Карта реки Нижняя Тунгуска (от селения Кислокан до утья)

Нижняя Тунгуска

Скачать   «Карта реки Нижняя Тунгуска (от селения Кислокан до утья)» 

Скачать «Карту реки Нижняя Тунгуска» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем  архиве карт

Из всех притоков Нижней Тунгуски для судоходства в настоящее время может использоваться только устьевой участок реки Кочечум протяженностью 40 км.

Река Кочечум (Куранчан) впадает в Нижнюю Тунгуску справа на 866 км и является самым крупным ее притоком. Ее длина около 1000 км, ширина в низовье достигает 300—400 м, а глубина несколько более 3 м при проектном уровне. Кочечум принимает два больших притока — Тембенчи и Туру.

Река Таймура впадает в Нижнюю Тунгуску слева на 684 км. Длина реки около 480 км, ширина в устье до 95 м. Она имеет каменистое русло и быстрое течение в низовье.

Река Учами впадает в Нижнюю Тунгуску слева на 602 км. Она мелководна, имеет каменистое русло, протекает по горной местности.

Река Виви впадает в Нижнюю Тунгуску на 701 км-, по протяженности она не уступает Таймуре, имеет быстрое течение и изобилует порогами, перекатами и корчагами.

Речка Чискова горная, порожистая, впадает в Нижнюю Тунгуску справа на 543 км.

Речка Тутончана (Жданиха) впадает в Нижнюю Тунгуску справа на 440 км. Она берет начало в одном из больших озер лесотундровой полосы (озеро Мельничана), имеет довольно значительную длину, ширина ее в устье достигает 100 м, а глубина — 5 м. Русло речки каменистое, с множеством подводных камней.

Особенности плавания. При сравнительно неплохой средне-навигационной водности река Нижняя Тунгуска может использоваться для судоходства большегрузных судов только в весеннее половодье. В остальной период навигации по ней могут ходить лишь небольшие суда.

В весенний период в Нижнюю Тунгуску с Енисея заходят суда грузоподъемностью до 2000 т, с максимальной осадкой до 3,0 м.

Весь грузопоток идет в основном во взводном направлении. Обратно, как правило, суда спускаются порожними, только от Ногинского рудника часть из них загружается.

При следовании вниз суда обычно придерживаются линии створов, а где их нет, идут по оси обозначенного на картах судового хода.

При огибании мысов судам необходимо держаться ближе к ним, чтобы уменьшить раскатку судна.

Характерной особенностью реки является наличие в ней множества карг и корчаг. Карги представляют собой особые косы, сложенные из крупных камней разрушенной породы, имеющих размеры от 0,5 до 1,5 м в поперечнике. Длина карг достигает 80—100 м, высота их над меженным уровнем 2—3 м и иногда доходит до 10 м. За каргой образуется заводь, называемая курьей, которая обычно имеет значительную глубину.

Корчага — это большого размера воронка с водоворотом, обладающим такой силой, что попавшее в нее сырое дерево с ветвями и корой выкидывается совершенно отполированным и очищенным от коры и ветвей. На Нижней Тунгуске широко известна самая большая корчага близ селения Туруханск.

Карги и корчаги представляют значительную опасность для судоходства.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Климат в бассейне реки Нижняя Тунгуска северный, суровый, с резкими колебаниями месячных и суточных температур воздуха. Температура воздуха, осадки и ветры по многолетним наблюдениям на метеостанциях Кислокан, Тура и Большой Порог характеризуются данными, приведенными в таблицах.

Туманы и видимость. Наибольшее число дней с туманами на всем протяжении реки наблюдается в августе и сентябре. Пасмурные дни обычно стоят в сентябре. Видимость значительно ухудшается при выпадении осадков в виде снега в мае и сентябре.

Течение реки Нижняя Тунгуска непостоянное, его направление и скорость во многом зависят от уровней воды. Средняя скорость течения колеблется от 2—3 км/ч на плесах до 18—19 км/ч на порогах. На порогах, шиверах, перекатах, а также в ряде мест на плесах наблюдаются свальные, прижимные течения, майданы, уловы и тихо-воды.

На листах карты сведения о скоростях течения, где это не оговорено особо, (приведены для уровней, близких к проектным.

Колебания уровня. Так как бассейн Нижней Тунгуски находится в зоне вечной мерзлоты, питание реки подземными водами весьма незначительно. Основными источниками питания являются таяние снега весной и дожди, которые дают около половины всего количества годовых осадков. Вследствие вечной мерзлоты дождевые воды в грунт не просачиваются, а стекают в реку, образуя паводки с подъемами уровней до 1—3 м. На формирование паводков оказывает влияние сток правобережных притоков — Кочечум, Виви, Тутончана, которые берут начало в лесотундровой зоне, где таяние снега происходит позднее, чем в районе реки Нижняя Тунгуска.

Для режима Нижней Тунгуски характерно весеннее половодье с пиком паводка в первой половине июня. Половодье в среднем длится около 60 дней.

Амплитуда колебания уровня постепенно возрастает к устью Нижней Тунгуски и достигает у Большого Порога 31,8 м.

Ледовый режим на Нижней Тунгуске суровый. Льдообразование происходит почти одновременно по всей длине реки в среднем между 20 и 30 октября. Большой порог из-за быстрого течения обычно не замерзает.

Весенний ледоход начинается в середине мая, продолжается от 3 до 10 дней и проходит бурно. Он принимает грандиозные размеры и производит большое разрушительное действие, перенося на большие расстояния каменные глыбы, вырванные с корнями деревья и массы плавника.

По данным многолетних наблюдений, ледостав в среднем наступает у селения Кислокан 18 октября, у селения Тура — 21 октября и у селения Большой Порог — 26 октября.

Продолжительность фактической навигации составляет: средняя—118, минимальная — 61 и максимальная — 147 суток.

ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СУДОХОДСТВА УЧАСТКИ.

Река Нижняя Тунгуска относится к числу трудных для судоходства.

Наиболее опасными и затруднительными для судоходства участками являются:

—на плесе от селения Кислокан до селения Тура — шивера Турка (1017,0-1015,5 км), перекаты Реперный (1068,2-1066,7 км) и Сухореченский (946,3-944,0 км);

—на плесе от селения Тура до селения Ногинск — пороги Вивинский (704,7—702,0 км) и Учаминский (607,0-604,5 км), перекаты Иргактинский (835,0- 831.0 км), Онекский (733,2—729,7 км) и Заячий (710,2-706.0 км), камень Сторож (558,0 км) и уловы Хаюлн (400,0 км);

—на плесе от селения Ногинск до устья — Большой порог (132,5-130,5 км), шивера Ногинская (287,0-285.0 км), перекат Караульный (188,5-186,0 км), уловы Щеки (108,5 км) и Корчага (9,0 /сл).

На этих участках наблюдаются большие скорости течения, судовой ход извилистый, его ширина ограничена каменистыми высыпками и каргами.

На ряде порогов и шивер расхождение судов запрещено или не рекомендуется. При движении по этим участкам надлежит строго руководствоваться § 13 «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР».

ПРИСТАНИ

Основными пунктами для разгрузки судов являются поселок Тура — административный центр Эвенкийского национального округа — и селения Кислокан, Тутончаны, Ногинск. Значительное количество грузов доставляется также в пункты Учами, Бабкино, Нидым. Самым крупным на Нижней Тунгуске является Туринский рейд. Специальных причалов во всех этих пунктах не имеется, за исключением причалов в поселке Тура. Для разгрузки судов устраиваются обычно временные причалы.

В селении Ногинск производится погрузка графитной руды на суда, следующие в Красноярск.