Карта реки Большой Пит (приток Енисея)

Карта реки Большой Пит

Скачать   «Карта реки Большой Пит» 

Скачать «Карту реки Большой Пит» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем  архиве карт

Навигационно-гидрографический очерк. Река Большой Пит является правым притоком Енисея, в который она впадает на 1916 км от устья. Река берет начало на южном склоне водораздела с бассейном реки Подкаменная Тунгуска и протекает в пределах Енисейского кряжа Среднесибирского плоскогорья. Бассейн реки расположен в таежной зоне многолетней мерзлоты. Длина реки 415 км, площадь бассейна 21 700 км2.

Русло реки выше селения Брянка на большем протяжении каменистое, с множеством перекатов и шивер.

В нижней части река протекает по глубокой долине с крутыми, местами отвесными склонами.

Река Большой Пит судоходна от устья до селения Брянка (183 км) и используется в период весеннего половодья для экспедиционного завоза грузов золотопромышленным предприятиям.

Общее падение реки от селения Брянка до устья 82,7 м при среднем уклоне 0,00045.

Из многочисленных притоков Большого Пита наиболее крупными являются реки Горбилок, Чиримба, Лендаха и Сухой Пит.

Река Горбилок впадает в Большой Пит слева на 320 км от устья. Длина реки 178 км. Река исследована только в нижнем течении (30 км), где она течет в широкой долине с отвесными гранитными склонами. Река многоводна; в нижнем течении ширина русла от 85 до 100 м, средний уклон 0,002.

Река Чиримба — правый приток Большого Пита, впадает в него на 275 км от устья. В верхнем течении она протекает в болотистой долине с крутыми гранитными склонами. Ниже впадения реки Вангаш Чиримба течет между крутых «щек» и имеет большие скорости течения.

 Река Лендаха впадает в Большой Пит справа па 176 км от устья. Длина реки 136 км, ширина в устье 80 м.

Река Сухой Пит впадает в Большой Пит слева на 119 км от устья. Длина реки 156 км, средний уклон 0,003. В нижнем течении река протекает в узком ущелье с отвесными склонами, образуя на 48 км от устья большой порог.

Все притоки горного происхождения и для судоходства не используются. Долины их заросли глухой тайгой.

Особенности плавания. Плавание по реке Большой Пит возможно только в период весеннего половодья. После спада уровня воды река мелеет настолько, что через отдельные перекаты трудно пройти даже на шлюпках. В отдельные маловодные годы из-за кратковременного подъема уровня воды судоходство возможно только в течение 3—5 дней (1968 г.).

Наиболее затруднительными для судоходства участками являются: перекаты Шабалинские (175,0—171,8 км), перекат Сухой Пит (120,1 —117,8км), шивера Каменская (95,5—94,0 км), перекаты Ангара (18,1 —16,6 км) и Барановский (14,5—12,7 км).

Весь грузопоток на реке Большой Пит идет во взводном направлении, в основном до селения Брянка.

Гидрометеорологические сведения. Климат в бассейне реки Большой Пит резко континентальный. Температура воздуха, осадки и ветры по многолетним наблюдениям на метеостанции Северо-Енисейск характеризуются данными, приведенными ниже в таблице

Сведения о температуре воздуха, осадках, скорости и направлении ветра:

Климат в бассейне реки Большой Пит

Разница между средней температурой воздуха самого холодного месяца (январь) и самого теплого (июль) составляет -40°. Переход среднесуточной температуры через 0° происходит весной, в последней декаде апреля, осенью — в конце первой декады октября. Летний период (июнь — август) характеризуется дождливой и довольно прохладной погодой. Среднегодовое количество осадков составляет 500—550 мм.

Течение. Скорость течения на реке Большой Пит меняется в зависимости от уровня воды и рельефа русла. Наибольшей скорости (15 км/ч) течение достигает па перекатах и шиверах, расположенных на верхней части судоходного участка реки, а наименьшей (3—4 км/ч) — на плесах приустьевого участка.

На листах карты сведения о скоростях течения, где это не оговорено особо, приведены для уровней, близких к проектным.

Колебания уровня. Как все горные реки, Большой Пит по уровенному режиму существенно отличается от равнинных рек. Максимальный уровень воды наблюдается обычно в период весеннего снеготаяния с конца апреля до начала июня. Для реки Большой Пит характерен неустойчивый ход половодья, который проходит двумя, иногда тремя волнами. При формировании первой волны, обусловливающей вскрытие реки, в течение 3—7 дней наблюдается подъем уровня воды на 2—3 м, после чего наступает столь же резкий спад. Заторы льда вызывают значительный подъем уровня, поэтому в отдельные годы отметки уровня при вскрытии реки достигают наивысших значений. Половодье продолжается от нескольких дней до полутора месяцев.

Режим уровней за многолетний период наблюдений характеризуется данными, приведенными в таблице.

Колебания уровня реки Большой Пит

Амплитуда колебаний уровня в районе водомерного поста Брянка достигает 6,08 м. За весеннее половодье проходит 60% всего годового стока.

В межень уровень неустойчив из-за небольших, но частых дождевых паводков.

Существенное влияние на формирование паводков оказывает вечная мерзлота, которая распространяется по всему бассейну. Образуя водонепроницаемый слой, она, способствует быстрому стоку выпадающих осадков и интенсивному подъему уровня. Вечная мерзлота препятствует и накоплению запасов грунтовых вод, в результате чего летом река Большой Пит и ее притоки сильно мелеют.

Ледовый режим на Большом Пите суровый. Льдообразование происходит быстро, ледостав часто наступает непосредственно за густой шугой без ледохода. Река вскрывается быстро и бурно, с резким подъемом уровня и образованием заторов. После очищения реки ото льда вдоль берегов на ряде участков надолго остаются нагромождения льда.

На устьевом участке ниже впадения реки Сухой Пит очищение ото льда происходит несколько" раньше, а начало осеннего ледохода позднее, чем на расположенном выше плесе.

Пристани. На реке Большой Пит основным грузополучателем является пристань Брянка, расположенная у верхней границы судоходного участка реки. Запасным пунктом разгрузки, главным образом каменного угля, служит участок правого берега, расположенный напротив устья реки Сухой Пит (119 км).

Ремонт и снабжение топливом. Для небольшого ремонта судов, используемых для завоза грузов по реке Большой Пит, обычно в устье этой реки устанавливается плавучая ремонтная база. Там же ставится и плавучая бункеровочная база.