План-схема г. Херсона

ХерсонСкачать карту «План-схема г. Херсона»

Скачать «План-схема г. Херсона» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Херсон — областной центр на юге Украины, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области. Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря.

Крупный железнодорожный узел, морской и крупнейший на Днепре речной порт.

Херсон в первую очередь город портовиков и корабелов. Его называют столицей Нижнего Днепра, южной Пальмирой и «городом на семи ветрах».

Херсон является центром одной из самых больших агломераций на Украине. Кроме Херсона в состав агломерации входит Голая Пристань, Цюрупинск; Антоновка, Степановка, Камышаны, Зеленовка, Надднепрянское, Чернобаевка, Белозёрка. Херсон имеет город-спутник Цюрупинск.

Год основания— 1778 г.

День города в 3-я суббота сентября

Площадь—68,7км²

Население— 302,5 тыс. человек (на 01.01.2011 г.)

Расстояние до Киева по железной дороге 648 км (через Знаменку, Николаев).

История

Территория города была заселена с древнейших времен. О пребывании здесь человека в эпоху меди и бронзы (III-II тысячелетия до н. э.) свидетельствуют погребения, обнаруженные на площади Свободы и в районе Военного (ныне Днепровский район г. Херсона), а также найденные в разных местах мотыга из рога оленя и каменные топоры. На территории бывшей Херсонской крепости выявлено скифское погребение IV-III вв. до н. э.; на Кременчугской улице обнаружены остатки двух погребений сарматского времени (II в. до н. э.- IV в. п. э.); в районе Военного и на Карантинном острове - римские монеты II в. н. э. Вблизи города, на Большом Потемкинском острове, открыты остатки поселения периода Киевской Руси. Найдена также половецкая каменная скульптура XI-XIII вв.

В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. в 1737 г. в районе нынешнего портового элеватора было возведено русское укрепление Александр-Шанц, просуществовавшее до конца войны .

Хотя после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия получила выход к Черному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по-прежнему оставались незащищенными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии с царским указом от 18 июня 1778 г., было решено основать на Днепре при урочище Александр-Шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную верфь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 г. были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь древнего Херсонеса. Строительством руководил генерал-цейхмейстер И. А. Ганнибал, а с 1784 г.- инженер-полковник Н. И. Корсаков. В 1780 г. произведено первое межевание земель Херсона, городу отведено 40 тыс. десятин. В 1782 г. на строительстве крепости и адмиралтейства работало около 10 тыс. человек. К 1787 г. эта цифра увеличилась более чем вдвое. Основная тяжесть работ по сооружению крепости легла на солдат и матросов местного гарнизона. В том же году здесь размещалось 8 полков и 12 мастеровых рот. Город строили также казенные и вольнонаемные рабочие из Петербурга, Олонецкой губернии, Тулы и других мест. На строительстве объектов Херсонского адмиралтейства - верфи, мастерских для ремонта судов, складов было занято 2273 вольнонаемных рабочих, в т. ч. плотников - 1953, кузнецов - 320, Широко использовался и труд каторжан. В 1786 г. их насчитывалось 4 тыс. человек, среди которых находился С. И. Николаенко (Гаркуша) - руководитель повстанческих отрядов на Украине, сосланный в 1784 г. на пожизненную каторгу в Херсон. Строителям приходилось сооружать крепость и город в чрезвычайно тяжелых условиях: местность была болотистой, а все работы, в т. ч. и земляные, производились вручную.

Уже к январю 1779 г. территория крепости в 99,2 га была обнесена рвом, на валу установлены батареи, построены временные землянки для нескольких тысяч солдат. К 1784 г. на территории крепости уже име-/80/лось 61 каменное строение - солдатские казармы, квартиры офицеров и инженеров, дом коменданта крепости, дворец генерал-губернатора Потемкина, артиллерийское управление, патронная лаборатория, пороховые погреба и склады, монетный двор и пр. До нашего времени частично сохранились арсенал, заложенный в 1784 г., двое каменных ворот, пороховой погреб, колодец и Екатерининский собор (памятник архитектуры), сооружение которого началось в 1781 г. В строительстве Херсона принимали участие архитекторы Ванрезани, К. Боржуа, И. Ситников.

С началом русско-турецкой войны 1787-1791 гг. в город прибыл А. В. Суворов, назначенный командующим войсками Херсонского корпуса, которые должны были защищать Херсон и Кинбурн от турецких войск. А. В. Суворов принял активные меры по подготовке крепости и жителей города к обороне. Берег от Кинбурна до Херсона был защищен пятью редутами, двумя ретраншементами и специальными укреплениями у Глубокой Пристани. Из жителей города был образован вооруженный отряд, насчитывавший до пятисот добровольцев . Более 10 торговых судов, вооруженных пушками, вместе с военными кораблями, участвовали в сражениях с вражеским флотом.

Херсон стал колыбелью русского Черноморского флота, первым морским портом на юге России. 26 мая 1779 г. на Херсонской адмиралтейской верфи был заложен 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины», спущенный на воду 16 сентября 1783 года . Он явился первым из восьми подобных кораблей, построенных в Херсоне до 1791 г. В 90-х гг. спущено на воду семь 74-пушечных линейных кораблей. Руководил строительством корабельный мастер С. И. Афанасьев, приехавший из Петербурга. За 20 лет (со дня основания и до начала XIX в.) на верфи построили 16 линейных кораблей (от 66 до 110 пушек), 16 фрегатов, бомбардирский корабль, много галер, плавучих батарей, транспортов и других кораблей и судов.

Развитие военно-морского судостроения в Херсоне связано с именем выдающегося русского адмирала Ф. Ф. Ушакова. Еще в 1783 г. он в чине капитана 2-го ранга прибыл в Херсон во главе команды балтийских матросов из 700 человек, направленной сюда для строительства кораблей и укомплектования их экипажей. Осенью 1784 г. построенные корабли были отправлены в Севастополь для вооружения их артиллерией. В августе 1785 г. прибыл туда и линейный корабль «Святой Павел» под командой уже капитана 1-го ранга Ф. Ф. Ушакова.

Промышленное развитие Херсона в значительной степени было обусловлено потребностями морского судостроения и торговли. Так, в 1790 г. здесь начал действовать литейный пушечный завод, на котором к 1793 г. была изготовлена 431 медная пушка для военно-морского флота . В 1799 г. в Херсоне работали канатный и 5 кирпичных заводов, продукция которых использовалась на строительстве крепости, верфи, города и кораблей. Действовали также 2 кожевенных, 4 свечных, 2 пивоваренных и водочных завода, 18 кузниц.

Укрепление позиций России на Черном море, создание флота способствовали развитию в городе внутренней и внешней торговли, дальнейшему расширению промышленного производства.

С уральских заводов в Херсон поступало железо, из Белоруссии и Воронежа - лес; заказы на изготовление различного инструмента и оборудования получали предприятия Москвы, Петербурга, Тулы. В Херсон направлялась продукция Глуховской парусно-полотняной мануфактуры, Кричевской верфи транспортных судов. По Днепру доставляли сюда смолу, уголь, якоря, канаты. Через Херсонский порт за границу сбывался хлеб, производимый в помещичьих хозяйствах украинских губерний.

Херсону принадлежало важное место в укреплении морских торговых связей России с Францией, Италией и другими странами Западной Европы. В 1782 г. был издан правительственный указ о свободном экспорте зерна и леса. Уже в том же году в городе возникла торговая компания польских магнатов с капиталом 120 тыс. злотых. В январе 1784 г. французский купец Антуан отправил в Херсон из Марселя два судна, груженных товарами, которые были адресованы торговому дому, основанному им в Херсоне. Это были первые коммерческие суда, прибывшие из Средиземного моря в русский порт на Черном море. Объем товарооборота внешней торговли ежегодно возрастал. Если в 1784 г. из Херсона во Францию отправились 4 судна с коноплей, пшеницей, рожью, салом, щетиной, льняным и конопляным семенем, то уже через три года -19, а из Марселя в Херсон прибыло 18 судов. В Россию торговый дом Антуана доставлял вина, тонкие сукна, сахар, шелк, пряности, краски, мебель и другие товары. Во Францию кроме хлеба и других сельскохозяйственных продуктов вывозили также мачтовый лес, который прибывал в Херсон с верховьев Днепра. Помимо Марселя активные торговые связи с Херсоном установили Генуя, Ливорно, Триест. В 1787 г. торговля на Черном море приобрела значительные размеры, перевозкой товаров были заняты более 200 русских и иностранных купеческих судов. В связи с быстрым ростом внешней торговли в Херсоне обосновались австрийский и неаполитанский консулы .

По своему социальному составу население Херсона не было однородным. Помимо мещан, купцов, цеховых ремесленников в городе проживало много дворян, военных, чиновников, лиц духовного звания, работных людей, занятых на строительстве порта, укреплений, складов и т. д. Город делился на три части. Центральной частью была крепость. Здесь находились обширные каменные постройки адмиралтейства, различных административных учреждений, дворец императрицы Екатерины II с четырьмя флигелями, адмиралтейская пристань, деревянная набережная. Вокруг адмиралтейства на валу был сооружен бревенчатый палисад.

По обе стороны от крепости располагались военный форштадт и греческий, или купеческий, город. Военный форштадт, находившийся в восточной части города, населяли солдаты, матросы, мастеровые. К 1799 г. здесь имелось несколько каменных строений, церковь, лавки, мазанки, в которых жили семьи солдат и матросов, военные казармы, пристань на Днепре.

В купеческом городе жили дворяне, русские и иностранные купцы, мещане. В этом районе были сосредоточены дома и склады иностранных торговых фирм, здания магистрата, городского управления, гражданского и коммерческого суда, учрежденного в Херсоне в 1786 г., церковь. В одном из зданий этого района (позднее в нем находилось губернское правление) в 1792-1794 гг. жил А. В. Суворов. Именем прославленного полководца названа одна из центральных улиц Херсона .

Городские низы, особенно строители, жили в тяжелых условиях - ютились в приземистых мазанках и сырых землянках, построенных наспех из камыша и глины. Недоброкачественные пища и вода, непосильный труд приводили к тяжелым заболеваниям. Даже Г. А. Потемкин в 1783 г. вынужден был признать, что не столько болезни косят людей, сколько нужда . В 1786 г. Херсон посетил будущий деятель французской буржуазной революции Жильбер Ромм. В своем дневнике он записал, что многие солдаты местного гарнизона болеют малярией, т. к. вынуждены летом и осенью резать камыш, подолгу находясь в болотистых местах.

В городе часто вспыхивали эпидемии. Так, в 1783 г. в Херсоне распространилась эпидемия чумы, для ликвидации которой многое сделал Ф. Ф. Ушаков. Успешно боролся с эпидемией врач Д. С. Самойлович (Сущинский) - один из основоположников отечественной эпидемиологии. В 1784 г. эпидемия чумы была ликвидирована. В 1789 г. вспыхнула эпидемия тифа. В это время в городе находился английский общественный деятель, врач Джон Говард. Он неутомимо помогал больным, бесплатно лечил бедняков. В январе 1790 г. он сам заболел и в 64-летнем возрасте умер. На проспекте Ушакова высится обелиск в честь Джона Говарда, спроектированный архитектором В. П. Стасовым и установленный в 1818-1820 гг.

В августе 1796 г. в связи с тяжелыми условиями службы во флоте и под влиянием идей французской буржуазной революции в Херсоне произошло стихийное выступление матросов, известное в истории под названием «арбузного бунта». В ходе волнения пятеро матросов «дерзнули провозглашать морской гауптвахте общие сих дерзких людей намерения»,- писал председателю Черноморского адмиралтейского правления правитель Екатеринославского наместничества генерал-поручик П. И. Хорват. Размах выступления был невелик, но оно явилось свидетельством массового недовольства моряков тяжелыми условиями службы.

Присоединение к России территории между Южным Бугом и Днестром в результате русско-турецкой войны 1787-1791 гг. сказалось на стратегическом значении Херсона и его экономическом положении. Он перестал играть роль важной крепости на южных рубежах России. Значительная удаленность от моря, мелководье Днепровского устья мешали подходу к нему крупных морских судов. Поэтому после основания Николаева (1788 г.) и Одессы (1794 г.) Херсон быстроутратил значение главного торгового порта и важнейшего центра судостроения на юге России. В 90-е гг. XVIII в. адмиралтейство перевели в Николаев. Все это привело к резкому сокращению городского населения. В 1799 г. его численность составляла 1957 человек .

С 1783 г. Херсон - уездный город Екатеринославского, а с 1795 г.- Вознесенского наместничества; в 1796 г. он вошел в состав вновь созданной Новороссийской губернии, в 1802 г.- стал уездным центром Николаевской, с 1803 г.- губернским городом Херсонской губернии.

Несмотря на перевод адмиралтейства в Николаев, судостроение оставалось главной отраслью экономики города. На протяжении 1800-1821 гг. здесь было спущено на воду шесть 110-пушечных линейных кораблей, в 1804-1805 гг.- 32-пушечный фрегат, два транспорта и первый на Черном море 76-пушечный корабль с медной обшивкой. В 1806 г. начала действовать купеческая верфь, строившая торговые суда. В первой половине XIX в. она стала крупнейшим предприятием гражданского судостроения на юге России. Уже к 1810 г. было построено 24 больших судна и 36 каботажных. В последующие годы ежегодно спускалось на воду по 20- 30 торговых судов. В соответствии с царским указом от 4 июня 1830 г. из казны конторе Херсонской купеческой верфи было отпущено 150 тыс. руб. и предоставлены льготы судовладельцам. В 1840 г. насчитывалось 221 судно, принадлежавшее судовладельцам, из них 96 могли совершать дальние вояжи и имели общую грузоподъемность до 20 тыс. тонн.

В 1853 г. предприниматель Вадон основал на берегу Днепра большую механическую мастерскую, которая в 60-х гг. XIX в. переросла в чугунолитейный и механический завод. В начале Крымской войны механическая мастерская выполнила первый казенный заказ на оковку 60 лафетов к орудиям Очаковской крепости.

Значительное развитие приобрела переработка сельскохозяйственного сырья, в частности продуктов животноводства. Длительное время Херсон славился как центр шерстомойного производства на юге России. Днепровская вода у Херсона оказалась подходящей для мытья Шерсти, поскольку она не содержала примесей солей, а Карантинный остров (назывался так потому, что здесь проходили карантин все прибывавшие в город морем из-за границы) по своему расположению был наиболее удобным для устройства шерстомойных заведений. Первая шерстомойка в Херсоне возникла в 1822 г., в 1859 г. их насчитывалось уже 11. В том же году они дали продукции на 1,5 млн. руб., что превысило общую стоимость продукции всех других предприятий города. Здесь трудилось наибольшее число рабочих - 3 тыс. человек. Ежегодно с мая по сентябрь рабочие, основную массу которых составляли женщины и дети, мыли шерсть в холодной воде в специально устроенных врезных бочках, на плотах. Продолжительность рабочего дня на шерстомойках зависела от произвола хозяина, а заработная плата составляла 35-36 коп. в день. В первой половине XIX в. в городе существовала казенная суконная мануфактура, впервые упоминаемая в отчете губернатора за 1810 г. Развитие кожевенного дела началось с середины 40-х годов. В 1846 г. 2 кожевенных завода произвели продукции на 25 тыс. руб. Просуществовали эти предприятия недолго: в 1857-1859 гг. работы на них прекратились.

В 1846 г. в Херсоне насчитывалось 11 салотопенных заводов, на них ежегодно вытапливалось 12 тыс. пудов сала на сумму 40 тыс. руб. Салотопенное производство обусловило развитие свечного: число свечно-сальных заводов в 50-60-х гг. колебалось между четырьмя и шестью, в 1861 г. вся сумма производства равнялась 16 910 руб. Действовали также 7 табачных и пивоваренный завод. В 1848 г. начала работать паровая мельница - одна из первых на Украине. Наиболее распространенными были ветряные мельницы, устроенные севернее крепости, эта часть города носила название Мельницы. В 1857 г. в Херсоне насчитывалось 124 ветряные мельницы и 8 конных. В 1861 г. оборот только одной паровой мукомольной мельницы равнялся 200 тыс. руб. На ней трудилось до 40 вольнонаемных рабочих. В 1851 г. основан первый лесопильный завод, в 1859- второй. Лес сплавлялся с верховьев Днепра, после распиловки он шел на нужды отечественного судостроения, а также отправлялся за границу. Для снабжения такелажем Черноморского флота в Херсоне создаются канатные предприятия. Наиболее крупным из них была казенная мануфактура, на которой ежегодно выделывалось на 100-200 тыс. руб. канатных изделий. Число работавших здесь достигало 480. В 1853 г. это предприятие было переведено в Николаев. Действовали также 10 кирпичных и 2 гончарных завода. Еще в 1807 г. открылась типография.

Херсонский порт переправлял главным образом грузы, которые поступали с приднепровских пристаней и направлялись затем в Одесский и Николаевский порты. Ежегодно вывозилось товаров на сумму 4 млн. руб. За время навигации 1857 г. через порт прошло свыше 800 парусных судов и пароходов. Ввозились лес, соль, табак, бакалейные товары. Вывозились шерсть, зерно, канаты, чугун, сало, масло и др. Объем экспорта был незначительным.

Херсон являлся одним из центров внутренней торговли. На Херсонской ярмарке в отдельные годы продавалось товаров на сумму свыше 50 тыс. руб. В 1857 г. в городе действовали 263 лавки и 123 винных погреба и трактира.

В 1846 г. в Херсоне проживало 23 652 человека, из них 14 930 душ мужского и 8 722 души женского пола. В 1859 г. число жителей города возросло до 43,9 тыс. Значительную часть населения, как и прежде, составляли рабочие, занятые на верфи, других промышленных предприятиях, в мастерских, матросы торгового флота, военные, купечество.

После того как Херсон стал губернским центром, здесь начали строиться казенные губернские учреждения, что оказывало влияние на внешний вид города. В 1846-1861 гг. Херсон представлял собой портовый город с комендантским управлением и упраздненной (по указу от 15 июля 1835 г.) крепостью. Состоял он из двух разделенных крепостью частей, прилегавших к Днепру. Улицы были расположены параллельно друг другу и пересекались под прямым углом. В 1859 г. в городе имелось 4752 строения. Часть домов возводилась из местного известняка, большинство - из самана. Все прибрежные улицы осенью и зимой утопали в болотной грязи. Даже центральные улицы города, за исключением отдельных участков, были не замощены. Лишь в середине XIX в. началось их постепенное благоустройство. Освещались улицы свечными фонарями. Деревянная свайная набережная просуществовала со дня основания Херсона до 1834 г., когда началась постройка каменной набережной.

В 1860 Г. В Херсоне имелось две больницы, но могли они обслуживать лишь незначительную часть населения (за год в большей из них лечилось 698 больных). Действовали 3 государственные аптеки. Всего в городе работало 10 врачей . Ввиду скопления войск в Херсоне, как в губернском центре, в 1807 г. в бывших конюшнях князя Потемкина устроили военный госпиталь.

Власти мало внимания уделяли делу народного просвещения. В 1806 г. открылось духовное училище, в 1807 г.- военно-сухопутное училище для солдатских детей, в 1813 г. учреждено уездное начальное училище. С 1815 г. действовала губернская мужская гимназия. В 1816 г. в ней насчитывалось 16 учеников, в 1831 - 35, в 1833 - 32 ученика. Это были дети дворян, офицеров, купцов, богатых мещан и иностранцев. В 1834 г. в Херсоне учреждается училище торгового мореплавания (готовило штурманов, шкиперов и строителей коммерческих судов). В 1828г. основано училище для детей канцелярских служащих, готовившее канцеляристов для государственных учреждений.

С Херсоном связано имя русского писателя и военного деятеля Д. В. Давыдова, прибывшего сюда в октябре 1818 г. на должность начальника штаба 7-го пехотного корпуса 2-й армии, расквартированного в Херсоне. Здесь он основал школу для солдатских детей, где ввел прогрессивную систему взаимного обучения. Весной 1819 г. он уехал из города, однако продолжал интересоваться работой школы.

В 30-х гг. XIX в. дворянство Херсонской губернии приобрело особняк генерала Лобри, одно из его помещений и было приспособлено под театральный зал. На сцене театра выступали заезжие актеры и певцы. В августе 1846 г. здесь выступал великий русский актер М. С. Щепкин, приезжавший сюда вместе с В. Г. Белинским .

В конце 50-х гг. XIX в. город посетил украинский и русский писатель, этнограф А. С. Афанасьев-Чужбинский. В книге «Поездка в Южную Россию» он дал обстоятельное описание города .

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Херсон служил этапным пунктом для войск и ополченцев, двигавшихся в Крым на оборону Севастополя. Ф. Энгельс в работе «Силы сопротивления России» отметил большое значение Херсона, как одного из самых укрепленных пунктов Южной России и центра сосредоточения резервной армии. Лишь в октябре 1854 г. из Херсона в Севастополь поступило 6 тыс. пудов пороха. В городе размещались госпитали для раненых защитников Севастополя.

Во второй половине XIX в. в процессе развития капитализма в Херсоне увеличивалось количество фабрик и заводов, возрастало промышленное производство. К 1885 г. в городе насчитывалось 93 промышленных предприятия ремесленно-мануфактурного и фабрично-заводского типа. Из них 2 механических завода производили сельскохозяйственные машины и орудия, 56 - занимались переработкой растительных и животных продуктов, 8 заводов выпускали черепицу, кирпич, гончарные изделия, 27 предприятий ремесленного типа удовлетворяли бытовые потребности населения. В целом в городе производилось промышленной продукции на 1 089 032 руб. Благодаря интенсивному развитию товарного зернового хозяйства в Херсонской губернии Херсон становится одним из центров мукомольной промышленности- в 1897 г. здесь действовали 8 паровых мельниц, стоимость продукции которых составляла 700 тыс. руб.

К началу XX в. роль фабрик и заводов, оснащенных паровыми двигателями, в промышленном производстве Херсона заметно возросла. На 20 фабрично-заводских предприятиях трудилось 1218 рабочих и производилось продукции на 2,8 млн. руб. Наиболее крупным был чугунолитейный и механический завод Вадона, где в 1900 г. было занято более 130 человек. В 1895 г. при заводе соорудили док, начались судостроительные работы. В 1912 г. количество рабочих достигло 500 человек, выпуск продукции составил 750 тыс. руб.Накануне первой мировой войны на верфи производились сборка эскадренных миноносцев, строительство буксирных пароходов. На 6 лесопильных заводах в 1900 г. насчитывалось 620 рабочих и производилось продукции на 1,9 млн. руб. Более 80 рабочих обслуживали 6 паровых вальцовых мельниц. Довольно крупным предприятием являлась табачная фабрика Лермана, где 87 рабочих изготовляли продукции на 186 тыс. руб. Кроме того, действовали более мелкие предприятия: кирпично-черепичные, пивоваренный завод, конфетная фабрика и другие. Наряду с фабриками и заводами существовало до 300 мелких ремесленных заведений, где было занято более 1000 рабочих, подмастерьев, учеников. Общее число рабочих города в 1905 г. достигло примерно 2,3 тыс. человек .

Под влиянием развития капитализма заметные изменения происходили в городской торговле. Постепенно снизилась роль ярмарки, на которую в 1890 г. было привезено товаров всего на 21 тыс. руб., а продано - на 16 тыс. руб. Наряду с торговыми операциями на ярмарке производился наем рабочих на сельскохозяйственные работы. К ее открытию в Херсон стекались толпы батраков, теснившихся на базарной площади и прилегающих к ней улицах. Быстро возрастала постоянная торговля, в 1879 г. в городе уже действовало 200 различных торговых заведений с оборотом в 1 млн. руб.

С 1866 г. Херсон перестал быть пунктом, через который велась внешняя торговля. Он имел только каботажное сообщение с портами Черного моря и служил местом сосредоточения товаров, сплавляемых по Днепру.

В 1880 г. на 77 судов было погружено 119 500 пудов товаров на 402 200 руб., разгружено 248 судов и 523 плота - 9 191 400 пудов на 2 065 600 руб. В 1900-1902 гг. были проведены работы по углублению днепровского устья у Херсона (до 22 футов) и строительству судоходного канала, который в 1902 г. соединил порт с морем. Через Херсонский порт ежегодно в порты Западной Европы отправлялось до 24 млн. пудов различных грузов, в т. ч, свыше 15 млн. пудов хлеба. Импортные грузы почти не поступали: иностранные суда приходили сюда с балластом. Открытие 16 октября 1907 г. железной дороги, связавшей Херсон с Николаевом, увеличило товарооборот порта. Тогда же вступил в строй железнодорожный вокзал.

Развитию промышленности, внутренней и внешней торговли способствовало появление в Херсоне банковских и других кредитных учреждений. В 1897 г. здесь действовали отделения Государственного банка, Крестьянского поземельного банка, общество взаимного кредита и городской общественный банк, организованный в 1875 г. при городской думе.

Оживление капиталистической экономики сопровождалось ростом городского населения. В 1897 г. в Херсоне проживало 59,1 тыс. человек. Изменился и его социальный состав: с одной стороны, укреплялась буржуазная прослойка, с другой - росли ряды рабочих.

Революцонные времена

По мере развития капитализма все нестерпимее становились условия труда и быта фабрично-заводского пролетариата, судостроителей и портовых рабочих. На промышленных предприятиях Херсона царила жестокая эксплуатация. Вот что писала в 1902 г. ленинская «Искра» о каторжных условиях труда в ремесленных мастерских города и на табачной фабрике Лермана: управляющий «... на каждом шагу оскорбляет и ругает работников, а особенно работниц... ко всему этому прибавляется еще постепенное понижение расценок многим рабочим». Техника безопасности практически отсутствовала. Работать приходилось в антисанитарных условиях. От 14 до 18 часов продолжался рабочий день ремесленников-обувщиков, от 16 до 18 часов - подмастерьев-портных. В типографиях работало много подростков. За тяжелый изнурительный труд предприниматели платили гроши. Мизерные заработки имели рабочие порта, где в осенний период сосредоточивались тысячи сезонников. Широко эксплуатировался труд женщин и детей. За 12-14-часовой рабочий день взрослым мужчинам платили в день от 80 коп. до 1 руб. 75 коп., женщинам - от 40 до 60 коп., детям - от 15 до 60 копеек .

Портовые рабочие ютились в полуразрушенных жилищах на грязных и пыльных окраинах города. Жилые помещения для рабочих (казармы, землянки), как правило, находились в антисанитарном состоянии. Живущие в них страдали от сырости, холода, тесноты, удушливой атмосферы. А сезонные рабочие вовсе не имели жилья и ночевали в переполненных ночлежных домах. Неудовлетворительным было также питание рабочих.

Тяжелые социально-экономические условия жизни, национальный гнет и политическое бесправие вызывали у трудящихся протест.

Весной 1869 г. в Херсоне образовался кружок революционно настроенной молодежи, его организатором явился бывший студент Петербургской медико-хирургической академии С. Л. Чудновский, исключенный за участие в «студенческих беспорядках». В состав кружка входили фармацевты А. А. Франжоли, И. Н. Болотников, учительница Е. А. Франжоли, гимназисты М. Р. Ланганс, А. О. Лукашевич, Н. А. Маковеев, землемер П. З. Рябков. Члены кружка знакомились с произведениями Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, первыми начали вести народническую пропаганду среди рабочих и молодежи города и среди крестьян Херсонщины, поддерживали связь с Одесской группой народников. Революционные народники 70-х гг. распространяли в Херсоне произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Они неоднократно подвергались аресту, долгие годы провели в тюремных застенках и ссылке.

В 1885 г. в Херсоне возник кружок либерально-народнической интеллигенции, в работе которого принимала участие и украинская писательница Л. А. Василевская (Днипрова Чайка). В 1887 г. местные власти запретили деятельность кружка . Начало социал-демократического движения в Херсоне связано с возникновением в 1891 г. в Херсонском земском сельскохозяйственном училище революционного пропагандистского кружка. Его организатором и активным участником был учащийся этого училища А. Д. Цюрупа. Члены кружка изучали революционно-демократическую и марксистскую литературу, вели революционную агитацию среди рабочих и крестьян близлежащих сел, выпускали рукописный нелегальный журнал «Пробуждение». Они изготовили гектограф, на котором размножали революционные листовки, отдельные произведения Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова. В 1893 г. А. Д. Цюрупу арестовали. Отбыв заключение, А. Д. Цюрупа в 1894 г. организовал в Херсоне новый социал-демократический марксистский кружок, членами которого были рабочие лесопильного завода, судостроители, портовики и учащиеся сельскохозяйственного училища. Кружковцы изучали «Капитал» К. Маркса. В августе 1895 г. полиция разгромила этот кружок (А. Д. Цюрупа и некоторые другие его участники были арестованы). Кружковцы, оставшиеся на свободе, продолжали вести революционную работу .

В начале февраля 1905 г. в Херсоне состоялась демонстрация рабочих, прекратили занятия учащиеся сельскохозяйственного училища. Было распространено около 400 прокламаций Херсонской организации РСДРП с требованием прекратить позорную русско-японскую войну. Обеспокоенные нарастанием революционного движения, местные власти организовали в феврале своеобразную демонстрацию - «прогулку по городу» - смотр войск Херсонского гарнизона.

Одновременно нарастало революционное движение в армии и флоте. Под влиянием восстания моряков на броненосце «Потемкин» 20 июня 1905 г. произошло вооруженное выступление солдат Херсонского дисциплинарного батальона. Во время учения солдаты ранили штыком командира батальона и забросали камнями командира одной роты. Однако стихийное выступление было обречено на неудачу. Большинство солдат остались пассивными. Наиболее активных участников выступления- Ермакова, Жукова, Пархоменко, Рогачева и Харчука - военный суд приговорил к расстрелу, нескольких солдат - к каторге. Об этом выступлении дважды (4 июля и 1 сентября) писала большевистская газета «Пролетарий».

В ноябре и начале декабря 1905 г. в Херсоне проходили и другие массовые демонстрации, собрания и митинги. Бастовали рабочие городского водопровода, морского порта, приостановились работы на строительстве железной дороги Херсон - Николаев. Произошли забастовки в сельскохозяйственном училище и сходка учащихся фельдшерской школы; городской студенческий политический клуб, возникший во второй половине года, выступал против организации царскими властями закрытого суда над лейтенантом П. П. Шмидтом .

В связи с продолжавшимися революционными выступлениями 17 декабря 1905 г. Херсон и Херсонский уезд были объявлены на военном положении (длилось до октября 1906 г.). В условиях жестоких репрессий - многочисленных арестов большевиков, увольнения с работы передовых рабочих, разгона профсоюзов - Херсонская организация РСДРП перешла на нелегальное положение, но продолжала действовать. Через Николаев были установлены связи с партийными организациями Одессы, Елизаветграда, Екатеринослава и Кишинева. 1 мая 1906 г. у стен херсонской политической тюрьмы состоялась демонстрация солидарности трудящихся города с заключенными борцами за свободу. Демонстранты пели революционные песни и провозглашали революционные лозунги . Опасаясь возможной демонстрации пролетариата Херсона в день годовщины царского манифеста 17 октября исполняющий обязанности губернатора издал угрожающий приказ, гласивший: «Всяческие попытки демонстраций будут пресечены з самом зародыше, хотя бы мне пришлось прибегнуть к силе оружия» .

В период спада революции выступления рабочих продолжались. В апреле 1907 г. бастовали подмастерья-шапочники, требуя сокращения рабочего дня и своевременной выплаты заработной платы, и рабочие типографии Фукса. В июле произошла забастовка рабочих трех доков. Судостроителей поддерживали грузчики порта.

Во второй половине 1907 г. Херсонская организация РСДРП была разгромлена.

Но реакции не удалось полностью задушить революционное движение. В январе 1908 г. состоялась антиправительственная демонстрация солдат-новобранцев. В июне 1909 г. прошла волна экономических стачек рабочих на пяти херсонских лесопильных заводах . В городе распространялись редактированные В. И. Лениным газеты «Пролетарий», «Социал-демократ» . Их распространяли члены большевистской группы, возникшей в городе после разгрома Херсонской организации РСДРП.

В период промышленного подъема в Херсоне, как и повсеместно в стране, происходил процесс дальнейшей концентрации производства. Так, если в 1910 г. в Херсоне насчитывалось 181 промышленное предприятие, включая ремесленные заведения, с 1863 фабрично-заводскими рабочими, то к 1914 г. здесь действовали 113 предприятий, где было занято 8,5 тыс. рабочих. По количеству рабочих - около тысячи человек - крупнейшим предприятием была верфь Вадона. На Херсонском заводе сельскохозяйственных машин и орудий Гуревича, основанном в 1909 г., в 1913 г. трудились 480 рабочих. Завод выпускал нефтяные двигатели, плуги разных типов, буккеры, веялки, бороны, молотилки и др. Всего на 19 предприятиях металлообрабатывающей промышленности насчитывалось 2,5 тыс. человек. В городе действовали также 7 лесопильных, пивоваренный, мыловаренный, спиртоочистительный заводы, консервные, конфетные, макаронные, табачная и гильзовая фабрики, кожевенные предприятия, 9 типографий, 7 мельниц, маслобойни.

Значительно увеличились внешнеторговые обороты Херсонского порта. Перед первой мировой войной максимальным по вывозу зерна явился 1911 год, когда на 239 судах в страны Западной Европы было отправлено 59,6 млн. пудов хлеба . Из-за границы ввозилась в больших количествах кровельная черепица.

В начале XX в. в Херсоне открылись отделения Петербургского международного, Русско-Азиатского, Соединенного и Русского для внешней торговли банков. Значительные капиталы сосредоточивались в городском общественном банке, отделении Государственного банка, обществе взаимного кредита, ссудо-сберегательном товариществе Херсонского отдела черносотенного «Союза русского народа».

Условия труда и быта рабочих по-прежнему оставались тяжелыми. Большевик И. Ф. Сорокин вспоминает, что рабочему приходилось «силой выдирать из горла хозяина» заработанные им жалкие копейки. Предприниматели наживались на эксплуатации детского труда. В Херсонском порту, например, детям-грузчикам платили 15-60 коп. за рабочий день, продолжавшийся 12-14 часов . Повышение заработной платы в связи с промышленным подъемом сопровождалось ростом цен на продукты питания. Как и раньше, бичом для рабочих были штрафы.

В 1910 г. в стране начался новый революционный подъем. Рабочие поднимались на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения. Большевистская «Рабочая газета» сообщала, что на протяжении 1910 г. на заводе сельскохозяйственных машин и орудий произошло 6 забастовок . В августе 1911 г. бастовали матросы портового флота .

В 1912 г. херсонские пролетарии приняли активное участие в создании денежного фонда газеты «Правда». Газета неоднократно помещала на своих страницах корреспонденции из Херсона. Так, 4 мая 1912 г. она сообщала, что рабочие города отметили международный пролетарский праздник 1 Мая всеобщей забастовкой. Дважды (в мае и июле) «Правда» информировала о забастовке рабочих завода сельскохозяйственных машин и орудий в Херсоне, требовавших повышения заработной платы.

Под влиянием агитации большевиков 9 января 1913 г. рабочие этого завода вновь забастовали. Летом того же года произошло еще несколько забастовок - рабочих лесопильного завода, а также клепальщиков судостроительной верфи. Крупная забастовка состоялась на верфи 4 ноября, когда рабочие выдвинули требования об увеличении заработной платы, сокращении рабочего дня, организации на предприятии медпункта, улучшении условий труда и быта. Высшего подъема рабочее движение достигло в первой половине 1914 г. По призыву большевиков пролетариат Херсона отметил день памяти жертв «Кровавого воскресенья» забастовками, шествиями и митингами. Бастовали 220 рабочих завода сельскохозяйственных машин и орудии и 90 - верфи. Забастовками отметили рабочие Херсона и день 1 мая 1914 г., в них приняли участие свыше 700 человек .

Экономическое развитие Херсона в начале XX в. способствовало значительному росту населения, которое в 1910 г. составляло уже 64,5 тыс., в 1914 - 81.4 тыс. человек.

Первая мировая война отрицательно сказалась на экономической, общественно-политической и культурной жизни города. Промышленность пришла в упадок, на полную мощность работали только предприятия, производившие военную продукцию. Так, верфь Вадона совместно с созданными в Херсоне филиалами Путиловского и Петроградского металлического заводов собирала эскадренные миноносцы. Завод сельскохозяйственных машин и орудий изготовлял саперные двуколки и повозки, снарядные гильзы, телефонную аппаратуру. Выполняя военные заказы, предприятие работало круглосуточно, объем его производства намного увеличился, численность рабочих достигла тысячи человек .

Война ухудшила и без того тяжелое положение трудящихся. Цены на хлеб и другие продукты по сравнению с довоенным временем в 1916 г. возросли в 2- 4 раза. Особенно трудно приходилось семьям тех рабочих, которые были мобилизованы на фронт.

Известие о Февральской буржуазно-демократической революции было получено в Херсоне 2 марта 1917 г. 4 марта на крупных промышленных предприятиях города - на заводе сельскохозяйственных машин и орудий и верфи Вадона состоялись митинги и собрания рабочих.

7 марта образовался Херсонский Совет рабочих депутатов. Как и в других районах России и Украины, большинство в Совете захватили эсеры и меньшевики. «Гигантская мелкобуржуазная волна,- писал В. И. Ленин,- захлестнула все, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику» .

Одновременно в городе возникли органы власти Временного правительства - губернский комиссариат, комитет общественной безопасности, а также украинская буржуазно-националистическая организация - губерниальная рада. Так наряду с Советами образовалась новая государственная власть, состоявшая, по выражению В. И. Ленина, из представителей «буржуазии и обуржуазившихся помещиков».

Свержением царизма завершился первый, демократический этап революции. Большевистская партия, выйдя из подполья, впервые за все время своей деятельности получила возможность в легальных условиях приступить к развертыванию политической работы в массах.

Накануне Великого Октября страна находилась в состоянии глубокого кризиса. В связи с антинародной политикой Временного правительства положение трудящихся масс непрерывно ухудшалось. Нормы продовольственного пайка сокращались с каждым днем. Буржуазия пыталась расправиться с рабочим классом путем дезорганизации промышленности, локаутов. Под предлогом недостатка топлива и сырья капиталисты начали закрывать заводы, чтобы заставить рабочих отказаться от революционной борьбы. Администрация верфи Вадона рассчитала 130 рабочих. Была сделана попытка закрыть завод сельскохозяйственных машин и орудий. Катастрофически сократились перевозки речным транспортом, что привело к массовой безработице херсонских портовых рабочих. В эти дни с особой остротой обнажились классовые противоречия, возросла революционная активность рабочих масс. Бастовали рабочие верфи Вадона, завода сельскохозяйственных машин и орудий, табачной фабрики. В середине октября в результате работы, проводимой большевиками среди трудящихся, на предприятиях города прошли митинги, где выдвигались требования установить в городе власть Советов. Солдаты 44-го запасного пехотного полка на своем митинге потребовали немедленной передачи власти Совету рабочих и солдатских депутатов .

Радиограмма о победе в Петрограде Великой Октябрьской социалистической революции была получена в Херсоне вечером 26 октября во время заседания исполкома Херсонского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов. Тотчас же это сообщение стало известно всем трудящимся Херсона. Победу Октября радостно приветствовали рабочие города, солдаты гарнизона.

Первые декреты Советской власти сыграли огромную революционизирующую роль во всей стране. Однако претворение их в жизнь, борьба за власть Советов в южных районах Украины проходили в чрезвычайно сложных условиях. Здесь рабочий класс в большей степени, чем в других районах, находился в окружении мелкой буржуазии, испытывал сильное воздействие мелкобуржуазной стихии. Сказывалась также некоторая оторванность от пролетарских и политических центров Украины - Киева, Харькова, Донбасса. Усиленно сопротивлялись революционным преобразованиям местные органы Центральной рады, контрреволюционные элементы, эсеры, меньшевики, еврейские буржуазные националисты и другие мелкобуржуазные партии.

Херсонский пролетариат готовился к решающим боям с силами контрреволюции. На повестку дня был выдвинут вопрос о вооруженном восстании пролетариата и окончательном разгроме сил Центральной рады в городе. Активизировались и силы контрреволюции. В середине декабря Центральная рада перебросила в Херсон две сотни гайдамаков . Херсонский военно-революционный комитет вместе с рабочими организациями обратился к полковому комитету 44-го запасного полка с просьбой обеспечить оружием отряды Красной гвардии. 11-го января 1918 г. собрание полковых и ротных комитетов приняло резолюцию, в которой говорилось: «Рабочие, как единственный авангард революции всегда стремились к завоеванию прав и свободы... и, находя, что революция еще не закончена..., собрание считает необходимым снабдить их оружием и патронами... Выдаваемое оружие поступает в распоряжение и ответственность Херсонского Совета рабочих и солдатских депутатов».

Уже на следующий день вооруженные красногвардейцы патрулировали город. 13 января в городе были расклеены листовки с призывами военно-революционного комитета: «К оружию, товарищи! Все в Совет! Все за дело!» 13 и 14 января в Совет рабочих и солдатских депутатов, находившийся в бывшем дворце губернатора, стали прибывать вооруженные красногвардейцы, матросы минного заградителя «Ксения» и солдаты 44-го полка . 17 января в Херсон для помощи местным большевикам прибыл представитель Николаевского комитета РСДРП (б), который сообщил о победе Советской власти в Николаеве. В этот же день открылось экстренное заседание губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на котором 127 голосами против 19 было принято решение о передаче власти Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Это решение поддержали отряды Красной гвардии, солдаты и матросы, собравшиеся у здания Совета. В ночь с 17 на 18 января после короткого боя вооруженные силы Центральной рады в Херсоне были разгромлены. 18 января власть перешла к военно-революционному комитету.

Трудящиеся Херсона приступили к первым социалистическим преобразованиям в социально-экономической жизни. Этот период длился два месяца. Но и за такой весьма короткий срок они добились значительных успехов. Был ликвидирован старый буржуазный аппарат (административные и судебные учреждения, городская дума, земство).

В январе 1918 г. началась национализация торгового флота на Днепре и Южном Буге. Собственностью Советского государства стали наиболее крупные предприятия города - завод сельскохозяйственных машин и орудий Гуревича, верфь Вадона и др. Большевики принимали меры к установлению в городе революционного порядка. Эта задача возлагалась на красногвардейцев, которые охраняли фабрики и заводы, несли караулы при советских учреждениях, телеграфе, банках, боролись с уголовными элементами, смыкавшимисяс контрреволюцией. Вскоре в городе были открыты воскресные общеобразовательные школы, вечерние курсы для ликвидации неграмотности, народный университет. Библиотеки, читальни, городской музей стали достоянием широких масс.

Однако развертывание социалистического строительства временно прервали внутренняя контрреволюция и иностранные империалисты. В первой половине марта к Одессе, Херсону, Николаеву уже приближались германо-австрийские оккупанты. Вместе с ними двигались войска Центральной рады. 16 марта газета «Солдат и рабочий» опубликовала воззвание Херсонского военно-революционного комитета с призывом ко всем гражданам встать на защиту революции и власти Советов. Однако организовать оборону города трудящиеся не успели. 19 марта войска оккупантов захватили Херсон. Оккупанты сразу же издали приказ о сдаче рабочими и революционными солдатами оружия. Начались повальные обыски, грабежи и репрессии. 20 марта, т. е. на следующий день после захвата Херсона германо-австрийскими войсками, в городе вспыхнуло восстание рабочих и бывших солдат-фронтовиков. После боя, продолжавшегося несколько часов, оккупанты бежали. 21 марта враг вновь пытался овладеть городом. На помощь восставшим пришли организованные большевиками отряды крестьян из Голой Пристани, Рыбальчего, Арнаутки, Казачьих Лагерей, Старой Збурьевки. Из Крыма прибыл на минном заградителе отряд под командованием А. В. Мокроусова, из степей Таврии - крестьянский партизанский отряд (до тысячи бойцов) под командованием И. И. Матвеева. Упорные бои развернулись около вокзала, завода сельскохозяйственных машин и орудий, здания городской думы и в районе бывшей крепости.

Для организации обороны Херсона и руководства боевыми операциями красногвардейцев, революционных солдат и матросов в городе были образованы «Совет пяти» и оперативный штаб, в состав которых входили и большевики. Почти полмесяца длилась вооруженная борьба рабочих Херсона. И только 5 апреля 1918 г. ценой значительных потерь войскам интервентов удалось снова захватить город. В эти дни местная газета «Солдат и рабочий» писала: «Херсон - маленький, незначительный городок - сделал величественный, прекрасный жест протеста против насилия со стороны немецких захватчиков и империалистов. Как знать, возможно, этот жест навсегда останется на страницах истории». Восстание рабочих и солдат Херсона имело большое значение, ибо восставшие оттянули на себя значительные силы оккупантов и тем самым задержали их продвижение вглубь страны.

Захватив непокорный город, оккупанты совместно с украинскими буржуазными националистами установили суровый режим кровавого террора, отобрали фабрики и заводы у рабочих, восстановили буржуазно-помещичий строй. Комендант города издал приказ о запрете каких-либо собраний. Начался массовый грабеж народного добра. 25 июня из Херсонского порта на пароходе «Арарат» было вывезено 38 тыс. пудов пшеницы, 7 тыс. пудов ячменя, 1618 пудов муки; 15 июля на пароходе «Мечта» - 8,6 тыс. пудов муки, 4,5 тыс. пудов овечьих шкур, 7 тыс. пудов шерсти и т. п. Число безработных в городе летом 1918 г. выросло до 25 тысяч.

Уже в первые дни оккупации был создан Херсонский подпольный комитет партии во главе с Б. З. Михайловичем, оборудована нелегальная типография. После I съезда КП(б)У, который поставил перед всеми партийными организациями Украины задачу возглавить борьбу трудящихся против германского империализма, помещиков и буржуазии, за восстановление власти Советов, большевики Херсона развернули активную работу. Летом - осенью 1918 г. в городе появились сотни большевистских прокламаций, которые призывали к борьбе с оккупантами и гетманщиной, разоблачали контрреволюционную роль украинских буржуазных националистов, предательство меньшевиков и правых эсеров. Большевики, опираясь на решения II съезда КП(б)У, разъясняли трудящимся, что рабочие и крестьяне Украины смогут отстоять свою свободу и независимость только в союзе и неразрывной дружбе с трудящимися Советской России и при их братской помощи.

Осенью 1918 г. херсонские большевики образовали подпольный военно-революционный комитет для подготовки и руководства вооруженным восстанием против оккупантов. 28-29 ноября под руководством большевиков в Херсоне состоялась массовая политическая забастовка, в которой приняли участие пролетарии города, служащие. Закрылись магазины, хлебопекарни, театры, цирк.

Развернувшаяся партизанская, а также стачечная борьба рабочих и массовые выступления крестьян Херсонщины, большевистская агитация среди солдат оккупационной армии способствовали разложению германо-австрийских войск. Революционные события в Германии и наступление партизанских отрядов вынудили оккупантов в конце 1918 г. оставить Херсон. Одновременно пала и власть.

Вскоре после поражения германо-австрийских оккупантов на страну Советов двинулись войска англо-французских империалистов. 24 января 1919 г. в Херсонский порт прибыл английский миноносец, 2 февраля в городе высадились французские и греческие войска. Вместе с интервентами действовали т. н. «добровольческие» формирования Деникина и петлюровские войска.

Временное рабоче-крестьянское правительство Украины в ноте правительству Франции от 25 февраля 1919 г. решительно протестовало против захвата Херсона французскими военными силами. В ноте протеста отмечались факты насилия над населением со стороны т. н. союзнических войск. Интервенты грабили город. Общий ущерб, нанесенный англо-французскими интервентами Херсону, составил около 126 млн. руб. золотом . 27 января 1919 г. в Херсоне под руководством коммунистов против интервентов и Директории вспыхнуло вооруженное восстание рабочих и солдат-фронтовиков. Власть перешла в руки созданного накануне большевистского военно-революционного комитета. Три дня Херсон находился в руках рабочих отрядов. Чтобы подавить восстание, англо-французское командование спешно перебросило войска из Одессы, и 30 января интервенты вместе с петлюровцами снова захватили город.

1 марта войска Красной Армии совместно с партизанскими и повстанческими отрядами начали наступление на Херсон, где сосредоточилось около 2 тыс. греческих и 800 французских солдат. Последних поддерживала артиллерия английских кораблей, стоявших в порту. Развернулись упорные бои, длившиеся с 1 по 9 марта. Большую помощь Красной Армии оказали рабочие Херсона. Командующий войсками интервентов французский полковник Ланшон угрожал расстрелом большевикам и всем, кто будет задержан с оружием в руках. Несмотря на это, подпольный большевистский ревком организовал в рабочих районах вооруженные выступления против интервентов. Штаб 1-й Заднепровской бригады уже 5 марта сообщал, что в «Херсоне греки потерпели большое поражение... Среди французских войск разложение» . 9 марта французские солдаты отказались воевать и с революционными песнями отступили к самому порту, требуя отправки домой.

Батальон добровольцев из херсонских комсомольцев и молодежи, участвовавшей в разгроме банд Григорьева. Май 1919 г.

Оставляя Херсон, интервенты совершили тяжкое преступление. 10 марта их военные корабли, отходя от города, подвергли артиллерийскому обстрелу портовые склады, где находилось около тысячи арестованных мирных жителей Херсона. Закрытые склады загорелись, 500 человек, в т. ч. много женщин и детей, погибли. Тех, кто пытался спастись, расстреливали из пулеметов.

В тот же день Красная Армия полностью освободила Херсон .

Начали работать заводы сельскохозяйственных машин и орудий, судостроительная верфь, лесопильные предприятия. Был установлен 8-часовой рабочий день. Органы Советской власти приступили к реформе школьного дела: создавалась единая трудовая школа с основами политехнизации. Еще в октябре 1917 г. в связи с угрозой германо-австрийской оккупации из Прибалтики в Херсон был эвакуирован Тартуский (Юрьевский) учительский институт. С освобождением города первые студенты переступили порог этого учебного заведения, преобразованного в педагогический институт. 25 июня 1919 г. начались занятия в Херсонском политехническом институте , организованном тогда же на базе бывшего сельскохозяйственного училища. В рабочих клубах города читались лекции, ставились театральные представления.

Социалистическое строительство проходило в сложных условиях. Резко обострилась классовая борьба. Этому способствовало то, что на политической арене на Украине, в т. ч. и в Херсоне, легально действовали мелкобуржуазные партии меньшевиков, эсеров, левых эсеров, украинские мелкобуржуазные националистические партии различного толка - украинские социал-демократы, «незалежники», украинские эсеры, а также еврейские мелкобуржуазные партии - Бунд, Поалейцион и другие. Контрреволюция организовывала мятежи, саботаж, диверсии .

С 25 по 29 мая в Херсоне бесчинствовали григорьевцы. ЦК КП(б)У обратился ко всем партийным организациям с призывом мобилизовать все силы для ликвидации авантюры Григорьева. В операциях по разгрому григорьевских банд принимал участие 2-й Крымский полк отдельной Крымской бригады, состоявший в основном из рабочих херсонских заводов, Ударный коммунистический батальон Херсонского партийного комитета и батальон добровольцев из херсонских комсомольцев и молодежи .

В июне 1919 г. положение на Южном фронте резко ухудшилось. Красная Армия вела тяжелые бои с деникинской армией. На Херсон и Николаев из Крыма вдоль черноморского побережья наступал белогвардейский 3-й корпус. В конце июня 1919 г. из Херсона на Южный фронт отправились 3 эшелона херсонских комсомольцев (всего 1100 человек) . 7 июля Совет рабоче-крестьянской обороны Украинской Советской республики объявил Киев, Одессу, Николаев, Херсон на осадном положении .

Несмотря на героическое сопротивление воинов Красной Армии и партизан. 13 августа под натиском превосходящих сил врага Херсон был оставлен. Ворвавшись в город, белогвардейцы восстановили дореволюционные порядки, учинили зверскую расправу над большевиками и рабочими активистами.

В декабре 1919 - январе 1920 гг. Красная Армия нанесла ряд сильнейших ударов по белогвардейским войскам. 3 февраля 1920 г. части 14-й армии под командованием И. П. Уборевича освободили Херсон.

Сразу после освобождения началась национализация чугунолитейного и механического завода Вадона и кирпичного завода Бобровничего. Завод сельскохозяйственных машин и орудий, табачная фабрика Лермана, консервные и мукомольные предприятия, банки, транспорт снова перешли в собственность народа. Активным помощником партийной организации во всех делах являлась городская организация Коммунистического союза рабочей молодежи. Вместе с коммунистами комсомольцы организовывали школы, клубы, библиотеки, читальни, устраивали митинги, лекции. 25 апреля 1920 г. в Херсоне состоялся первый коммунистический воскресник, в котором приняло участие около 1200 человек. Участники его заготовляли дрова для больниц, детских учреждений, очищали территорию предприятий от металлолома.

После окончания гражданской войны Херсонская уездная партийная организация возглавила борьбу за восстановление и развитие экономики и культуры города, пришедших за годы империалистической и гражданской войн в полный упадок. Летом 1920 г. в Херсоне действовало только 83 промышленных предприятия, в т. ч. завод сельскохозяйственного машиностроения (бывший завод сельскохозяйственных машин и орудий), кожевенное, швейное, пищевое, табачное, химическое (производило каустическую соду, жиры), полиграфическое (типография) и др. На этих предприятиях трудились 1203 рабочих и 232 служащих. Они выпускали предметы домашнего обихода и личного потребления. Бездействовали судостроительные доки Карантинного острова и бывшая верфь Вадона. С большими перебоями работал транспорт.

31 мая 1921 г. по личному поручению В. И. Ленина в Херсон прибыл Ф. Э. Дзержинский. При его деятельном участии была создана ремонтно-строительная база, которая за короткий срок провела большую работу по восстановлению Нижнеднепровского речного флота.

1921 г. был засушливым и неурожайным. Партийные и советские органы принимали все меры для борьбы с голодом. Прежде всего они помогали детям, беременным женщинам и тем, кто имел грудных детей. В их пользу проводились отчисления денежных сборов от концертов и спектаклей. Красноармейцы 15-й Сивашской дивизии устроили воскресник в пользу голодающих детей .

Братскую помощь голодающим Херсона оказывали трудящиеся России и северных губерний Украины. Из Москвы было прислано 800 пудов, из Вологды - 625 пудов хлеба, от кружка московских литераторов поступило 900 пудов картофеля. Подольский губернский комитет помощи голодающим организовал питание 500 детей города, из Нежина и Городни Черниговской губернии прислали собранные там деньги, рожь и гречку . Московские рабочие отправили трудящимся Херсона текстильные товары, гвозди и пр. Одновременно херсонцы помогали голодающим Поволжья. 4 сентября 1921 г. общее собрание служащих управления порта и работ порта постановило отчислить двухмесячный основной оклад жалованья в пользу голодающих Поволжья.

Восстанавливая промышленность, трудящиеся города преодолевали огромные трудности. Из-за ограниченности ресурсов на государственном финансировании находилось только 4 промышленных предприятия: сельскохозяйственного машиностроения, механический завод им. Старостина (бывший чугунолитейный и механический завод Вадона), Главные ремонтные мастерские им. Коминтерна (возникли в результате объединения в 1921 г. бывших судостроительных доков Карантинного острова и судостроительной верфи Вадона; именем Коминтерна названы в 1922 г.) и лесопильный завод. 52 предприятия: табачная фабрика, типографии, ДОК-1, четыре мельницы, мастерские (швейные, обувные, шапочные) и другие были переданы в аренду кооперативным объединениям и частным лицам. Очень низкой была производительность труда на предприятиях.

К концу 1925 г. Главные ремонтные мастерские им. Коминтерна, где трудилось более 600 человек, первыми в городе достигли уровня производства 1913 г. Увеличился выпуск продукции на механическом заводе им. Старостина. В мастерских им. Шмидта ремонтировались суда Днепровского бассейна. В городе работало 21 предприятие пищевой промышленности. В то время выпустили первую продукцию обувная и швейная фабрики. В 1924 г. была восстановлена Херсонская электростанция. Город, промышленные предприятия и некоторые населенные пункты близ Херсона получили электроэнергию.

В марте 1923 г, Херсон стал центром Херсонского округа, который до июня 1925 г., до ликвидации губерний, входил в состав Одесской губернии. На 1 января 1925 г. в городе проживало 46 230 человек (20 100 мужчин и 26 130 женщин).

К 1925 г. более 70 зданий города, 10 мостов и водопровод, разрушенные в годы гражданской войны, были полностью восстановлены.

Решив к концу 1925 г. в основном задачу восстановления хозяйства города, трудящиеся Херсона приступили к осуществлению социалистической индустриализации.

В городе широко развернулись реконструкция действующих и строительство новых предприятий. Уже в первые два-три года социалистической индустриализации были реконструированы заводы - сельскохозяйственного машиностроения им. Г. И. Петровского, обозный, кирпичный им. Т. Г. Шевченко, предприятия швейной и мукомольной промышленности. Продолжалось сооружение крупнейшего портового элеватора , холодильника, началось строительство консервного и судостроительного заводов. Херсонский порт приобрел всесоюзное значение. Только за 1926 г. грузооборот порта увеличился в два раза.

Одновременно с ростом промышленности улучшались условия труда рабочих, повышалось их материальное благосостояние, росла заработная плата. Так, на заводах им. Г. И. Петровского, обозном, кирпичном в 1927 г. заработная плата увеличилась на 10-12 процентов .

В 1932 г. на базе мастерских по ремонту тракторов сооружен электромашиностроительный завод, выпускавший динамомашины. В том же году вступил в строй и дал первую продукцию второй консервный завод, мощность которого составляла 70 млн. условных банок. Закончилось строительство элеватора мощностью 50 тыс. тонн - одного из самых крупных в стране. Реконструированы швейная и обувная фабрики.

Широкое промышленное строительство продолжалось в годы второй пятилетки. В 1933 г. вступили в строй хлопкоочистительный и фибролитовый заводы, прядильная фабрика, был пущен первый агрегат паротурбинной станции, в результате чего выработка электроэнергии превысила уровень 1913 г. в 20 раз. Херсон постепенно превращался в крупный промышленный центр на юге Украины. В нем высокими темпами развивались судостроение, сельско-хозяйственное машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Уже к концу второй пятилетки машиностроение стало одной из ведущих отраслей промышленности в городе. На Карантинном острове выросли новые корпуса судоремонтного завода им. Коминтерна (до 1931 г.- Главные ремонтные мастерские им. Коминтерна), вступили в строй новые цехи судоремонтного завода (с 1935 г.- им. В. В. Куйбышева) и первая очередь самого мощного в стране завода железобетонного судостроения. Сооружались крупный нефтеперерабатывающий завод им. Серго Орджоникидзе, завод по производству стеклотары, значительно расширился завод сельскохозяйственного машиностроения им. Г. И. Петровского. В 1937 г. предприятия города выпустили продукции на 97,9 млн. руб.- в 19 раз больше, чем в 1913 г.

С постройкой Днепрогэса открылось сквозное судоходство по Днепру. Значение Херсонского порта резко возросло, и он был переведен в первый разряд. На реконструкцию порта коллегия Наркомвода утвердила план капиталовложений на сумму 45 млн. руб. К концу 1937 г. на предприятиях Херсона было занято почти 8 тыс. человек, т. е. в 3,3 раза больше, чем в 1925 году.

Успехам, достигнутым в годы довоенных пятилеток, способствовали подъем политической и трудовой активности рабочего класса.Развернувшееся стахановское движение дало возможность резко повысить производительность труда в промышленности. В 1935 г. на трактороремонтном заводе время ремонта каждого мотора сократилось со 140 до 82 часов, значительно уменьшился брак. Уже в 1936 г. коллектив завода им. Г. И. Петровского, более полно используя мощности, произвел свыше тысячи локомобилей - столько, сколько их выпускали 19 заводов царской России.

Бурное развитие промышленности обусловило быстрый рост населения города. Согласно переписи 1939 г. в Херсоне проживало 97,2 тыс. человек. По сравнению с 1925 г. число жителей города более чем удвоилось. За годы довоенных пятилеток неузнаваемо изменился облик Херсона.

В начале 1941 г. его жилая площадь составила 875 тыс. кв. метров. Были электрифицированы и радиофицированы не только центр, но и окраины города. В 1940 г. протяженность водопроводной сети достигла 70 км. Работали 8 телефонных станций. В 1927 г. открылось внутригородское автобусное движение по трем маршрутам. Помимо морских, речных и железнодорожных путей сообщения с другими городами, к 1941 г. в Херсоне был открыт аэропорт, связавший город с Одессой, Николаевом, Бериславом, Каховской и другими населенными пунктами (по 12 авиалиниям).

Значительно улучшилось благосостояние населения. Только за годы второй пятилетки фонд заработной платы рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций Херсона увеличился в 2,5 раза. Возрос уровень народного потребления. Накануне Великой Отечественной войны в городе действовали более 80 магазинов и киосков, 15 столовых, 2 ресторана.

Херсон во времена Великой Отечественной войны

В начале 1941 г. в Херсоне работали 4 поликлиники, 3 больницы на 800 коек, институт физических методов лечения, 2 диспансера, костно-противотуберкулезный санаторий, родильный дом . В медицинских учреждениях трудилось 287 врачей и 686 человек со средним специальным образованием . Действовали 22 детских сада. Дети-сироты воспитывались в 7 детдомах. Работали 4 санатория и дома отдыха, в которых ежегодно лечились и отдыхали несколько тысяч трудящихся.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирный созидательный труд советских людей.

С началом Великой Отечественной войны многие предприятия были эвакуированы на восток. Обороняли Херсон части 51 стрелковой дивизии и моряки Дунайской военной флотилии. Оборона города продолжалась с 15 по 18 августа 1941 года, когда Херсон был захвачен немецкими войсками. Оккупация продолжалась с августа 1941 года по март 1944 года.

Тысячи людей ежедневно выходили на строительство укреплений вокруг города. Был создан городской истребительный батальон, формировались отряды народного ополчения. Горожане отдавали свои сбережения в Фонд обороны (только 22 июля в него было внесено 22 000 рублей).

С приближением врага к городу началась эвакуация. Вместе с оборудованием своих предприятий в глубокий тыл отправлялись квалифицированный персонал чтобы на новом месте быстро наладить выпуск нужной стране продукции. Впоследствии многие из них за самоотверженный труд в тылу были награждены орденами и медалями.

19 августа 1941 года фашистские захватчики оккупировали Херсон. Террором, репрессиями и угрозами фашистские власти пытались сломить сопротивление советских людей. «Новый порядок» обязывал людей зарегистрироваться на бирже труда. За неявку грозило судебное заключение.

В конце 1942 года — в январе-феврале 1943 года члены подпольной группы «Центр» начали подготовку к массовому вооруженному восстанию против оккупантов. Фашистской контрразведке удалось напасть на след подпольщиков. Начались массовые аресты.

В период немецкой оккупации в Херсоне активно действовала Организация украинских националистов (революционная). Херсонский окружной провод ОУН(р) возглавлял Богдан Бандера (родной брат Степана Бандеры). Под прикрытием деятельности отрядов самообороны, разрешенных оккупационной властью, они проводили собрания с целью пропаганды программы ОУН, на которые собирались до двух тысяч человек. Сторонники ОУН(б), симпатизировавшие командиру самообороны по имени Конрад, имели связь с другой группой, которая действовала в муниципальной администрации Херсона. Руководил ею заместитель мэра Гриць. К середине января 1942 года обе группы были арестованы. 12 августа того же года в Херсоне было арестовано ещё восемь лиц, заподозренных в принадлежности к украинскому подполью. В ноябре 1942 года организационная сеть ОУН(р) была ликвидирована немцами.

13 марта 1944 года Херсон был освобожден войсками 49 гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295 стрелковой дивизии под командованием полковника В. П. Дорофеева.

В день освобождения город представлял собой страшную картину разрушения и опустошения. Всездания, в т. ч. и жилые, были разграблены. То, что оккупанты не успели вывезти, они привели в полную непригодность. Картину разграбленного города описал спецкорреспондент «Правды» писатель Борис Горбатов, который прибыл в Херсон на следующий день после его освобождения. «Мы видели города разрушенные, изуродованные и даже начисто сожженные немцами. Теперь мы увидели город начисто обворованный. В городе нет буквально ни одного неразграбленного немцами общественного и частного дома. Ни одного»,-писал он . Оккупанты разрушили все промышленные предприятия, уничтожили 2492 жилых дома, коммунальные предприятия, театр, историко-археологический музей, школы.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались с врагом 18 900 херсонцев, 7598 из них погибли, 16 482 награждены орденами и медалями.

Послевоенные годы

В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украины. Отраслевое формирование промышленности города, в целом, закончилось в 50-е годы прошлого века, когда заработали производственные мощности судостроительного завода, заводов им. Петровского, нефтеперерабатывающего, хлопчатобумажного комбината.

К 1950 году в городе действовали 32 школы, из них 4 начальные, 19 семилетних, 9 средних, в которых насчитывалось 15 825 учащихся и 395 учителей. В 5 вечерних школах было 1054 учащихся и 38 учителей. Работали культурно-просветительные учреждения: областной драматический театр, филармония, 3 дома культуры.

Новым этапом в социально-экономическом развитии города стали 50-е годы. Именно в этот период особенно быстро росло сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, были заложены основы новых отраслей промышленности с большой перспективой развития. В 1951 г. началось строительство крупного судостроительного завода, со стапелей которого уже 12 октября 1951 г. была спущена на воду первая баржа грузоподъемностью 250 тонн. 2 декабря 1953 г. судостроители рапортовали о сооружении первого танкера «Херсон», что знаменовало собой важную победу в деле развитая судостроения на юге Украины. В том же году был спущен на воду танкер «Грозный», в следующем - танкеры «Каховка», «Поти», «Керчь», в 1955 г.- серия судов подобного типа - «Самарканд», «Григорий Вакуленчук». «Очаков», «Ростов». Для этого передового предприятия с самого начала были характерны высокий уровень организации труда, широкое внедрение в производство новейших достижений науки и техники.

В начале 50-х годов в городе возникла новая отрасль промышленности - прядильно-ткацкое производство. В декабре 1952 г. завершилось сооружение первой очереди Херсонского хлопчатобумажного комбината. В ноябре 1954 г. на комбинате произведены первые тонны пряжи.

Наряду с названными крупными предприятиями в 1951-1955 гг. вступили в строй заводы стеновых материалов и железобетонных изделий, реконструировались и расширялись заводы судоремонтный им. В. В. Куйбышева, нефтеперерабатывающий им. Серго Орджоникидзе, судобетоноверфь.

В последующие годы в городе продолжался интенсивный рост промышленного производства, в первую очередь, на наиболее крупных предприятиях: локомобильном заводе им. Г. И. Петровского, судостроительном заводе, хлопчатобумажном комбинате, судоремонтном заводе им. В. В. Куйбышева и других. Осваивались новые виды продукции, особо необходимые для страны. Велась подготовка к серийному выпуску кукурузоуборочных комбайнов на локомобильном заводе им. Г. И. Петровского, осваивалось производство сухогрузов, буксиров, сейнеров, железобетонных доков на судостроительных заводах. С августа 1956 г. хлопчатобумажный комбинат начал выпускать готовые ткани.

В 1957 г. было восстановлено движение по железной дороге Херсон - Николаев.

Херсон - железнодорожный узел. Город имеет прямое железнодорожное сообщение с Москвой, Киевом, Днепропетровском, Донецком, Харьковом, Симферополем.

После завершения в 1975 г. строительства новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Чернобаевка дальнейшее развитие получил воздушный транспорт, которыйобслуживал десятки авиалиний, соединяющих Херсон с Москвой, Ленинградом, Киевом, Одессой, Кишиневом, Львовом, Симферополем, Минеральными Водами, Адлером, Черновцами, Харьковом, а также городами и другими населенными пунктами области. В 2006 году херсонский аэропорт, получив статус международного, стал Международным аэропортом «Херсон».

В 1960 году заработал 1-й троллейбусный маршрут. В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украины. Отраслевое формирование промышленности города, в целом, закончилось в 1950-е годы прошлого века, когда заработали производственные мощности судостроительного завода, заводов им. Петровского, нефтеперерабатывающего, хлопчатобумажного комбината.

В 1960-1965 гг. в городе построено и введено в строй 10 предприятий, в т. ч. заводы бетонный и крупнопанельного домостроения, теплоэлектроцентраль и мясокомбинат. Возникла новая отрасль - электромашиностроение.

Возросло значение Херсонского морского порта, который является одним из важных звеньев внешнеторговых связей нашей страны. Он занимает одно из первых мест на Черном море по объему грузоперевалочных работ. Порт оборудован мощными портальными кранами, конвейерами, автопогрузчиками. Для обработки зерновых грузов сооружен мощный элеватор. Через Херсонский морской порт вывозятся хлеб, лес, металл, марганцевая и железная руды, минеральные удобрения. Здесь же перерабатываются грузы, поступающие из-за рубежа.

В 1972 г. реконструирован, а по существу заново построен речной порт. К услугам пассажиров - комфортабельные теплоходы, речные трамваи, скоростныесуда на подводных крыльях. Херсонский речной порт обслуживает 29 городских, пригородных и транзитных линий.

В 1977 году 73-им мостостроительным трестом было начато строительство автомобильного Антоновского моста. В 1985 году мост был сдан в эксплуатацию.

В 1978 году Херсон был награждён Орденом Трудового Красного Знамени за «заслуги трудящихся города в революционном движении, активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 200-летием».

Настоящее время

Современный Херсон — административный, индустриальный и культурный центр Херсонской области.

Херсон делится на три административных района. Суворовский — центральный район города. Днепровский — индустриальный район. Комсомольский — главный промышленный район города.

Наиболее развитыми отраслями являются:

- пищевая промышленность (консервный, мясной, рыбный, хлебокомбинаты, молочный, винодельные, макаронные фабрики и др.)

-машиностроение (судостроение и судоремонт, производство сельскохозяйственной техники, электромашиностроительный завод, завод карданных валов)

-лёгкая промышленность (хлопчатобумажный комбинат, кожевенно-обувной комбинат, обувная, швейная фабрики)

-химическая и нефтеперерабатывающая промышленность

В Херсоне находится один из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов. Функционируют завод стеклоизделий, завод железобетонных изделий. В городе — морской торговый и речной порты (круглогодичная навигация).

Херсонский судостроительный завод является одним из крупнейших судостроительных предприятий на Украине и в Европе. Его производственные мощности позволяют строить танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, ледоколы, арктические снабженцы, буровые и различные многоцелевые суда. Херсонский государственный докостроительный завод «Паллада» (Бетонверфь). Также в Херсоне есть несколько судоремонтных предприятий: Херсонский судоремонтный завод им. Коминтерна, Херсонский судоремонтный завод им. Куйбышева

Херсон — крупный железнодорожный узел . В состав Херсонского отделения Одесской Железной дороги входят такие крупные станции как Херсон, Николаев, Снигирёвка. Есть фактически бездействующий аэропорт, который принимает редкие воздушные суда первых лиц государства. Регулярных рейсов нет.

В Херсоне развит туризм. Поселки на Черноморском побережье Херсонщины, такие как Зализный (Железный) Порт, Лазурное, Большевик, пользуются большой популярностью у отдыхающих. Скадовск и Арабатская стрелка известны как центры детского отдыха.