Призраки прошлого на карте Крыма

карту «Призраки прошлого на карте Крыма»Скачать «Призраки прошлого на карте Крыма»

Скачать «Карты Крыма» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

….Численность населения, увеличившаяся после присоединения Крыма к России, резко сокращается в период Крымской войны 1854 – 1855 гг., когда полуостров покинули почти 150 тыс. крымских татар и 5 тыс. ногайцев. Из 687 крымских населенных пунктов опустели 315.

Впрочем, к началу XX века население Крыма достигает численности 545 тыс. чел., основную массу которых составляли государственные крестьяне из числа русских и украинских переселенцев. В 1913 г. на полуострове живет уже 729 тыс. чел. К началу Второй мировой войны эта цифра возрастает на порядок – 1 млн.127 тыс. чел.

Население Крыма сократилось почти на треть после расстрелов и репрессий, после того, как тысячи людей были отправлены на работу и в концлагеря Германии, после депортации татар, болгар, греков и представителей других национальностей населения. ….

Наиболее быстрыми темпами население полуострова увеличивалось в период с 1985 по 1993 гг. Среднегодовые темпы роста за этот период – 1,5%. При этом в 90-х количество крымских татар выросло многократно и достигло, по официальным данным более 240 тыс. чел.

Общая численность наличного населения Автономной Республики Крым по состоянию на 5 декабря 2001года по данным Всеукраинской переписи населения составляло 2033,7 тыс. человек, на территории АРК проживали представители 125 этносов:

Русские-1180,4 тыс.чел.(58,5%), украинцы-492,2(24,4%), крымские татары-243,4 (12,1%), белорусы-29,2 (1,5%), татары- 11,0 (0,5%), армяне- 8,7 (0,4%), по 0,2% :евреи-4.5, поляки-3.8, молдаване-3.7 , азербайджанцы-3,7 тыс.чел., по 0,1% (2.9-1.1 тыс.чел.): узбеки, корейцы, греки, немцы, мордва, чуваши , цыгане, болгары, грузины, марийцы ….

Численность населения АРКрым на 1 октября 2012 г. составляет 1,964 млн.чел., из них городское - 1,233 млн.чел. , сельское - 732,1 тыс.чел.

Этнография. Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н. э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков, А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские. Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода киевского князя Владимира на Херсонес, Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней можно познакомиться в «пещерном городе» Чуфут-Кале (что значит «иудейская крепость»; караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Караимские пирожки, которые можно попробовать где-нибудь на улице или привокзальной площади, - одно из национальных блюд. Правда, гарантии, что оно сделано, как следует, дать нельзя - уж очень мало караимов осталось на свете: чуть больше трех тысяч, в том числе по Крыму - около тысячи, а поваров из них вообще единицы. Кроме нашего края, караимы живут в Литве (это потомки личной гвардии литовских великих князей), а также на западе Украины.

К историческим народам Крыма относятся и крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации. Сейчас на полуострове их насчитывается около 600 человек.

Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Иудейские купцы появились в Крыму еще в I в. н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Сейчас в Крыму, в основном в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 17 тыс. евреев. Это пятая по численности этническая группа крымчан, уступающая русским (их около 1,5 млн.), украинцам (0,5 млн.), белорусам и крымским татарам.

Численность крымских татар постоянно растет за счет возвращения из мест принудительного поселения. Со времени полного установления Советской власти (1921 г.) и до июня 1945 в Крыму действовали школы с немецким, греческим, крымскотатарским, армянским, русским и украинским языками обучения. Русский и крымскотатарский языки преподавались во всех школах. Около четверти населения составляли татары, затем следовали евреи (7%), немцы (6%), греки (3%), болгары, армяне, поляки, караимы, эстонцы и другие.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3-4 место по этническому составу населения. Украина имела тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства. Чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-е гг. нашего столетия.

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII в. Переселенцы из Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX вв. Сегодня белорусы живут в селе Широком Симферопольского района и в селе Марьяновка Красногвардейского района. В Широком работает народный этнографической музей, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными Дни культуры Республики Беларусь, в которых участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались в основном сельским хозяйством. Представители интеллигенции немецкого происхождения: Ф. К. Мильгаузен, Н. А. Арендт, П. С. Паллас, П. И. Кеппен, А. Я. Фабр и другие оставили заметный след в культурной жизни нашего края, эти имена вы часто встретите в краеведческой литературе. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования этих людей. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства: немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.

Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тыс. человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 -20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, также покинувшими родину под натиском турков, основное население Юго-Западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в основном в Приазовье. В 1771 г. 31 тыс. христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из Крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией и самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения Крыма к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И. К. Айвазовский, а так же композитор А. А. Спендиаров - крымские армяне.

Там же, в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи, еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских «женовезцев» (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и основали крепость в Судаке, построили башни в Феодосии. Эти руины также можно осмотреть - все это романтично, живописно, а главное - подлинно.

В начале XX в., по свидетельству профессора И. И. Пузанова, крымские итальянцы еще сохраняли тесные связи с метрополией, посылая туда детей для завершения католического, мореходного или торгового образования. Они имели свои культовые храмы и не забывали родного языка, следы которого еще сохранялись в словечках керченских рыбаков. Их жизнь была тесно связана с морем, как и полтысячи лет назад. К сожалению, сейчас от этих своеобразных общин ничего не осталось, их разметали по свету революции и войны, а потомки тех, кто остался, давно ассимилировались с другими народами.

Много неповторимого и своеобразного ушло из Крыма, сделав его скучнее для туристов, но все же на наших базарах вас еще может удивить незнакомая речь или непривычная внешность продавца. Это могут быть корейцы - хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 25 лет, но наша земля отзывается на их труд богатыми дарами. Все больше на рынках плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, половцев-кыпчаков и других). Главным механизмом образования нации было принятие мусульманства и переход к оседлому образу жизни, появление национального самосознания, формирование культуры и традиций. Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар. Ведь по «возрасту» этот народ - ровесник многим другим молодым нациям, которые также складывались с XII - XVI вв. на развалинах Золотой Орды: великороссам, украинцам, узбекам, волжским татарам, башкирам и другим, имеющим наследие Орды и в генетическом фонде, и в языке, и в культуре.

Крымскотатарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, в которую входят также языки ногайцев Северного Кавказа, татар Поволжья и Сибири, башкир, казахов; однако южнобережные татары говорят на диалекте огузской подгруппы, к которой принадлежат также турецкий, азербайджанский, гагаузский языки. Эти различия между отдельными элементами нации связаны со сложным и растянутым по времени процессом ее формирования.

Кыпчаки, или половцы, один из народов-прародителей степных татар, в настоящее время активно изучается историками. Высказывается мнение, что до прихода монголов половцы были христианами-несторианами и имели тесные родственные и торговые связи с Древней Русью, прежде всего с Черниговским княжеством. Князь Игорь, например, - главный герой знаменитого «Слова...», имел весьма характерную родословную: и мать, и бабушка его по отцовской линии были половчанками, как и многие жены русских князей того времени. А это значит, что половецкие набеги были лишь частью родственных междоусобиц большой и неспокойной семьи древнерусских князей, не имевших четкого наследственного права.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например А. А. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымскотатарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

Крымские цыгане, называвшие себя «урмачель», многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими. Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занимались гаданием, дрессировкой медведей и мелкой торговлей.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них.

Тем не менее на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как место компактного проживания цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания «будет ли землетрясение?» и «кого полюбишь на курорте?», мелкой торговли, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов. Они всегда верны дружбе, надежны в деловых отношениях, у них, как правило, много детей. Их «сервис» по предсказанию будущего выглядит совсем безобидно, хотя уникальных экстрасенсов среди них пока не обнаруживается. Каких-либо экзотических шоу-программ для туристов или рекреационных таборов местные цыгане пока не организовывают.

Крымчане очень различаются по происхождению, но что-то главное все же делает нас единым целым: мы работаем вместе, живем рядом друг с другом. И поэтому наши национальные особенности в основном проявляются в семье. А основную часть своей жизни мы все же разговариваем по-русски (кто-то лучше, кто-то хуже, но это не важно) и ценим друг друга не за национальную принадлежность, а за умение работать и уважать другого.

Крымчане всегда славились своим трудолюбием, хотя шальные деньги курортного бума последних лет, конечно, не могли не испортить его репутацию.