Карта Северодвинской шлюзованной системы

Карта Северодвинской шлюзованной системыСкачать «Карта Северодвинской шлюзованной системы»

(от р. Шексна до шлюза Знаменитый) , 1: 2 000 - 1: 5 000

Скачать «Карта Северодвинской шлюзованной системы» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Карта Северо-Двинской шлюзованной системы от реки Шексна до шлюза Знаменитый охватывает участок водного пути протяженностью 127 км – состоит из каналов, озер и рек.

Северо-Двинская шлюзованная система – одна из старейших в России— это водный путь между бассейнами рек Волга и Северная Двина, интенсивно использовавшийся в XIX веке, относится к числу памятников отечественной инженерной мысли.

Изыскания проводились с 1823 года в районе города Кириллов, на заболоченном водоразделе рек Шексна (бассейн Волги) и Порозовица (бассейн Северной Двины), на месте древнего волока. Северо-Двинский каналСистему (12 шлюзов - перепад высот 10 метров.) построили в рекордно короткий срок — за три года. Судоходство началось в 1828 г. и обеспечивало товарооборот между Архангельском и Петербургом. В 1860—1870 гг. были углублены и расширены каналы, часть шлюзов ликвидирована - вместо 12 их стало 7. C постройкой в 1897 году железной дороги до Архангельска, а затем Беломорско-Балтийского канала, уменьшились перевозки грузов по Северо-Двинскому каналу.

В настоящее время путь используется для туризма и местной перевозки леса (проход возможен, но только для малогабаритного транспорта), сооружению уже почти 200 лет, его конструкции изношены, и самое главное, — не хватает габаритов для современных судов – требуется реконструкция Северо-Двинских шлюзов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Северо-Двинская шлюзованная система ведет из бассейна реки Волга в бассейн Северной Двины и соединяет водораздельный бьеф Волго-Балтийского канала с рекой Сухона. Начинается она у селения Топорня на реке Шексна и заканчивается на реке Сухона у селения Шера, расположенного в семи километрах от истока реки.

Северо-Двинская шлюзованная система была построена в 1828 году. В этом же году были прошлюзованы первые суда. Позже она дважды реконструировалась (в 1882—1885 гг. и 1916—1920 гг.). В 1964 году после строительства Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина шлюз № 1 Северо-Двинской системы был разобран. В настоящее время в составе системы эксплуатируется шесть шлюзов (№ 2, 3, 4, 5, 6, 7).

На протяжении первых 1,5 км Топорнинского канала, соединяющего реку Шексна с озером Сиверское, расположен Шекснинский склон системы. Здесь находятся шлюзы № 2 и 3 (гидроузел № 1). Далее, между шлюзами № 3 и 4 на протяжении 30 км расположен водораздельный бьеф системы, состоящий из шести небольших озер (Сиверское, Покровское, Зауломское, Вазеринское, Кишем-ское и Васняковское), соединенных между собой короткими искусственными каналами (Кузьминский, Первый Вазеринский, Второй Вазеринский, Кишемский) и рекой Поздышка.

Остальной участок системы протяжением 98,5 км является Северным (Кубенским) склоном, который включает в себя находящиеся в подпоре реки Иткла и Порозовица, разделенные между собой Благовещенским озером. На Кубенском склоне кроме шлюза № 4 (гидроузла № 2), сооруженного на реке Иткла, расположены также шлюзы № 5 и 6 (гидроузлы № 3 и 4 соответственно) на реке Порозовица. Этот склон продолжает мелководное Кубен-ское озеро протяженностью 60 км.

Завершает систему верховье реки Сухона протяженностью 7 км, где сооружен шлюз № 7 (Знаменитый). В районе шлюза № 7 выход воды из Кубенского озера перекрывается плотиной Знаменитая. Сброс воды из Кубенского озера производится для поддержания судоходства на реке Сухона в меженный период.

По Северо-Двинской системе осуществляются перевозки леса в плотах и на судах, гравия, песка, а также в небольшом количестве металлолома, нефтепродуктов и других грузов. По системе совершают плавание суда проектов: 331, Р-83А, 2760, 27410, 912В, 926, 898А, 898, 1344, 868, М-21Т, Р-14, Р-14А, 911В, Р-96.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Климат в бассейне Северо-Двинской шлюзованной системы умеренно континентальный со сравнительно теплым коротким летом и длинной холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Формируется он в условиях малого количества солнечной радиации зимой, под воздействием северных морей и интенсивного переноса воздушных масс с запада. Вынос теплого морского воздуха, связанный с прохождением циклонов из Атлантики, и частые вторжения арктического воздуха с Северного Ледовитого океана придают погоде большую неустойчивость в течение всего года.

Ветры. Характерным для бассейна является преобладание западных ветров в течение всего года. Наибольшие средние месячные скорости ветра отмечаются зимой, наименьшие — летом. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,3—4,3 м/с на большей части территории м 4,6—5,1 м/с на берегах озер.

Туманы и осадки. Среднегодовая относительная влажность воздуха составляет 79—81 %. От марта к апрелю она уменьшается до 74—72 %, в июле увеличивается до 74—76 %. Понижение температуры воздуха осенью сопровождается повышением относительной влажности воздуха в сентябре до 78—81 %. С высокой относительной влажностью связано частое появление туманов.

Годовое количество осадков в бассейне уменьшается с запада на восток от 560—600 до 520—550 мм. Дожди составляют около 55—60 % годового количества осадков, снег — около 25—30 %, снег с дождем — около 10—15 %. Весной выпадает незначительное количество, а летом—основная масса осадков: 390—400 мм. Наибольшее их количество наблюдается в июле: 68—74 мм в течение 13—14 дней.

Количество осадков от лета к осени уменьшается. Осадки в первую половину осени бывают в виде мелких обложных дождей, к концу осени — в виде снега и мокрого снега. В сентябре количество осадков на большей части территории составляет 55—60 мм. Число дней с осадками увеличивается до 16—17 в месяц.

Осадки в холодный период выпадают часто в виде продолжительных и небольших снегопадов; количество их изменяется от 140 до 180 мм. Число дней с осадками в этот период составляет 19—21 в месяц.

Колебания уровня. Питание водораздельного бьефа происходит за счет естественной боковой приточности, а также за счет зарегулированного стока реки Иткла (впадает в водораздельный бьеф слева перед шлюзом № 4). Часть стока формируется за счет снегового, дождевого и грунтового питания.

На участке Северо-Двинской системы от шлюза № 2 до шлюза № 6 уровенный режим в основном стабильный, амплитуда колебания уровня между весенним паводком и меженью не превышает 100 см.

Водные ресурсы водораздельного бьефа недостаточны, вследствие чего в маловодные годы на шлюзованной системе создается значительная напряженность в обеспечении гарантированных глубин судовых ходов. В эти годы обычно уже к концу сентября уровни водораздельного бьефа срабатываются на 1 м от максимального весеннего уровня, что на 20—25 см ниже проектного значения.

На зимний период водораздельный бьеф системы перекрывается Топорнинскими и Кишемскими заградительными воротами, расположенными соответственно перед шлюзами № 3 и 4 (в их верхних бьефах). Вода ниже заградительных ворот из бьефов шлюзов Шекснииского и Кубенского склонов на зиму спускается. Плотины при шлюзах № 4, 5, 6 и 7 на зиму разбираются.

Ниже шлюза № 6 уровенный режим зависит от колебаний уровня в Кубенском озере.

Максимальные уровни воды на Кубенском озере и в верховьях реки Сухона наблюдаются весной во второй декаде мая, минимальные — в конце сентября — начале октября.

На уровень воды в реке Порозовица и в ее устье оказывают влияние ветры. В зависимости от их направления, силы и продолжительности сгонно-нагонные колебания уровня достигают 80 см. Максимальный нагон уровня у шлюза Знаменитый и максимальный сгон его в устье реки Порозовица наблюдается при продолжительных ветрах северо-западного направления.

При ветрах северо-западного направления такие же явления происходят и на реке Уфтюга. На реке Кубена и в истоке реки Сухона при сильных ветрах колебания уровня также значительны.

Течение. На Северо-Двинской шлюзованной системе скорость течения незначительна или течение отсутствует совсем ввиду зарегулированного водного стока. На реках Кубена и Уфтюга весной в период наполнения Кубенского озера скорость течения до 4 км/ч. После наполнения озера судоходная часть этих рек находится в подпоре, и скорость

Ледовый режим. Лед в каналах и на озерах системы тает на месте, и ледохода практически не бывает.

ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СУДОХОДСТВА МЕСТА. Северо-Двинская шлюзованная система является затруднительной для судоходства. Судовой ход на каналах и реках местами имеет большую кривизну, ограниченные габариты и проходит вблизи берегов. По путевым условиям Северо-Двинская система объявлена узкостью с повышенной для судоходства опасностью. Первый Вазеринский и Второй Вазеринский каналы являются водным путем с односторонним движением судов и составов. Самым затруднительным для судоходства в межень является участок от 42 до 71 км из-за узости и большой кривизны судового хода, каменных гряд и отдельных камней в русле, а также частых в осеннее время сгонно-нагонных явлений. На затруднительных для судоходства участках водного пути ежегодно проводятся дноуглубительные и дноочистительные работы. Лавы и понтоны отводятся по требованию судоводителей, которые заблаговременно извещают о своем приближении подачей звуковых сигналов. Подробные сведения о затруднительных для судоходства участках даны на листах карты.

ОСТАНОВОЧНЫЕ ПУНКТЫ И МЕСТА СТОЯНКИ СУДОВ. Наиболее крупными пунктами по переработке грузов и обслуживанию пассажиров на Северо-Двинской системе являются остановочные пункты Кириллов, Усть-Кубенское и Бережное.

В каналах стоянка судов и составов запрещается, за исключением специально отведенных мест швартовки гудов в ожидании шлюзования на подходах к шлюзам. На якорь суда и составы могут стать в озерах Северо-Двинской системы.

ШЛЮЗОВАНИЕ СУДОВ. В настоящее время Северодвинская система имеет шесть шлюзов. Все они — деревянные, ряжевые, на свайном основании, лишь камера шлюза Знаменитый имеет откосные стены и продольные деревянные эстакады. Полезные размеры камер в плане 155,4Х 12,4 м. Ворота деревянные, двустворчатые, с водопропускными отверстиями для наполнения и опорожнения камеры. Шлюзы № 2—6 однокамерные, с промежуточной головой, благодаря чему при шлюзовании малых судов можно пользоваться половиной камеры. Шлюз Знаменитый — однокамерный.

С целью обеспечения безопасности шлюзования и ускорения судопропуска при подходе к шлюзам надлежит заблаговременно установить радиосвязь на УКВ с начальником вахты (оператором) шлюза, который регулирует очередность захода судов в шлюзы. Порядок пропуска судов и составов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних судоходных путей РФ. В ожидании шлюзования суда отстаиваются на подходах к шлюзам в специально отведенных местах. Заходить в подходные каналы шлюзов и швартоваться к их причальным стенкам можно только с разрешения начальника вахты шлюза. При стоянке в камере во время шлюзования необходимо внимательно наблюдать за натяжением швартовов, учитывая колебания уровня и образование течений в канале при наполнении и опорожнении камеры шлюза.

Судоводители крупногабаритных судов и составов при заходе в шлюз должны учитывать направление и силу ветра, чтобы не допустить захода судна под углом к оси шлюза.

Сигнализация на шлюзах. Пропуск судов через шлюзы регулируется при помощи светофоров дальнего и ближнего действия. Светофоры дальнего действия, регулирующие движение судов в подходные каналы шлюзов, установлены на оконечностях дамб или оконечностях причальных стенок подходных каналов. Светофоры ближнего действия, регулирующие вход судов в камеру шлюза или выход из нее, установлены у шлюзовых ворот.