План города Луганск

Луганск схемаСкачать «План Луганска»

sh_LuganskСкачать «План-схема Луганска», 1:25 00

План ЛуганскаСкачать «План  Луганска», 1:20 00 (листы № 1,2,3,4)

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Луганск — областной город на востоке Украины, административный центр Луганской области, расположен в месте слияния реки Лугани с рекой Ольховой.

Расстояние до Киева составляет 811 км.

Примечание. В настоящее время Луганск находится на временно оккупированной территории под контролем российских войск. (Смотри "Карта Луганской и Донецкой областей (АТО)" Постановление ВР Украины № 254-VIII от 17.03.2015 г.  " Про визначення тимчасово окупованими територіями окремі райони, міста, селища і села Донецької та Луганської областей, в яких відповідно до Закону України "Про особливий порядок місцевого самоврядування в окремих районах Донецької та Луганської областей" запроваджується особливий порядок місцевого самоврядування, до моменту виведення усіх незаконних збройних формувань, російських окупаційних військ, їх військової техніки, а також бойовиків та найманців з території України та відновлення повного контролю України за державним кордоном України").

Страничка истории. Луганску принадлежит особое место в истории Донецкого бассейна. 14 ноября 1795 года был издан Указ Екатерины II  "Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля". В соответствии с этим указом, в котором впервые содержалась идея развития металлургии России на минеральном топливе, был построен Луганский (Екатеринославский) завод - первенец металлургии юга. Его место и роль в системе горно-металлургического комплекса на юге Украины очень ярко символизирует исторический герб Луганска.

"... В золотом щите черная с золотыми швами доменная печь с червленым пламенем, сопровождаемая по бокам двумя черными молотами. В вольной части щита герб Екатеринославской губернии. Щит увенчан серебряною с черными швами башенною короною о трех зубцах. За щитом две, накрест положенные, стального цвета кирки, соединенные Александровскою лентою."

Именно Указ от 14 ноября 1795 года является отправной точкой в начальной главе истории города, а его герб - символом исторических корней, традиций и достижений луганчан.

Возникновение горно-заводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с политическим и экономическим развитием страны.

Во второй половине XVIII века, в результате побед, одержанных над Турцией Россия получила выход к побережьям Черного и Азовского морей. Выход к Южным морям и освоение южных степей Украины, Приазовья, Придонья потребовали строительства Черноморского флота и южных крепостей. Для них необходимы были пушки, ядра, боеприпасы. Практически единственным местом изготовления пушек был Урал, но доставка их с Урала стоила очень дорого. Необходимо было наладить производство орудий и боеприпасов вблизи Черноморского флота, на местном каменном угле и местных рудах.

В 1795 году у селения Каменный Брод, ниже того места, где речки Белая и Ольховая, впадая в Лугань с правой ее стороны, в некотором расстоянии одна от другой "учиняют воды ее полнее и для устройства завода сподобнее" началось строительство завода, получившего название Екатеринославского, а с 1797 года - Луганского.

Идея о его строительстве принадлежала вице-адмиралу Мордвинову Н.С. председателю Черноморского адмиралтейского правления. Выбор места и строительство были поручены шотландцу Карлу Гаскойну, крупному предпринимателю -промышленнику, обладавшему большим опытом и глубокими познаниями в области пушечного и заводского дела.

При поддержке генерал-губернатора Новороссии П.А. Зубова и Президента Берт-Коллегии М.Р. Соймонова для обследования района и выбора места строительства завода в Донецком уезде в 1794 году под руководством Гаскоина была направлена экспедиция.

Выводы этой кратковременной экспедиции основывались на предыдущих разведках (под руководством Н.Р. Аврамова), на опыте и интуиции Гаскоина. Заключение о том , "что найденные прииски каменного угля обещают, богатейшее количество сих минералов и в наилучшем качестве легли в основу царского Указа.

" Что касается до сумм, потребных на устроение и приведение в действие оного завода и на учреждение ломки каменного угля, то по общему исчислению статского советника Гаскоину потребно 650 тысяч рублей, а отпущено 715733 руб .25 1/2 копейки из состоящих в ведомстве оставшихся от вооружения военных шхун".

В указе предусматривалось также использование различных рабочих на заводе.

" ...при разработке и добыче угля вызвать мастеровых из Англии, пока собственные мастера не будут подготовлены, а так же осуществить перевод 300 мастеровых с семействами из Липетских заводов, оставшихся без употребления и знающих методу отливки чугуна и прочих железных вещей", ста мастеровых с Александровских заводов.

Весь основной административно-технический персонал состоял из англичан. Первыми специалистами заводами были 11 английских "художников" ( так назывались специалисты высочайшей квалификации). Это: Егор Шериф - главный механик при доменных печах; Адан Смит - инженер и механик при отверстии угольных шахт, Тимодей (Томас) Ронер - первый литейный мастер, Василий Норман - первый архитектор; Иван Робертсон - кирпичного и черепичного дела мастер, Данила Макли - модельного и столярного дела мастер, Яков Гарди - кузнечного дела мастер, Роман Петерсон - чертежного дела мастер, Василий Морган - первый бухгалтер.

В правлении завода, кроме иностранцев Нилуса, Пикарона, Бидберга были русские чиновники Иванов и Безруков.

Первое укомплектование Луганского завода рабочей силой состоялось в 1797 г. Прежде всего это были 575 квалифицированных мастеровых, перевезенных с семьями из Олонецких и Липецких заводов. Особо квалифицированные рабочие были переведены с Александровского пушечного завода. Из 33-х александровских мастеровых 26 имели стаж заводской работы свыше 10 лет. Среди них кузнец Хвалимов, мастер молотового цеха Ларион Данилов, подмастерье машинного цеха Павел Литвинов, подмастерье доменного цеха Василий Горшков. Для производства вспомогательных работ к заводу были приписаны крестьяне из ближайших казенных сел: Фащевки, Орехово, Петропавлово и Городище.

Для перевозки всех необходимых заводу материалов вначале были присланы 200 артиллерийских погонщиков с тем, чтобы впоследствии их заменить крестьянами (до 2000 душ мужского пола), которых указом предписывалось выкупить в казну у однодворцев Тульской и Курской губерний, а затем поселить вблизи завода.

В строительстве заводских сооружений в течение 1797 года принимали участие 194 вольнонаемных рабочих, в основном плотники и каменщики из Ярославской губернии. Они были заняты постройкой цехов, домов для служащих и казарм для рабочих.

Витебский полк солдат был прислан для сооружения каналов, резервуаров, плотин, необходимых для регулирования поступления вод рек Лугани, Ольховой, Белой на турбины завода.

На заводе, который помимо всего прочего служил местом ссылки, использовались разного рода поднадзорные.

Высылка на Луганский завод провинившихся крестьян имела место еще в начале XIX века, но особенно большой размах она приобрела в 1810-1820 гг, когда ежегодно на заводские работы поступали десятки крепостных крестьян. Они большей частью направлялись на завод помещиками для "исправления" на разные сроки, а иногда без указания срока - до востребования.

В 1803 году по указу правительства 500 человек рекрутов из Екатеринославской, Воронежской, Рязанской губерний были присланы на Луганский завод.

С 1797 года поселок, возникший вокруг завода, получил название Луганский завод.

Казенный литейно-пушечный завод сооружался почти 10 лет. При строительстве завода особенное внимание уделялось сооружению доменного корпуса, начатого в 1796 году английским мастером Шерифом. Для того, чтобы изготовлять кирпич для кладки домны, была построена кирпичная мастерская, которая изготовляла особо прочный кирпич. Каменная кладка доменного корпуса была сдана в подряд мастеровому Дмитрию Спиридонову.

Для других заводских потребностей была построена вторая мастерская. Одновременно со строительством домны сооружались воздушные печи, которые должны были работать на старом чугуне.

В апреле 1796 года начата добыча каменного угля в Лисичьем буераке. "Первая шахта на Украине в первый год своей работы выдавала на гора в день до 3-х тонн угля. Шахтеров тогда здесь работало 50 мастеровых и 2 малолетних". В 1798 году завод выпускает первую свою продукцию - 15670 пудов снарядов для Севастопольских батарей.

Воздушные печи в Луганском заводе действовали, пока не были построены домны. Они переплавляли чугунный лом, который свозили из старых крепостей Украины, Крыма, Азова, Очакова, Измаила, Харькова, Смоленска. Так же поступал чугун с закрытых Липецких заводов.

В 1799 году на должность суперинтенданта был приглашен известный специалист Джон Валкер. Он вместе с Томасом Ропером занялся изысканием железных руд и каменного угля. Так была найдена железная руда в селениях Белая (помещика Петра Штерича) и Первозвановка (помещика Георгия Шевича).

Весной 1799 года "проведены испытания коксу" от трех слоев земляного угля при Третьей Роте (ныне Лисичанск) в определении оного к проплавке руд здешнего края". Первая опытная плавка прошла успешно и с уверенностью, "что со временем на здешнем заводе можно будет отливать всякие чугунные вещи лучшей доброты".

4 октября 1800 года первая домна выдала чугун, выплавленный на Лисичанском угле из руды, добытой в районе сел Городище и Белое.

16 октября 1800 года Правлению завода была представлена первая продукция: ядро, бомба и граната, "которые суть первые посредством кокса в сей империи отлиты".

В 1801-1803 гг были достроены другие домны.

В 1804 г английский механик Макли закончил сооружение первой машины и мельницы для сверления пушек. Завод выпускал пушки, снаряды, гранаты и другие виды вооружения и снабжал ими Черноморский флот.

Луганский завод выполняет специальные заказы Кавказского наместника на инструмент, необходимый на сооружение кавказской дороги в Грузии по рекам Терек и Арагви. Так же в Грузию для прииска каменного угля и усовершенствования там горного дела командируются три специалиста Луганского завода: Валкер, Викарс, Максвин.

Завод интенсивно работал на оборону в течение всех войн XIX столетия, которые вела Российская империя. Но особо следует отметить его работу в годы Крымской войны и героической обороны Севастополя в 1853-1855 гг.

Характер продукции завода для рынка частных заказчиков в 1810 г. очень разнообразен. Изготовлялись бруски чугунные, железные для печей, бурава разных мер, бабы чугунные для забивания свай, винты для карет, кровати разные, вилы железные, ведра, втулки для колес, топоры, молотки, гвозди, клещи, походные кузницы, гири, замки, чугунные дверцы для печей, горшки, кастрюли, оси железные, проволока, дверные ручки, пряжки, утюги, сани, ящики железные и чугунные, задвижки, заслонки, болты, гайки и даже деревянные бочки, баклаги, кирпич.

В период между войнами завод производил сельскохозяйственные машины, оборудование для мельниц, салотопных, винокуренных, свеклосахарных заводов, а также кресты для церквей, чугунные памятники и др.

Интересен факт участия Луганского завода в выставке "Местных естественных и мануфактурных производств", которая состоялась в Екатеринославе в 1837 году. Газета "Одесский вестник" писала об этом событии следующее: "Превосходные чугунные изделия, доставленные начальником Луганского литейного завода, по справедливости возбудили живое внимание и участие публики и куплены в один день. Не исчисляя всех достоинств, можно указать на следующее, как на примечательнейшее по отделке: духовая печь нового устройства, модели пушки-единорога, браслеты и перстни, отделанные в позолоте, часовые футляры, чернильницы, пряжки, бюст императора Александра I и прочее".

Художественное литье занимало довольно значительное место в продукции Луганского литейного завода. Отдельные образцы его художественных изделий и сейчас хранятся в областном и городском музеях.

Несмотря на то, что завод был артиллерийским, уровень мастерства специалистов художественного литья был очень высок. Известны мастера - Федор Яковлев, который отлил большой колокол для Николаевского собора; Сушков, отливший барельеф с изображением основателя завода Карла Гаскойна.

Самыми крупными изделиями художественного литья, изготовленными на заводе, были два памятника, которые сооружены на месте битвы со шведами под Полтавой (в честь 100-летнего юбилея) и в одном из важнейших пунктов сражений с французами 1812 года в городе Полоцке.

Развитие Луганского литейного завода и интенсивное расширение производства сыграло положительную роль для развития селения Луганский завод и близлежащих населенных пунктов.

Немаловажным моментом в этом процессе был Указ от 10 января 1821 года, по которому 2088 приписных крестьян близлежащих сел освобождались от государственной повинности по доставке в завод угля, руды, строительных материалов. А вместо них крестьяне Каменного Брода и Третьей Роты были зачислены в "непременные работники" Луганского завода. Они должны были перевозить "материалы и припасы для действия завода". Так с 1821 года селения Луганский завод и Каменный Брод сливаются в единое хозяйственно-административное целое.

"Ревизия" 1830 года свидетельствует, что к 1января 1831 года в селениях Луганский завод и Каменный Брод состоит 7853 человека жителей; в заводе - 1572 человека мужчин и 1579 женщин; в Каменном Броде - 499 мужчин и 448 женщины.

Социальный состав населения таков: рабочих с женами - 2957 чел., купцов - 155, мещан - 62, духовных - 40, чиновников - 93, дворян - 30, помещичьих крестьян - 190, отставных солдат и мастеровых - 413, военных с женами и детьми - 101, временно живущих при заводе крестьян, мещан и иностранцев - 143, цеховых мастеров - 97.

При Луганском литейном заводе было 3 кирпичных завода, 1 черепичный, 5 салотопных и свечных, а также госпиталь, горно-заводская школа, заводская полиция, "пристойный" острог и молельный дом. Для мастеровых и рабочих было построено 204 каменных дома, 20 деревянных и 74 казенных казармы. Английские специалисты жили своей колонией на центральной улице. Она называлась Английской (ныне - ул. Даля).

Завод рос и расширялся, а вместе с ним и селение. Накануне реформы 1861 года в селении Луганский завод, включая жителей Каменного Брода, проживало 9 тыс. человек. Здесь было 1558 каменных и 227 деревянных домов.

3 сентября 1882 года на основании положения Кабинета министров повелено Луганский завод совместно с селением Каменный Брод возвести в степень цензурного города под именем Луганск "с переводом в него на счет местных обывателей их приговорам из города Славяносербска, оставляемого безуездным городом, подлежащих уездых учреждений".

Распоряжением Екатеринославского Губернского Правления от 9.11.1882 г. Луганский завод вместе с прилегающим к нему селением Каменный Брод возводится в степень уездного города. В Луганске водится городское положение, на основании которого действовали Луганская городская Дума и ее исполнительный орган - Управа. Члены Городской Думы назывались "гласными". Они выбирались сроком на 4 года из состава горожан его жителями. Гласные выбирали из своего состава председателя - городского голову.

В первые годы своего существования, ними были: Холодилин Николай Петрович, Вербовский Владимир Иванович (с 1899 г.), статский советник, Лутовинов Стефан Климентьевич (с 1902 г.), купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин города; Николаев Иван Иванович, купец; Сидоров Феодул Петрович, личный почетный гражданин; ( с мая 1912 г.); Холодилин Иван Иванович, мещанин; Васиев Николай Сергеевич, купец известной городской династии (с 1915 г).

Яркие и активные личности они, кроме того, занимались общественной и благотворительной деятельностью.

20 июня 1887 года царским Указом Луганский завод, в связи с сокращением производства и нерентабельностью был закрыт. Он не дожил 8-ми лет до своего 100-летнего юбилея.

6 мая 1895 г , накануне столетнего юбилея со дня основания Луганского литейного завода, на столетних фундаментах его успехов начинает работать новый завод под названием Патронный. Но значение открытия Луганского литейного завода для страны в целом, и особенно нашего края огромно.

В деле исследования Донецкого бассейна он сыграл большую роль, так как являлся в течение всего своего существования средоточением горных инженеров, "горных офицеров", как тогда говорили, т.е. людей специально подготовленных к производству изысканий новых месторождений каменного угля и руд для нужд завода.

Луганский литейный завод был центром каменноугольной промышленности Донбасса, сыграл выдающуюся роль в разработке полезных ископаемых нашего края.

С заводом тесно переплелись судьбы многих известных ученых. Это первый горный инженер, впоследствии государственный деятель, почетный член Академии наук Е.П.Ковалевский; один из основоположников науки о резании металла, автор справочников для горных инженеров и техников, многих трудов по гидравлике, машиностроению, горнозаводской механике И. А. Тимме; врач И. М. Даль, отец знаменитого русского ученого-этнографа, составителя "Толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даля и многие другие.

Луганский литейный завод играл огромную роль в промышленной и культурной жизни всего юга России.

Выгодное географическое положение на путях между центральными губерниями и портовыми городами Ростовом и Таганрогом способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникают торгово-промышленные заведения.

К концу 50-х годов XIX в. В Луганске было открыто 10 салотопных и 2 воскотопных завода, 2 заведения по производству свечей, а также кожевенные и мыловаренные, 3 маслобойных, 8 кирпичных и черепичных предприятия, 2 известковых, 17 мельниц.

В 1874 году открывается железная дорога Луганск - Дебальцево, в 1876 г начали функционировать железнодорожные мастерские. В 1897 году Луганск через станцию Миллерово соединился с Азовской дорогой.

В конце 90-х годов иностранные предприниматели открывают здесь свои предприятия. В 1896 году германский промышленник Густав Гартман открывает паровозостроительный завод (ныне ГХК "Лугансктепловоз"). Бельгийцы учредили "Анонимное общество Луганских эмалировочных мастерских" (АО "Луганский эмалировочный завод"), в следующем году - "Анонимное общество Луганских литейных заводов" (АО "Литейно-механический завод").

Для дальнейшего развития Луганска большое значение имел казенный патронный завод (ПО "Луганский станкостроительный завод").

Кроме предприятий тяжелой промышленности, в этот период в городе открываются предприятия легкой и пищевой промышленности.

С 1904 года начинает свою деятельность "Товарищество Луганской мануфактуры". Фабрика предназначалась исключительно для выработки прессового сукна для маслобойных заводов. В 1909 году был применен первый опыт выработки на фабрике шерстяных приводных ремней.

К концу XIX века Луганск представлял собой крупный промышленный центр. В 1898 году здесь сосредоточилось 58 промышленных предприятий. В первое десятилетие XX века продолжает бурно развиваться промышленность вплоть до первой мировой войны. Появляется еще более 20 различных предприятий , в том числе: 1906 г - каретное заведение Зотова; 1906 г - мыловаренный завод Демидова; 1907 г - гвоздильный завод Урденен и Дюшессан ; 1908 г - типография Гаммерит; 1908 г - конфетная и пряничная фабрика Макулевича; 1909 г - пивоваренный завод Прусского и Ефимова; 1909 г - гильзовая фабрика Шакиро и Каплуновского; 1911 г - фабрика курительной бумаги Каца; 1912 г - конфетная и пряничная фабрика Венгеровского; 1912 г - трубопрокатный завод Залевского и Григорьева; 1913 г - городская электростанция; 1913 г - завод фруктовых вод.

К началу XIX века "... город был охвачен строительной горячкой. Воздвигаются колоссальные постройки, которыми мог бы похвастаться не один крупный провинциальный город". Характерно , что каждый строящийся домовладелец старался приспособить нижний этаж своего дома под магазин. На фотографиях прошлого века во всех домах по ул. Петербургской ( ныне им. Ленина) располагались книжные, галантерейные, бакалейные, гастрономические и другие лавки.

С введением города в статус уездного, ростом промышленных предприятий, домовладений и увеличением численности населения на улице Почтовой, одной из немногих улиц Луганска, сохранившей первоначальное название, в 1913 году было построено новое здание почтово-телеграфной конторы.

Была открыта в Луганске и телефонная станция, она располагалась на улице Петербургской.

Первое упоминание об извозничем промысле в городе упоминается в 1867 году.

Извозчиков значилось 5. Их число возросло, после того, как Луганск получил статус уездного города.

В 70-х годах XIX в Луганск был охвачен строительством железных дорог.

В 1899 году городская Дума решала вопрос об устройстве электрического трамваяи его эксплуатации в городе. Однако первый трамвай был пущен в Луганске в 1934 году.

В первое десятилетие ХХ века в Луганске работало более 40 врачей и акушерок, существовало несколько медицинских пунктов при заводах, на заводах Гартмана и патронном были больницы. Земская больница была открыта на территории Каменного Брода в конце Х1Х века.

Строительство литейно-пушечного завода, дальнейшее развитие промышленности дало огромный толчок к подготовке своих специалистов и практической деятельности в области промышленности, железнодорожного транспорта, коммерческой деятельности, торговли. В Луганске первая профессиональная горная школа стала работать еще в 20-е годы ХIХ века, хотя широко профессиональное образование в России стало развиваться лишь в конце ХIХ века. Луганская профессиональная горная школа готовила мастеров для завода: механиков, чертежников и других низших руководителей труда рабочих.

В 1900 году началось строительство первого 4-х этажного здания в городе на средства купца 2-й гильдии Васнева Сергея Петровича на ул. Банковской ( ныне ул. Шевченко). В этом здании в 1906 году открылось коммерческое училище для девочек.

В 1910 году в Луганске было 3 церковно-приходские школы, 15 начальных училищ, 7 городских училищ, 4 гимназии.

Среди культурно-просветительских учреждений "старейшими" в Луганске в начале ХХ века считались Народная аудитория и Горно-коммерческий клуб. В городе работало несколько библиотек: Горно-коммерческого клуба, Профессионального клуба, завода Гартмана, патронного завода, земская библиотека.

По первой Всероссийской переписи население Луганска в 1897 году составляло мужского пола - 18483, женского пола - 15739. По вероисповеданию состав населения разделялся так: 70% православных, 20% иудеев, 4% католиков, 4% лютеран, 2% армяно-григорян.

В городе было шесть православных церквей (Успенская, Николаевская, Казанская, Преображенская, Троицкая, Воскресенская), 1 православная часовня, еврейская синагога, молитвенные дома - армяно-григорианский, римско-католический, лютеранский.

Начиналось в Луганске и строительство монастыря на ул. Садовой (ныне К. Либкнехта), но его завершению помешала первая мировая война.

В первой четверти XX столетия город рос и развивался, увеличилось число домовладений, рос торговый оборот, увеличивалось число учебных заведений, росло и культурное значение Луганска.

К 1912 году в нем проживало более 60 тысяч человек. В городе было 7727 каменных, 236 деревянных и 30 глинобитных домов, 198 улиц и переулков, 3 площади и 2 общественных сада.

Привычный ритм уездного города нарушали бурные события 1917 года.

В годы гражданской войны Луганск становится ареной острой вооруженной борьбы.

Отмечая большие революционные заслуги рабочих Луганска, Президиум ЦИК СССР 6 июня 1924 года принял решение наградить город Орденом Красного Знамени.

Вторая мировая война приостановила бурное развитие Луганска. Героически сражались Луганчане на фронтах Великой Отечественной войны. 12 жителей города удостоены звания Героя Советского Союза. Двумя золотыми звездами отмечена военная доблесть маршала К. Е. Ворошилова и летчика А. И. Молодчего.

212 дней (с 17 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года) город находился в оккупации. Ущерб, принесенный городу, составил свыше одного миллиарда рублей.

Самоотверженным трудом луганчан город поднимался из руин. Главное внимание уделялось восстановлению промышленных предприятий. Одновременно велось и жилищно-гражданское строительство.

На базе роста и развития промышленности города рос и преображался Ворошиловград. На 18 км протянулся город с юго-запада на северо-восток вдоль реки Луганки.

В городе расширилось капитальное строительство. Была построена крупная швейная фабрика, новый молокозавод, сооружен комплекс цеха сборки тепловозов малых серий на заводе «ОР».

В Соответствии с генеральным планом, разработанным Украинским Гидроградом в городе велось большое комплексное жилищно-гражданское строительство. Более половины его объема в нагорной части города, на месте одноэтажной застройки из местного камня-мергеля.

Жилая площадь в городе увеличилась почти в 5 раз по сравнению с 1950-и годами. К началу 1976 года жилищный фонд города составил 5500 тыс. кв. метров. В новых благоустроенных квартирах поселилось почти 62% населения города. Численность населения города в 70-е годы составляла 466 тыс. чел.

Жилищное строительство в городе велось, также и на свободных территориях крупными массивами. Были созданы кварталы им. Алексеева,им. Гаевого, им. Димитрова, им. Жданова (ныне Луганский), им. Шевченко, им. Щербакова, 50-летия обороны Луганска), героев Брестской крепости.

Комплекс многоэтажных административных и жилых зданий выросли на площади Героев Великой Отечественной войны, ставшей главной площадью города. Также на улицах им. Демехина, Дзержинского, Коцюбинского, Советской, Обороной, 3-й Донецкой, 13,14,15 линиях и других, образовавших новый центр Ворошиловграда. Украшением центральной части города стал комплекс высотных домов с крупным гастрономом самообслуживания «Ворошиловградский» (ныне супермаркет «Абсолют»)по улице им. Коцюбинского. Это сооружение оригинальной конструкции, созданное по проекту архитектора Г.Г.Головченко хорошо вписалась в общий архитектурный ансамбль. Расположенную перед магазином со стороны улицы им. Коцюбинского площадь украсили фонтаны, переходные мостики на рукотворном озере площадью более 2,5 тыс. кв. м.

Широко развивалась транспортная сеть.В 1975 году 67 троллейбусов курсировало на 4-х линиях общей площадью 70,5 км. В городе было 12 трамвайных маршрутов, соединенных кольцевой линией.

В истории Луганщины и ее областного центра с приобретением политической независимости Украины, реформированием украинской экономики потребовалась структурная перестройка хозяйства Луганской области, проведения разгосударствления и приватизации предприятий, ликвидация односторонней ориентации на тяжелую индустрию и переформирование производства на удовлетворение социальных потребностей населения.

Безусловно, все это для экономики города стало периодом тяжелых испытаний. Последствия кризисных явлений для хозяйственного комплекса края оказались разрушительными.

Особенно значительным стал спад в машиностроении, металлообработке, энергетике, промышленном строительстве и легкой промышленности.

И все же именно в нашем крае удалось разработать и внедрить программу социально-экономического развития «Луганщина – 2010», рассчитанную на 10 лет и не имеющую аналогов в Украине.

С 1999 года начался рост обновленного промышленного производства. Среди предприятий, свидетельствующих о возрождении былой экономической мощи в городе – ЗАО «Луганский трубный завод», ОАО «Луганский химфармзавод» и др. предприятия. Весомый вклад в процесс подъема экономики города внесли малые предприятия…

Дальнейший процесс стабилизации в промышленном производстве дал положительные результаты и показатели на примере г. Луганска. Темпы роста промышленного производства в городе, они существенно увеличились: за 2002 г. составили 106,7%, в 2003 г. – 114,7 % при плановом показателе 108 %.

К 2010 году уже более 130 промышленных предприятий города выпускали разнообразную продукцию. В структуре промышленности наибольший удельный вес имеют такие отрасли как электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка. Наиболее значительные предприятия города: ХК «Лугансктепловоз», «Луганский машиностроительный завод им. Пархоменко», ЗАО «Литейно-механический завод», ЗАО «Термо» и др.

Добычу угля осуществляют шахты ГКХ «Луганскуголь».

Легкую промышленность представляют ЗАО «Луганская швейная фирма «Джинс Глория», ЗАО фирма «Лутри», АОЗТ «Лугань», ОАО «Луганськмлин» - крупнейший в Украине производитель муки круп, хлопьев и кормосмесей.

Продукция этого предприятия пользуется популярностью не только в регионе, она экспортируется в Россию, Белоруссию, страны Бельгии, Германии и Израиля.

Основными экспортёрами в городе являются предприятия ХК «Лугансктепловоз», ЗАО «Термо», ЗАО «Джинс Глория», ЗАО «Луганский ликеро-водочный завод «Луга-Нова», ЗАО «Луганськмлин».

На пороге второго десятилетия 21 века социально-экономическое развитие Луганской области во многом зависит от темпов роста экономики областного центра. Здесь Луганск занимает ряд ведущих позиций согласно статистическим показателям.

Например, в городе проживает почти пятая часть населения области и производится такая же доля промышленной продукции. Осуществляются 440 видов экономической деятельности при 600 в Украине.

Современный Луганск — это транспортный, промышленный и научный центр на востоке страны, это город, идущий в будущее. Административно-территориальный центр Луганской области по праву называют восточными воротами Украины. Город расположен на территории площадью 286 кв. км, в нем проживает 417 тыс. человек.

На территории областного центра высшее образование можно получить в 15 учебных заведениях I-IV уровня аккредитации, в которых учится свыше 86,7 тысячи студентов. Научные и научно-технические раз­работки выполняют 32 научные организации. 39 тысяч учащихся обучаются в 73 общеобразовательных заведениях, в 61 дошкольном учреждении воспитывается свыше 10,7 тысячи детей.

Город с двухсотлетней историей имеет богатые исторические традиции, которые нашли свое отображение в большом количестве архитектурных и исторических памятников. В Луганске работают три театра, филармония, дворцы культуры, музеи, библиотеки для взрослых и детей, единственный в Украине муниципальный оркестр.

Современную экономику города определяет промышленность, имеющая многоотраслевой характер с некоторым преимуществом машиностроения.

Основа сегодняшнего промышленного комплекса — около 140 больших и средних промышленных предприятий с годовым объемом реализации продукции свыше миллиарда долларов США. Всего же на территории Луганска работают более 10 000 предприятий различных форм собственности.

В городе расположены крупнейшие в Украине тепловозостроительный, литейно-механический и трубный заводы.

Легкая промышленность города представлена предприятиями ООО «Глория Джинс» и ЗАО «Луганская фирма «Лутри». В Украине и за ее пределами пользуется спросом высококачественная продукция ЗАО «Кондитерская фабрика А.В.К. г. Луганск», мясная и колбасная продукция торговой марки «Луганские деликатесы» ЗАО «Луганский мясокомбинат», макаронная и крупяная продукция «Добродия» ОАО «Луганскмлын», ликеро-водочная продукция ЗАО «Луганский ликеро-водочный завод «Луга-Нова».

Луганск связан автомобильными, железнодорожными и авиационными транспортными сетями со многими городами Украины и России. Железнодорожный транспорт представлен Луганским отделением Донецкой железной дороги, а железнодорожный вокзал Луганска является одним из лучших в Украине.

Луганск экспортирует изделия из металла, полимерные материалы, швейные и текстильные изделия, фармацевтическую продукцию, продукцию машиностроения, продукты питания.

Город развивает свой экономический потенциал в тесной связи со многими регионами СНГ и странами дальнего зарубежья. Поддерживаются торгово-экономические отношения более чем с 50 странами. Лу­ганск имеет 9 городов-побратимов: Кардифф (Великобритания), Люблин (Польша), Перник (Болгария), Секешфехервар (Венгрия), Сент-Этьен (Франция), Да-цин (Китай), Поти (Грузия), Вансбро (Швеция), Ростов-на-Дону (Россия).