Польша на картах XX в.

Польша на картах XX в.Скачать карту «Poland and  Czechoslovakia»

Скачать «Карты стран, регионов, материков, континентов, океанов» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Польша всегда была страной веры в не возможное. За это её часто наказывали, но и не раз чудесным образом награждали. Её история не похожа на историю соседних авторитарных монархий. Возникнув как королевство после своего крещения по латинскому обряду в 966 году, она постепенно разрослась, подобно коралловому рифу, в огромное государство в центре Европы, простирающееся далеко на восток до территорий, на которые впоследствии претендовала Россия. Процветающая, обеспеченная, с соседями, которые долгое время не могли сравниться с её мощью, Польша разработала собственную политическую систему, выражение либертарианского духа. В свой золотой век, 16 век, это была «республика», возглавляемая избранными королями, которые были обязаны уважать свободу своих граждан. Защитник прав личности, Сейм в своих парламентских заседаниях даже применял принцип единогласия, чтобы защитить меньшинство одного. Религиозная терпимость уберегла Польшу от межконфессиональной розни во время Реформации и принесла ей в Европе название «рай для еретиков», хотя большинство её населения оставалось католиком. Терпимость также привлекла большое количество евреев, прибывших в основном из Германии и поселившихся в городах. В культурном отношении Польша была ориентирована на Италию, о чем свидетельствует расцвет её литературы во времена Ренессанса. Средневековый город Краков с его знаменитым университетом, основанным в 1364 году, с его типографиями и реликвиями искусства был опорой этого итальянского влияния.

Подобно американцам позже, поляки не доверяли сильной центральной власти и даже провозглашали, что «Польша держится вместе из-за отсутствия правительства». Они не хотели голосовать за налоги сверх минимального минимума, и, следовательно, в Польше практически не было постоянной армии, только рекрут из дворян, поддерживаемый казаками и татарами, созванный на случай войны. Победив в нескольких кампаниях (в 1610 г. польские войска взяли Москву), эта сила не могла соперничать с армиями профессиональных воинов, которые в Новое время стали основой русской и прусской военной мощи. Идеальная «республика» поляков, задуманная так, как если бы нация жила на каком-то счастливом острове, вызывала внешнюю агрессию.

Россия, Пруссия и Австрия, объединившись против Польши, отрезали себе большие куски польской территории в результате разделов 1772, 1793 и 1795 годов, последний из которых стер государство с карты. Однако им так и не удалось подчинить себе поляков. Сначала сражаясь на стороне Наполеона, затем организуя восстания, часто уезжая в изгнание, перенося центр своей культурной и политической деятельности в Париж, этот мятежный народ сумел сохранить свою национальную идентичность на протяжении всего XIX века. После Первой мировой войны Польша восстановила независимость в соответствии с 14-ю пунктами президента Вильсона. Этот короткий период свободы подошел к концу с пактом, заключенным Гитлером со Сталиным 23 августа 1939 года, согласно которому советский вождь в обмен на свой нейтралитет должен был получить восточную часть Польского государства. Пакт привел к немецкому вторжению и развязыванию Второй мировой войны.

Неустрашимый дух поляков во многом объясняется тем, что они отождествляют свое дело с делом римского католицизма. Это понятно, так как Польша на протяжении веков была восточным валом Рима как против вторжения ислама, так и в качестве географической границы между римским католицизмом и восточным православием. В своем западном марше царская Россия использовала Восточную Церковь, как свое идеологическое орудие. Таким образом, для поляка сам факт того, что он католик, означал неповиновение и сопротивление. Можно сказать, что у Польши есть две духовные столицы: одна — Рим, а вторая — святыня Ясна Гора в Ченстохове с ее чудотворной средневековой картиной Мадонны.

ХХ век принес Польше период независимости, 1918-1939 гг., за которым последовало множество несчастий. Во время Второй мировой войны, пока польские авиаторы и солдаты сражались на стороне союзников, написав свои самые славные страницы в битве за Британию и в битве при Монте-Кассино, нацистская оккупация Польши и сопротивление ей стоили около шести миллионов долларов. жертв, половина из которых были польскими евреями. Победа имела горький вкус: в Ялте Черчилль, Рузвельт и Сталин отнесли Польшу к советской «сфере влияния», несмотря на то, что должны были быть проведены свободные выборы — обещание, которое русские так и не сдержали. Навязанная в 1945 году коммунистическая система тщетно пыталась справиться с десятью веками польской истории, сформировавшей привычки и привязанности людей. Индустриализация переместила крестьян в города, но, превратившись в рабочих или новую интеллигенцию, они вскоре стали горячими наследниками национального духа, когда-то воплощенного либертарианским дворянством.

Независимо мыслящие, индивидуалистичные, скептически относящиеся к любой пропаганде, 36 млн. поляков стали серьезным препятствием для попыток идеологической обработки.

Скромное место Польши на карте не соответствует незначительности для политического будущего Европы. Победа забастовки польских рабочих в августе 1980 года стала первой победой массового движения в истории советского блока, где все должно контролироваться сверху. Оказывается ли невозможное возможным только благодаря силе человеческого духа? Нет ничего более символичного, чем тот факт, что польский рабочий класс произвел на свет лидера Леха Валенсу, которого признают таковым как рабочие, так и интеллектуалы.

Военный переворот 13 декабря 1981 года временно положил конец большой надежде. Предположительно внутреннее польское дело, на самом деле это был фасад действий оккупационной власти против её мятежных владений. Газ и танки использовались против устремлений народа, сознающего своё славное прошлое.