Карта города Днепр

Карта города Днепр Скачать карту «План-схема г. Днепропетровск», 1:30 000

Скачать карту «Окрестности  Днепропетровска»,  1:100 000

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Днепропетровск ( 19.05.2016 г. переименован на г. Днепр ) — город областного значения, административный, экономический и культурный центр Днепропетровской области, один из красивейших городов Украины, расположенных на берегах могучего Днепра.

Областной центр Днепропетровской области (за территорией и численности населения является второй среди всех регионов Украины), располагается в центральной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Река Днепр разделяет город на две неравные части - правобережную и левобережную. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности (занимает 2/3 территории города) — в основном, на четырёх холмах,  разграниченных балками (ярами) с ручьями, левобережная — на Приднепровской низменности. Рельеф возвышенного правого берега Днепра на территории г. Днепропетровска характеризуется развитие густой овражно-балочной сети, которая имеет общую протяженность более 120 км, занимает площадь около 5 тыс.га и образована 15 балками и более 40 оврагами. Левобережная часть — низменная, на западе изрезанная вытянутыми озёрами — остатками древней Протовчи. В черте города в Днепр впадают реки Орель (канал) и Самара (оз. Ленина).

Площадь — 39704 га, административно делится на 8 районов: Амур-Нижнеднепровский, Бабушкинский, Жовтневый, Индустриальный, Кировский, Красногвардейский, Ленинский, Самарский.

Население города (на 01.01.2015 г.) — 989 769 жителей (4-е место в Украине, после Киева -2. 888 млн., Харькова -1. 453 млн. и Одессы -1. 017 млн. жит.).

Расстояние от Днепропетровска до : Киева 479 км, Одессы - 463 км, Симферополя - 458 км, Донецк - 250 км.

День города — 2-е воскресенье сентября.

….Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая заложила первый камень в строительство Преображенского собора 9 мая 1783 года. Екатеринослав по первоначальному плану Екатерины II должен был стать «Третьей столицей Российской империи». В 1796 году Екатеринослав по указу нового императора Павла был переименован в Новороссийск, но в 1802 император Александр I возвратил городу старое название.

В 1918-1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 году Екатеринослав всё же переименован в Днепропетровск( благодаря расположению на реке Днепр). До конца 1980-х годов город был закрытым для иностранцев из-за размещенного в нём ракетного производства. …

Страничка истории. В окрестностях города сохранились следы славянских поселений черняховской культуры (IV—V и VI вв. н. э.), а у поселков Лоцманская Каменка и Старая Игрень — поселений периода Киевской Руси (IX— XII вв.). Погребения кочевников XIII—XV вв. исследованы на территории горного института, исторического музея и металлургического завода им. Г. И. Петровского.

Оседлое население на территории нынешнего города и его окрестностей появилось в XVI в. с началом заселения казаками низовий Днепра. Запорожские казаки, защищавшие южные границы страны от турецко-татарской агрессии, строили здесь укрепления, возле которых закладывали свои зимовники. Во времена Новой Сечи здесь размещались зимовники зажиточных казаков Ф. Крошки, А. Токаря, Л. Глобы, И. Каплуна, Леонтия и Никиты Коржей. В этих хозяйствах, где в качестве рабочей силы использовалась казацко-крестьянская беднота, наряду со скотоводством развивались земледелие, промыслы.

В конце XVIII в. в результате успешных войн с Турцией Русское государство обеспечило себе более надежные границы на юге. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774 г.) к России отошли земли между Днепром и Южным Бугом, крепости Керчь, Еникале, Кинбурн. Появились условия для более широкого хозяйственного освоения края, строительства здесь административных, экономических и культурных центров — городов.

Сразу же после образования Азовской губернии (1775 г.) была составлена «Примерная генеральная карта Новороссийской и Азовской губерний», на которой в месте слияния рек Кильчени и Самары (около нынешнего Новомосковска) обозначен и губернский город. В середине апреля 1776 года в канцелярию наместника Новороссийского края Г. А. Потемкина были представлены планы и сметы на каменные строения города Екатеринослава, названного так по имени императрицы Екатерины II. Это и положило начало закладке губернского центра. В правительственном предписании, датированном февралем 1777 года, Г. А. Потемкин сообщал азовскому губернатору В. А. Черткову, что планы города рассмотрены и ему, Черткову, вменяется в обязанность «...продолжать строения оные». Проектировал город известный русский архитектор М. Ф. Казаков. Первыми сооружениями в нем стали здание губернского правления, жилые дома для губернатора и других чиновников, квартиры для межевых офицеров, дом купеческого правления, казарма для солдат, лазарет. На казенные средства были поставлены также 86 изб-мазанок.

В 1777 году по предписанию правительствующего сената из Белевской крепости (ныне город Красноград Харьковской области) сюда переводится губернское правление. Уже в 1780 году в Екатеринославе насчитывалось 2194 жителя, имелись 140 различных строений, деревянный мост через реку Кильчень, два училища, четыре церкви. Однако место расположения города оказалось неудачным. Весной, во время половодья, территория его затапливалась, а после спада воды оставалось долго не просыхавшее болото.

22 января 1784 года Екатерина II подписала указ, в котором говорилось, что «губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепр у Кайдака. Здесь, на правом возвышенном берегу Днепра, куда было перенесено строительство Екатеринослава, ранее располагалась казацкая слобода Половица. Для руководства строительством города была учреждена специальная экспедиция. Форсируя его застройку, правительство обещало всем, кто «прежде других начнет строиться», лучшее место и увольнение от постоев, а также ссуды и льготы.

Город начали застраивать вдоль Днепра с двух противоположных концов, разделенных глубокими оврагами. В проектировании и строительстве его принимали участие выдающиеся русские архитекторы А. Д. Захаров, И. Е. Старов, В. П. Стасов. По проекту А. Д. Захарова сооружался Преображенский собор (1834 г.), по проекту И. Е. Старова — дворец Г. А. Потемкина (1790 г.).

По данным 1798 года, в городе проживало всего 2832 человека, из них: купцов и мещан—1175 мужчин, 791 женщина; воинских поселян — 435 мужчин, 110 женщин; дворовых людей — 170 мужчин, 151 женщина. Уже осенью 1794 года здесь начала работать крупная казенная мануфактура, состоявшая из двух фабрик: суконной, переведенной сюда вместе с рабочими из местечка Дубровна Могилевской губернии, где она под названием «Екатеринославской» (пока город строился) действовала с 1786 года, и шелково-чулочной — из подмосковного села Купавны. Екатеринославская фабрика являлась самым крупным суконным предприятием на юге России. Кроме многочисленных деревянных сооружений, для мануфактуры были построены три больших каменных корпуса (один из них сохранился до наших дней).

В 1797 году на мануфактуре трудилось 819 рабочих, в т. ч. 378 женщин, 115 детей. В 1804 году дети до 15 лет составляли 7,4 проц. общего числа рабочих. Жили рабочие в казармах, построенных в Подгорной слободке (неподалеку от нынешнего Центрального рынка) и на берегу Днепра, где возникла фабричная слободка. К мануфактуре были приписаны также 1186 человек сельского населения. Их поселили на реке Мокрая Сура — здесь появилась слобода Сурско-Литовская. В 1808 году из Витебской, Калужской, Тверской, Тульской, Смоленской и Черниговской губерний на фабрику были переведены т. н. милиционные ратники — ополченцы, комплектовавшиеся для тыловых работ. …

Многие жители города занимались различными ремеслами, торговлей. В «Описании города Екатеринослава и его уездов» за 1793 год указывалось, что «жители того города купцы имеют торг красными и мелочными товарами, женщины упражняются в домашних рукоделиях. Из среды бывших запорожцев вышло немало опытных судостроителей, матросов. С опасностью для жизни проводили они из Екатеринослава через днепровские пороги речные суда.

В 1797 году Павел I переименовал город в Новороссийск, а в 1802 году Екатеринославу возвращено прежнее название. К этому времени социально-экономический облик города почти не изменился. Многие его жители продолжали заниматься сельским хозяйством.

В 1832 году в городе основан небольшой чугунолитейный завод Заславского, где вначале работало 15 человек. Это было первое на Екатеринославщине предприятие такого профиля.

Развивалась торговля. Из разных мест России в Екатеринослав привозили соль, металлические изделия, лес, пушнину, а отсюда вывозили хлеб, сукна, шерсть, кожаные изделия, мыло, свечи и др.

В конце 40-х годов XIX в. в Екатеринославе проживало около 9 тыс. человек, в 1853 году—13 011. Социальный состав населения в 60-е годы был таким: дворян— 2075 человек, купцов— 1042, мещан — 8119, крестьян— 1839, духовенства — 248, военных — 3611, рабочих и других — 2884 человека. Город простирался на правом возвышенном берегу Днепра на 7 верст в длину и на 1—2 версты в ширину. В нем насчитывалось 3060 деревянных и 315 каменных зданий.

Важные изменения в экономическом и культурном развитии города произошли после отмены крепостного права.

Особенно быстро начал развиваться Екатеринослав как промышленный центр после ввода в эксплуатацию Екатерининской железной дороги. В мае 1884 года был открыт двухъярусный железнодорожный мост через Днепр (построен по проекту известного русского инженера-мостостроителя Н. А. Белелюбского), который соединил оба днепровских берега.

После реформы Екатеринослав превращается в значительный центр черной металлургии. 10 мая 1887 года была задута первая домна на Александровском южнорусском заводе Брянского акционерного общества ….

В 1889—1892 гг. смешанное франко-бельгийское акционерное общество русских трубопрокатных заводов «Шодуар» построило в Екатеринославе трубопрокатный завод «Шодуар А». В течение нескольких последующих лет вступили в строй такие крупные промышленные предприятия, как трубопрокатные заводы «Шодуар Б» и «Шодуар С», а также завод Гантке, железоделательный и сталелитейный завод «Эзау и К°» и др. Кроме того, возросло количество предприятий по обработке сельскохозяйственных продуктов — паровых мельниц, мыловаренных, табачных и других заводов.

Промышленность города отличалась высокой концентрацией производства и рабочего класса.

Важным источником пополнения рядов рабочего класса были обедневшие крестьяне Екатеринославской и других губерний, особенно Курской, Орловской, Смоленской, Тверской, приходившие на заработки и остававшиеся здесь на постоянное местожительство. На производство шли также разорявшиеся местные кустари и ремесленники. …

Во второй половине XIX в. большие изменения произошли в характере городской торговли — вместо ярмарочной ведущую роль стала играть постоянная. Этому способствовали интенсивное развитие капиталистической промышленности, увеличение численности городского населения и в связи с этим рост спроса на предметы первой необходимости.

Вслед за Одессой Екатеринослав становится местом сосредоточения отделений крупнейших банков страны. ….

…..Днепропетровск в его современном виде сформировался в послевоенные десятилетия. Этому периоду принадлежит особое место в истории города. Именно в это время непосредственно определилась тенденция к превращению Днепропетровска в мегаполис, по праву вошел в число крупнейших городов как Украины, так и бывшего Советского Союза.

Великая Отчественная война оставила страшные разрушения и нанесла огромный ущерб Днепропетровску . Первое послевоенное десятилетие - это годы напряженного труда его жителей, которые буквально из руин и пепла возрождали, строили свой отчий дом.

Градостроительство

Начинать следовало с почти полностью разрушенной центральной магистрали - проспекта Карла Маркса, который должен был строиться заново. Поэтому архитекторы Днепропетровска разработали проект восстановленного проспекта, который виделся как единый архитектурный ансамбль. Первым в реализации проекта, конечно, стал центральный железнодорожный вокзал, его строительство завершено в 1951 году. Преимущественно в первой половине 50-х годов вдоль проспекта на его узловых пунктах были возведены многоэтажные жилые дома и общественные здания, а также осуществлена реставрация Русского драматического театра имени М. Горького, бывшего Потемкинского дворца, Преображенского собора, корпусов Горного института и др.. В 50-е годы городской центр был восстановлен, при этом его архитектурный облик претерпел преобразования. Если до войны проспект выделялся сооружениями, выполненными в стиле модерн и конструктивизма, то после восстановления отчетливо приобрело черты классицизма.

В послевоенное десятилетие восстанавливались и перестраивались также и другие районы города. Нужно было не только восстановить разрушенное, но и немедленно строить новое. Особенно это было актуально по жилью, которого остро не хватало. Поэтому в послевоенные годы срочно развернулось массовое строительство индивидуальных малоэтажных жилых домов. В те годы именно такая застройка была наиболее рентабельной, поскольку недоставало прочной строительной базы, строительных материалов, тем более достаточно было свободных участков, даже в центральной части города. Так на южной окраине города появилось поселок "Строитель". Интенсивно в начале 50-х годов застраивалась улица Рабочая. Следует признать, что в то трудное время одноэтажное индивидуальное жилье сыграло заметную роль в формировании архитектурного облика города. И сегодня еще удельный вес одноэтажных кварталов в балансе жилых территорий города составляет довольно значительный процент. В целом же за короткое время Днепропетровск полностью залечил нанесенные войной раны, вернув себе довоенное лицо в восстановленной, разумеется, форме. Проспект К.Маркса по праву стал снова одним из красивейших в республике. Однако в середине 50-х годов начинается новый этап развития советской архитектуры, когда потребности времени требовали строить в большом объеме в сжатые сроки, при дефиците средств….

По новому генплану предусматривалось развитие города преимущественно за счет освоения новых территорий, где не нужно было сносить и отселять и можно было широко применять текущие методы возведения сооружений, на полную мощность использовать строительные механизмы и оборудование. Нужны для этого участка оказались на южной и северной окраинах города, что определило его расширения по оси, перпендикулярной русла Днепра: на правобережье - на протяжении проспекта Кирова и Запорожского шоссе, на левобережье - параллельно Новомосковском шоссе. Отличием нового генплана от предыдущего была предусмотрена новая застройка города крупными жилыми массивами. Первые из них в конце 50-х - начале 60-х годов были возведены вдоль Новомосковского шоссе на свободной территории левобережья, что сыграло большую роль в благоустройстве всего Амур-Нижнеднепровского района, а также в отдаленных районах старого города вдоль автомобильных трасс (проспектов Кирова и Гагарина) - Кировский и Вузовский. Именно с этих первых жилых массивов в городе разворачивается новое комплексное многоэтажное жилищное строительство. Все это были пятиэтажные дома. Ограниченность в этажах обусловливалась тем, что в то время отечественная промышленность не производила лифтов, а без них строить жилье выше пятого этажа запрещалось нормами.

60-е годы стали решающими в решении такой древней и актуальной проблемы в архитектурном развитии города, как благоустройство его набережной. Ее проектирование и строительство было ускорено в связи с необходимостью реконструкции городской канализационной системы. …

Бурный широкомасштабное строительство привело к тому, что уже в начале 60-х годов резерв свободных территорий, предусмотренных генпланом 1956 года, оказался исчерпанным значительно раньше намеченной перспективы. Впервые за всю историю города остро проявила себя градостроительный проблема - нехватка свободных территорий. Это обусловило необходимость разработки и утверждения нового генерального плана.

Впервые в генплане был поставлен вопрос об ограничении промышленного строительства и о выводе отдельных предприятий за пределы города. Дело в том, что в то время экологическая ситуация в Днепропетровске достигло критического предела. Так, в ходе реализации генплана 1967 существенно изменились определение города в его административных границах. В Днепропетровск были присоединены поселки "Фрунзенское", "Игрень", "Приднепровск", "Цапли", Кировский лесопарк - на левобережье, поселки "Таромское", "Краснополье" - на правобережье. Всего же с 1959 по 1984 годы четыре раза корректировались границы Днепропетровска, в результате чего его площадь достигла 40 тыс. га, а сам город протянулся на 33 км вдоль Днепра и на 22 км в ширину.

Резко за это время растет численность населения города: в 1959-660,1 тыс. чел.; в 1979-1066 тыс. чел.; в 1989 -1177,9 тыс. чел.; в 1992-1189,9 тыс. человек. Днепропетровск уверенно входит в число крупнейших городов страны. Согласно новому генплану были разработаны проекты детальной планировки и началось строительство новых жилых массивов. Одним из первых стал массив "Солнечный", возведенный на левобережье на намытой территории. В западной части города расположен жилой массив "Петровский" в составе микрорайонов: "Красный Камень", "Коммунар", "Парус", "Западный". Первые три из них расположены вдоль Днепра, формируя трехкилометровую участок набережной. Друг от друга эти микрорайоны отделены улицами - бульварами с широкими полосами зеленых насаждений. Наиболее значимым по архитектуре считается расположенный в юго-восточной части города жилой массив "Победа. Он расположился в правобережной части Днепропетровска. Цепочкой, соединенным бульваром Славы, протянувшиеся от Днепра массивы "Победа", "Сокол", "Тополя". Массив "Тополь", который состоит из трех микрорайонов, расположен на большой юго-восточной окраине города вдоль Запорожского шоссе, превратившись, по сути, на въезд в город с этого направления. Собственно, 70-80-е годы - это время наиболее интенсивного строительства за всю историю существования Днепропетровска. ..

Новый же генеральный план города разработан в 1991 году и подкреплено глубокими разработками: комплексной схемой транспорта и историко-архитектурным опорным планом. В генплане 1991 нашло отражение новое видение перспектив дальнейшего развития города, поскольку Днепропетровск в то время достаточно четко заявил о себе как центр и планировочный узел агломерации Днепропетровск-Днепродзержинск-Новомосковск. Кроме того, присутствие на плане устья реки Самара создало новый образ "города на трех берегах". Однако 90-е годы оказались непростыми в истории Днепропетровска, а также в реализации основных направлений его архитектурного развития. ..

Современный Днепр (Днепропетровск) - это город-красавец, город, который быстро развивается, с каждым днем приобретает действительно европейский вид.

Современный Днепр - один из наиболее развитых регионов Украины, "бюджетный донор" страны. Город сформировался прежде всего как центр базовых отраслей тяжелой промышленности - горнодобывающей, металлургической, химической. Структура промышленного комплекса города также состоит из таких отраслей, как: машиностроение, энергетика, пищевая и перерабатывающая, легкая, деревообрабатывающая и бумажная, производство стройиндустрии. Все это дополняется хорошо налаженным транспортом и сферой обслуживания.

Экономическому росту города способствует стратегически выгодное географическое расположение в центре страны. В городе хорошо развитая транспортная сеть, через него проходят наиболее важные транзитные и железнодорожные магистрали, объединяющие северные области Украины и России с южными областями Украины и Крымом. В городе действуют 2 железнодорожных вокзала, мощный железнодорожный грузовой узел, международный аэропорт, способный принимать самые современные самолеты и связывает город со странами ближнего и дальнего зарубежья, речной порт, а также развитая сеть автомобильных магистралей.

Внутригородской транспорт представлен троллейбусными и трамвайными линиями (протяжённость маршрутов составляет (кольцевое расстояние):трамвайных — 176,9 км, троллейбусных — 412,6 км), а также развитой сетью маршрутных такси.

С 1995 года действует Днепропетровский метрополитен - 6 станций: Коммунаровская, Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км ( в стадии строительства 2 станции: Театральная и Центральная).

На основе роста Днепропетровск и его территориальных взаимосвязей с окружающими районами образовалась Днепропетровско-Днепродзержинская городская агломерация (1,4 млн. жителей), протянувшаяся на десятки км вдоль Днепра и р. Самара до г. Новомосковска.

Основа промышленности - металлургический комплекс, важнейшими видами продукции которого являются трубы, сталь, чугун, прокат. О мощный промышленный потенциал города свидетельствуют такие цифры: на 259 предприятиях 13 отраслей производится около 28,3% всей промышленной продукции области и 4,4% - Украины, в т.ч. - 10,5% - машиностроения и металлообрабатывающей отрасли, 6,9% - от общего объема производства черной металлургии, 7,5% - изделий химической промышленности, 5,6% - продуктов питания.

Машиностроительная и металлообрабатывающая отрасль промышленности города в общегосударственном производстве составляют 10,5%. Химическая отрасль - это 7 предприятий, продукция которых широко известна в Украине и за ее пределами. Продукция отрасли составляет 7,5% объемов производства химической и нефтехимической промышленности Украины. Легкая промышленность это многоотраслевой комплекс, который имеет мощный производственный потенциал, в последние годы переоснащен и оборудован самым современным технологическим оборудованием, что дает возможность производить высококачественные конкурентоспособные изделия. Стабильно наращивает темпы производства пищевая и перерабатывающая промышленность города. В городе производится 5,6% объема производства продуктов питания в Украине.

Современный Днепр остается мощным центром производства ракетно-космических систем и аппаратов благодаря известному во всем мире Южному машиностроительному заводу им. А.М.Макарова и Конструкторском бюро "Южное" им. М.К. Янгеля. Велик их вклад в освоение космического пространства. Сейчас созданы десятки космических носителей, такие, как "Космос", "Интеркосмос", "Циклон", "Зенит", "Днепр", ракетно-космическая система "Энергия-Буран", сотни космических аппаратов. Благодаря их упорному труду Украина получила заслуженный статус "космической державы".

В Днепропетровске сосредоточен значительный научно-технический потенциал Украины. Днепропетровские ученые решают многоплановые задачи - от формирования и реализации космической программы Украины до создания энергосберегающих экологически чистых технологий в горном деле, металлургической и химической промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Многие разработанные ими проекты не только получили международное признание, но и быстро нашли практическое применение. В городе действуют два академических института НАН Украины, 43 научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных подразделения на промышленных предприятиях. Научно-исследовательскую работу в Днепропетровске ведут около 15 тысяч ученых. Система научных учреждений высших учебных заведений региона насчитывает 12 научно-исследовательских секторов, 169 проблемных и отраслевых научно-исследовательских лабораторий.

Днепропетровский вузовский регион связывает 35 высших учебных заведений, в том числе 21 - I и II уровня аккредитации и 14 - III и IV. Здесь получают квалификацию почти 90 тысяч студентов дневной, заочной и вечерней форм обучения. Среди днепропетровских вузов - 4 университета, 6 академий, 3 института. Наиболее известные из них - государственный университет, государственный технический университет железнодорожного транспорта, горная и металлургическая академия - получили статус национальных благодаря международному признанию за существенные достижения в развитии образования и науки. Учебные заведения в своем большинстве являются государственными.

В Днепропетровске действуют Государственный академический театр оперы и балета, Русский драматический театр им. Максима Горького, Украинский академический музыкально-драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Изготовлен немецкими мастерами орган, который звучит в Днепропетровске, занесен в каталоги ЮНЕСКО. На базе органного зала проходят международные фестивали органной музыки. Исторический музей им. Д.И. Яворницкого - это исторический комплекс из 5 домов общей площадью 18028 кв.м: дом-музей Д. И. Яворницкого, музей "Литературное Приднепровье", Диорама "Битва за Днепр", выставочные залы. Коллекция экспонатов насчитывает 250 тысяч экземпляров. Днепропетровский художественный музей - один из старейших в Украине. Сегодня его коллекция насчитывает более 7500 экспонатов выдающихся мастеров ХVIII-ХХI веков. Постоянно действующая экспозиция представляет зрителям самобытную иконопись Приднепровья. …

Гордость Днепропетровска и его самая главная достопримечательность – это река Днепр. Днепропетровская набережная является самой длинной в Европе — вдоль правого берега Днепра она распростерлась более чем на 23 км.

Город, в общем, полон контрастов: ветхие двухэтажки и небоскребы, сочетание не сочетаемого.