Лоцманская карта реки Подкаменная Тунгуска

Лоцманская карта реки Подкаменная Тунгуска

«Лоцманская карта реки Подкаменная Тунгуска» 

Скачать   часть № 1 (от селения Байкит до устья) 

Скачать  часть № 2 (от селения Ванавара  до сел. Байкит)

Скачать «Лоцманскую карту реки Подкаменная Тунгуска» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем  архиве карт

НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 

Река Подкаменная Тунгуска (Средняя Тунгуска, Катанга, Чулакан) является одним из мощных правых притоков Енисея, в который она впадает на 1540 км от устья. Длина реки 1865 км, площадь бассейна 240 000 км2. Река берет начало с Лено-Ангарского водораздела и течет по Среднесибирскому плоскогорью.

В верхнем течении (до впадения реки Тэтэрэ, 1348 км от устья) река под названием Катанга протекает преимущественно в широкой (2—3 км) и глубокой (60—70 м) долине с пологими склонами и заболоченной поймой. После впадения реки Тэтэрэ долина реки Подкаменная Тунгуска становится узкой, ширина ее уменьшается до 120 м; в русле встречаются большие пороги (Панолинский, Мирюгинский) и шиверы. На 555 км в реку справа впадает приток Чуня, ниже которого река пересекает выходы траппов. Долина реки здесь узкая, образует ущелье глубиной 100 —120 м. Здесь также много порогов и шивер. Наиболее значительные из них: пороги Дедушка, Мучной, Большой, Вельминский, шиверы Горлышко, Бабушка, излучина Урочище Щеки. Русло реки на порогах и шиверах загромождено камнями, ширина русла 120—150 м. Ниже Вельминского порога (244 км) долина реки расширяется до 2—3 км и приобретает более мягкие очертания. Ширина русла достигает 1 км. На 140—120 км от устья русло Подсменной Тунгуски изобилует перекатами и отмелями, фарватер отличается большой неустойчивостью. Начиная с 108 км долина реки снова становится узкой и извилистой. Этот участок носит название Щеки. Здесь к урезу воды приближаются почти отвесные утесы, имеющие своеобразную форму — результат выветривания траппов. В наиболее узких местах долины ширина русла уменьшается до 100 м. Ниже Щек с 76 км долина реки расширяется и достигает 3 км. Вблизи устья русло реки изобилует перекатами и мелями.

Бассейн реки Подкаменная Тунгуска покрыт преимущественно тайгой.

Река Подкаменная Тунгуска эксплуатируется от устья до селения Ванавара (1146 км от устья) и используется для экспедиционного завоза грузов в Эвенкийский национальный округ в период весеннего паводка.

По условиям судоходства река делится на два основных плеса:

—от селения Ванавара до селения Байкит протяженностью 601 км;

—от селения Байкит до впадения в реку Енисей протяженностью 545 км.

Общее падение реки от селения Ванавара до устья 220 м при среднем уклоне 0,000192. На верхнем судоходном плесе от селения Ванавара до селения Байкит уклон близок к среднему и составляет 0,000170. Наиболее крутой уклон, равный 0,000271, на участке от селения Байкит до селения Кузьмовка, а наиболее пологий (0,000104) —па устьевом участке от селения Кузьмовка до устья.

Притоки. Из многочисленных притоков Подкаменной Тунгуски наиболее крупными являются реки Чуня и Вельмо.

Река Чуня впадает в Подкаменную Тунгуску справа, на 555 км от ее устья. Чуня образуется слиянием двух рек: Северная Чуня и Южная Чуня. Река Чуня порожистая, труднодоступная даже на шлюпках.

Река Вельмо—левый приток Подкаменной Тунгуски, впадает в нее на 273 км от устья. Река горная, но может быть использована для судоходства в паводковый период и а участке от устья до впадения в нее реки Тея, т. е. на протяжении 193 км. В настоящее время река Вельмо эксплуатируется до селения Бурный, расположенного в 9 км от устья.

Особенности плавания. При сравнительно неплохой средненавигационной водности река Подкаменная Тунгуска может использоваться для судоходства только в период весеннего паводка. По окончании периода паводка река мелеет настолько, что через отдельные шиверы и пороги бывает трудно пройти даже на шлюпках.

В реку Подкаменная Тунгуска с реки Енисей заходят суда грузоподъемностью до 1100 т и с максимальной осадкой 1,8 м.

Весь грузопоток идет во взводном направлении,  обратно суда спускаются порожними в период наступления проектных уровней воды.

Рекомендации для плавания вверх по реке при высоких уровнях воды приведены на листах карты.

При следовании вниз суда обычно придерживаются линии створов, а где их нет, идут по оси обозначенного па картах судового хода.

При огибании мысов судам необходимо придерживаться ближе к ним, избегая раскатки.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Климат в бассейне реки Подкаменная Тунгуска северный, суровый с резкими колебаниями месячных и суточных температур воздуха.

Температура воздуха, осадки и ветры характеризуются следующими данными, полученными из многолетних наблюдений на метеостанциях Ванавара и Байкит (см таб.).

Скорость юго-восточного ветра (Ванавара) и северо-западного ветра (Байкит) иногда достигает 15 м/сек и более.

Туманы и видимость. Наибольшее число дней с туманом на всем протяжении реки наблюдается в августе и сентябре. Пасмурные дни обычно стоят в сентябре. Видимость значительно ухудшается при выпадении осадков в виде снега в мае и сентябре.

Течение реки Подкаменная Тунгуска весьма непостоянное, его направление и скорость во многом зависят от уровней воды. Средняя скорость течения колеблется от 3—4 км/ч на плесах до 16—18 км/ч па порогах. На порогах, шиверах и перекатах наблюдаются свальные, прижимные и затяжные течения, майданы, суводи и тихо-воды.

На листах лоцманской карты сведения о скоростях течения, где это не оговорено особо, приведены для уровней, близких к проектным.

Колебания уровня. Как все горные реки, Подкаменная Тунгуска по уровенному режиму существенно отличается от равнинных рек. Максимальный уровень воды наблюдается обычно в период весеннего снеготаяния — с начала мая до конца июня. Поэтому только в этот период река может эксплуатироваться. В остальное время года стоят низкие и почти одинаковые уровни. Летом дождевые осадки значительных подъемов уровня не дают. Сведения о максимальных и минимальных уровнях воды приводятся ниже в таблице.

Амплитуда колебаний уровня достигает по водомерным постам: Ванавара 1093 см, Байкит 2037 см и Кузьмовка 2176 см.

Ледовый режим на Подкаменной Тунгуске суровый. Льдообразование происходит быстро и с некоторым отставанием по срокам в сторону устья реки. Ледоход обычно начинается с верховьев, проходит бурно с образованием больших заторов, которые вызывают резкий подъем уровня воды. Сведения о ледовых явлениях на реке Подкаменная Тунгуска приведены ниже в таблице.

Продолжительность фактической навигации составляет: средняя — 87, минимальная — 55 и максимальная — 107 суток.

СУДОХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

Основу судоходной обстановки составляют береговые знаки. Плавучее ограждение (бакены или буйки), выставляемое на кромках судового хода и вблизи опасностей, имеет вспомогательное значение и действует только в период уровней воды, близких к проектным.

Большинство береговых знаков имеет светоотражающее покрытие на щитах, обеспечивающее в условиях белых ночей круглосуточное движение судов по реке, исключая пороги и ряд шивер.

ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СУДОХОДСТВА УЧАСТКИ

Река Подкаменная Тунгуска является весьма трудной для судоходства.

Наиболее опасными и затруднительными для судоходства участками являются:

—на плесе от селения Ванавара до селения Бай-кит— пороги Панолинский (1068,6—1067,2 км) и Мирю-гинский (894,0—893,3 км), участок от шиверы Верхняя Сользаводская до шиверы Медвежья (992,2—916,6 км), шиверы Елань (911,0—-910,0 /сл/) и Куюмбинская (664,0— 663.0 км);

—на плесе от селения Байкит до устья — пороги Мучной (392,7—390,5 км), Дедушка (437,5—435,5 км), Большой (324,2—317,0 км), Вельминский (253,0—246.0              км), шиверы Горлышко (447,0—445,6 км), Бабушка (443,5—442,0 км), перекаты Полпорский (463,0— 459,5 км), Опечки (115,0—112,0 км), излучина Урочище Щеки (108,0—97,0 км).

Особенно труднопроходим Большой порог, иногда именуемый Семиверстным. Данных о скоростях течения в зависимости от уровня воды на этом пороге нет. Однако практика показала, что буксирные суда типа «ОТ-2000» мощностью 2000 л. с. при уровнях воды свыше 16 м по водомерному посту Байкит через порог подняться не могут. Суда типа «СТ-700» и «СТ-1100» с загрузкой 50—60% грузоподъемности при уровнях воды для первой группы судов свыше 6 м и для второй — свыше 12 м по водомерному посту Байкит нуждаются при подъеме в дополнительной тяге. Практически и при этих уровнях воды в Большом пороге суда могут подниматься только вдоль берегов, где скорости течения меньше.

С дополнительной  тягой суда поднимаются также через пороги Вельминский, Мучной, Мирюгинский, в излучине Урочище Щеки, на участке шивера Горлышко— порог Дедушка. Через порог Панолинский с дополнительной тягой поднимаются только несамоходные суда.

ПРИСТАНИ

Основными пунктами для разгрузки судов являются районные центры Эвенкийского национального округа: селения Ванавара и Байкит. Значительное количество грузов доставляется в пункты: Полигус, Куюмба, Ошарово, Мнрюга, Оскоба. Специальных причалов во всех этих пунктах не имеется. Для разгрузки судов устраиваются обычно временные мостки.