Київ. Провідник, 1930

Київ. ПровідникСкачать  «Київ. Провідник», 1930 

Скачать «Малая энциклопедия киевской старины»

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем  архиве карт

Малая энциклопедия киевской стариныОчевидно, уместно сказать несколько слов о том, что такое «старина» вообще и «киевская старина» в частности. На мой взгляд, это та часть прошлого, которая обычно остается за пределами интересов историков искусства, литературы, архитектуры, техники, науки и религии, — например, частная и повседневная жизнь людей, неписаные законы общения и бытовая среда. Наиболее полно и ярко эти интимные черты повседневной жизни города воплощаются в«до научных», художественных формах познания — в городских преданиях, мифах, легендах, сказах, анекдотах, сплетнях и слухах, материалах газетной хроники, текстах мемуаров, писем и записок.

«Серьезные ученые» стараются держаться от подобной «занимательной беллетристики» подальше. И тем не менее они постоянно возвращаются к ней, чтобы уяснить, как происходили описываемые ими события «на самом деле», «в реальности», «с учетом жизненной правды».

Более высокого мнения о «донаучной», «художественной историографии» придерживаются писатели. «В истории, — писал Проспер Мериме, — я люблю только анекдоты, среди анекдотов же предпочитаю те, которые содержат, как мне представляется, подлинную картину нравов и характеров данной эпохи».

В устах писателя выражение «подлинная картина нравов» равносильно понятию «подлинная картина эпохи». Да и для многих читателей, не питающих особого интереса к теоретическим обобщениям исторической науки, представление о той или иной эпохе также ограничивается ее «стариной», т. е. конкретными сведениями о распространенных в то или иное время обычаях, нравах, вкусах и модах, практических, художественных, религиозных и иных интересах людей.

Благодаря этим неписаным культурным установлениям человеческое существование проявляет изначально свойственную ему «софийность», т. е. осмысленность, стройность, упорядоченность. Не чужды ему и некоторые идеологические, мифологические и политические тенденции.

«Глубоко частная» обыденная жизнь неотделима от жизни общественной, — скажем, «жизни киевской», «старинной», «времен XVIII века». Иными словами, история киевской (или любой иной) старины во многом совпадает с историей быта города, если, конечно, под бытом подразумевать не бесформенную серую обыденность, а целостный и сложно структурированный пласт «первичной» городской культуры.

Киевская старина как явление культуры (и прежде всего — культуры украинской) все еще не стала предметом серьезных исследований. Писались и пишутся в основном сочинения по общей истории города и его исторической топографии. Историей быта интересуются главным образом этнографы.

Источники познания старины — мемуары, дневники и записки старожилов ...