. Сегодня срок годности водохранилища истек, но его продолжают эксплуатировать с запредельными нагрузками. Это вам ничего не напоминает? Например, Саяно-Шушенскую ГЭС? Там ведь тоже выжимали все по максимуму. То есть техногенная катастрофа так или иначе произойдет. Вопрос когда?