Прогулка по Одессе – по Приморскому бульвару

íåò_ñõ-ÎÄÅÑÑÀ_êðèâСкачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Средства собирала вся Одесса - биржа, судовладельцы, чиновники и простые обыватели. Солидную сумму внесла городская Дума, но даже после этого денег хватило только на скромный бюст. Его автор - художница Жозефина Полонская, супруга известного поэта Якова Полонского (1819-1898).

Если вам доведется слушать экскурсовода, он наверняка поведает легенду, объясняющую положение памятника по отношению к Старой бирже. Пушкина-де «повернули спиной к Думе, потому что она отказалась оплачивать памятник». Это не так - просто по бульвару гуляли дамы, и Пушкин, как галантный мужчина, не мог стоять к ним спиной. А если серьезно, то Думы во дворце на бульваре в середине 1880-х гг. еще не было.
В 1904 г. на Думской площади появился еще один памятник - орудие с английского парохода «Тигр». В дни Крымской войны к городу подошла сильная англо-французская эскадра. Интервенты предъявили властям ультиматум, требуя выдать все коммерческие суда, стоящие в гавани. Ультиматум был отвергнут, и бой стал неизбежен. Одесса всегда была мирным портом, находившимся под защитой Черноморского флота, поэтому никаких укреплений не имела. За сутки на подступах к гавани удалось возвести шесть береговых батарей, вооруженных с миру по нитке. Утром 10 апреля союзники начали бомбардировку Одессы. Вскоре пять батарей смолкли, и на огонь 300 вражеских орудий отвечал последний редут, защищавший вход в Практическую гавань. Именно здесь неприятель рассчитывал высадить десант.
Маленькой батареей командовал 22-летний подпоручик Александр Щеголев, случайно оказавшийся в Одессе накануне войны. Шесть часов он со своей командой вел огонь по вражеским кораблям. Батарея была перепахана ядрами, три пушки вышли из строя, однако бравому подпоручику удалось повредить три английских парохода. После этого союзники отказались от высадки и ушли в море. Несмотря на канонаду, толпы народа наблюдали за беспримерным боем с Приморского бульвара. Как мы помним, в это время епископ Иннокентий молился в Успенском соборе «об одолении супостата». К вечеру несколько английских кораблей отправились на разведку к югу от города. В этот момент на море и опустился густой туман, который православные одесситы сочли признаком вмешательства Богородицы.
Новенький паровой фрегат «Тигр» сбился с курса и выскочил на мель в районе Малого фонтана. Всю ночь англичане безуспешно пытались спасти судно. Утром команда покинула фрегат на шлюпках, а сам он был расстрелян русской полевой артиллерией и сгорел. Куски обшивки «Тигра» предприимчивые одесситы еще долго продавали в качестве сувениров. Несколько английских пушек были подняты водолазами - одна из них впоследствии и заняла место на Думской площади в память о событиях 1854 г.
Длина Приморского бульвара невелика - всего лишь около полукилометра. Фланируя по тенистой аллее, обратите внимание на гостиницу «Лондонская» (Приморский бул., 11). Отель расположен в этих стенах с 1827 г. и помнит множество знаменитостей актера Михаила Щепкина и критика Виссариона Белинского, Федора Шаляпина и Леонида Утесова, Луи Арагона и Эльзу Триоле, Айседору Дункан и Марчелло Мастрояни. В разные годы уровень сервиса в отеле сильно отличался. Например, в конце 1920-х гг. Корней Чуковский - кстати, проживший в Одессе более 20 лет - лишился здесь золотых часов. Ныне гостиница принадлежит к украинской сети дорогих отелей «Рremier Ноtels» и подобных безобразий не допускает.
Рядом - Дворец моряков (Приморский бул., 9), построенный Ф. Боффо в 1828— 1830 гг. В 1833 г. здесь поселилась Мария Нарышкина (1779-1854) - многолетняя фаворитка императора Александра I. За 22 года до этого она уже бывала в Одессе, где ее принимал Дюк Ришелье. Нарышкина привезла на юг свою младшую дочь Софью. Ни для кого не было секретом, что эта очаровательная болезненная девочка - единственный ребенок официально бездетного царя. Одесское общество радушно приняло гостью, устроив в театре пышный праздник по случаю наступления грозового 1812г. Для украшения огромного зала понадобилась елка соответствующего размера, это стало для Дюка настоящей головной болью. Выручила графиня Потоцкая, приславшая красавицу-ель из Умани. «Софьина елка» удалась на славу и запомнилась одесситам надолго.
Недавно Приморский бульвар в районе Дворца моряков стал местом археологических раскопок. Одесские ученые обнаружили здесь остатки античного поселения V-VI вв. до н.э. После завершения исследований раскоп прикрыли стеклянной крышей, и теперь каждый может своими глазами увидеть «откуда есть пошла одесская земля». Еще пара шагов - и мы у Дюка (см. фото 50). Самый знаменитый памятник Одессы был открыт в центре Приморского бульвара 22 апреля (5 мая) 1828 г. в присутствии генерал-губернатора Новороссии и тысяч благодарных одесситов.
Арман Эммануэль дю Плесси де Ришелье (1766-1822) родился французским аристократом, но в историю вошел как российский государственный деятель. Революция отняла у герцога родину, однако чужая страна дала ему возможность начать новую жизнь. Ришелье отблагодарил ее, превратив пустынный берег Черного моря в благоденствующий край. Во время военной службы при Павле I Дюк подружился с великим князем Александром Павловичем. Став императором, Александр доверил другу управление Одессой и Новороссийским краем. Правление Ришелье продолжалось 11 лет (1803 -1814 гг).
Если Екатерине II город обязан своим возникновением, то Дюку - своим расцветом. Когда в Одессе узнали о смерти герцога, Александр Ланжерон призвал горожан почтить его память монументом. Статую заказали скульптору Ивану Мартосу (1754-1835) - автору памятника Минину и Пожарскому в Москве. Художник изваял герцога в образе древнего римлянина, законодателя и строителя. Бронзовый Дюк так прочно врос в одесскую землю, что покуситься на него не решились даже «комиссары в пыльных шлемах».
С памятником связано множество баек и шуток - самая известная предлагает взглянуть на него «со второго люка» (имеются в виду люки канализации на мостовой бульвара). В этом ракурсе свиток в левой руке Ришелье превращается... вы поняли, во что. Правая рука герцога при этом указывает в сторону порта - источника одесского благосостояния. По мнению советских моряков-неудачников, не вошедших в избранный круг «кадров загранплавания», жестикуляция Дюка была исполнена глубокого смысла. Правая рука герцога обещала: «Вот вам, хлопцы, море!» Левая издевательски одергивала мечтателей: «А вот вам виза!» Несмотря на вольное обращение, горожане любят Дюка со всей силой южного темперамента. Отношение к нему - это лакмусовая бумажка одесского патриотизма.
Боковые грани постамента, на котором стоит статуя Ришелье, украшены барельефами, символизирующими земледелие, правосудие и торговлю. У ног Меркурия на барьельефе «Торговля» можно увидеть денежный мешок с высыпающимися монетами. Потрите их - на удачу в делах! То же самое можно проделать с мешочком в левой руке бога коммерции. На лицевой стороне пьедестала укреплена позолоченная плита с текстом. На ней до сих пор заметны повреждения, нанесенные осколками английской бомбы в апреле 1854 г.
За спиной Дюка - два симметричных угловых здания с вогнутыми фасадами. Левое (Приморский бул., 8) принадлежало гостинице «Петербургская» (1833 г.), а в правом (Приморский бул.,7) размещались присутственные места (1826-1828 гг). Оба здания построены Ф. Боффо по проекту архитектора Авраама Мельникова (1784-1854). В числе «присутствий» на Приморском бульваре заседал одесский суд, с которым связана самая древняя интерпретация жестов бронзового Дюка.
По утверждению остряков XIX в., бронзовый свиток в левой руке герцога - не что иное, как собрание жалоб неудовлетворенных истцов. Утратив надежду на справедливость, Ришелье указывает правой рукой на залив: легче-де утопиться, чем судиться в Одессе!
Между зданиями начинается короткая улица, ведущая к другому знаменитому монументу - памятнику Основателям Одессы. Фактически он посвящен Екатерине II. Первый памятник самодержице, издавшей указ об основании Одессы, был заложен на Екатерининской площади в день 100-летия города. Официальное открытие монумента, созданного скульптором Б. Эдуардсом, состоялось в 1900 г. Революция уничтожила бронзовую «матушку», и впоследствии на этом месте появился памятник восставшим матросам броненосца «Потемкин» (1965 г., скульптор В. Богданов).
В 1905 г. эти товарищи явились в Одессу, подбивали плебс к бунту, а когда попытка была сорвана властями - обстреляли город не хуже англо-французов. Памятник под названием «Потемкинцам - потомки» простоял за спиной Дюка до 2007 г. и был перенесен на Таможенную площадь. Теперь Екатерининскую площадь вновь украшает бронзовая императрица, окруженная фигурами основателей Одессы - Григория Потемкина, Платона Зубова, Иосифа Дерибаса и Франца де Волана (скульптор Николай Олейник).
У ног Дюка начинается еще один одесский символ - Потемкинская лестница. Ее появлением город обязан любви российского чиновничества к «показухе». В 1837 г. в Одессе узнали о намерении Николая I посетить Новороссию. Главной целью поездки императора была инспекция Херсонских военных поселений. Из Херсона самодержец мог проследовать в Севастополь, а оттуда прибыть в Одессу на борту военного корабля. В голове графа Воронцова моментально созрел план: построить грандиозную каменную лестницу - парадный вход в Одессу со стороны гавани. Архитектору Ф. Боффо было приказано срочно разработать проект сооружения и начать работы. Увы, задача оказалась слишком сложной, и Николаю I пришлось довольствоваться зрелищем кипучей стройки.
Завершить лестницу удалось только в 1842 г. Ее высота составляет 27 м, а длина превышает 136 м. В основание лестницы забиты тысячи свай, а ее площадки и марши покоятся на мощных каменных пилонах. Все 192 ступеньки уложены с учетом законов перспективы, поэтому лестница смотрится так эффектно. Еще одно название - Приморская (а еще Гигантская, Бульварная и Ришельевская). Потемкинской ее стали звать благодаря Сергею Эйзенштейну, снявшему здесь знаменитый эпизод расстрела демонстрации из фильма «Броненосец «Потемкин».
История лестницы знает много волнующих моментов. Так, в марте 1904 г. здесь встречали моряков - участников неравного боя крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» с японской эскадрой. Именно в Одессе первые герои первой войны XX века ступили на родную землю и получили заслуженные награды.
Главным украшением северной части Приморского бульвара служит Воронцовский дворец. Граф М. Воронцов заказал его архитектору Ф. Боффо в 1826 г. Впоследствии к нему добавились флигель для гостей и служебные постройки. Гостями дворца были все российские императоры, посещавшие Одессу. В 1854 г. дворец сильно пострадал во время бомбардировки: он был самым заметным зданием в панораме города. После революции дворец был отдан одесским пионерам. Если обойти здание, то за ним обнаружится колоннада бельведера. Отсюда гости графа Воронцова любовались видом гавани - теперь это можете сделать вы.
У бельведера начинается пешеходный мост, который одесситы окрестили «Тещиным языком». Когда-то Приморский бульвар заканчивался на севере оврагом, по дну которого в сторону порта проходит Военный спуск. В 1969 г. здесь построили мостик, и теперь от дворца Воронцова можно пройти на бульвар Искусств. Прежде чем сделать это, заглянем в Воронцовский переулок, который начинается за домом № 1 по Приморскому бульвару.
По правой стороне переулка находится главная архитектурная головоломка Одессы - знаменитый «плоский дом» (№ 4). Казалось бы, обычный старый дом - трехэтажный, с рустованным фасадом, балконами и красиво оформленными окнами. Ничего особенного? А теперь пройдите к дальнему концу дома (от дворца), повернитесь лицом к фасаду и медленно, шаг за шагом, сдвигайтесь влево. В какой-то момент вам покажется, что перед вами высится плоская фасадная стена, за которой ничего нет! Эта пугающая в своей полноте иллюзия моментально разрушится, если вы сделаете еще пару шагов. У дома просто нет левого торца и задняя стена примыкает к фасадной под очень острым углом.
Вернемся на «Тещин язык» - нам пора перебираться через овраг. За мостом на небольшой площади собраны осколочки старой Одессы: фрагменты разрушенных зданий, белокаменный колодец, образцы чугунного литья. Не будем пока останавливаться на улице Гоголя и глазеть на башенки Шахского дворца - мы вернемся сюда чуть позже.
Наша очередная остановка находится на углу бульвара Искусств и улицы Преображенской, где можно увидеть оригинальный монумент. Памятник апельсину - спасителю Одессы (2004 г., скульптор А. Токарев) иллюстрирует известный исторический анекдот (см. фото 52). Намерение упразднить одесский порт, высказанное Павлом I в 1797 г., вызвало среди горожан панику. К счастью, купечеству пришла в голову спасительная идея.
В конце 1799 г. в Петербург был отправлен обоз, нагруженный 3 тысячами апельсинов, заботливо укрытых от мороза рогожами. Император очень любил фрукты. Получив от одесситов такой оригинальный подарок, он не только отменил свое решение, но и выделил на развитие города 250 тысяч рублей. Памятник апельсину (в просторечии - «памятник взятке») первоначально находился на перекрестке Пушкинской и Ланжероновской улиц. Модернистская бронзовая конструкция нарушала исторический облик окружающих кварталов, и в 2007 г. горсовет решил перенести ее на бульвар Искусств.
Если пройти дальше по бульвару в северо-западном направлении, то можно найти живописный проулок, выводящий на Софиевскую улицу. Он начинается на левой стороне бульвара, за пересечением с Торговой улицей. По проулку вы выйдете прямо к одесскому Художественному музею (ул. Софиевская, 5а, открыт с 11.00 до 18.00, кроме вторника, вход 5 гр.).
Дворец Потоцких-Нарышкиных, в котором размещено его собрание, построил в 1823-1826 гг. Ф. Боффо. В конце XIX в. Одесское общество любителей изящных искусств решило, что городу не хватает собственной картинной галереи. Городской голова Г. Маразли согласился с этим и за собственные деньги выкупил у владельцев дворец на Софийской.
Усадьба в стиле английской готики была построена в 1852 г. по заказу польского помещика Зенона Бжозовского. Проектировал дворец молодой архитектор Феликс Гон-сиоровский, который только начинал свою деятельность в Одессе и снискал известность именно благодаря дворцу Бжозовского.
В 1909 г. здание приобрел иранский шах Мухаммед-Али (1875-1924), свергнутый в ходе Конституционной революции 1906-1908 гг. и бежавший в Россию. Шах жил здесь до 1920 г., после чего перебрался в Италию. При Советской власти здесь находилось училище культуры, затем Дом народного творчества, а ныне усадьбой владеет один из украинских банков.
Двигаясь от дворца в южном направлении, обратите внимание на дом с атлантами (ул. Гоголя, 5/7). Напряженные фигуры двух исполинов, удерживающих земной шар, притягивают еще издали. Скульптурная группа находится в основании угловой ротонды большого доходного дома, построенного в 1897-1899 гг. архитектором Львом Влодеком и инженером Семеном Ландесманом. К дому пристроен небольшой особняк, который можно увидеть в глубине двора. Оба здания были заказаны семьей херсонских помещиков Фальц-Фейнов, известных созданием нынешнего заповедника «Аскания-Нова». Особняк они предназначали для себя, а квартиры главного корпуса собирались сдавать. Ныне атланты с улицы Гоголя - эмблема Всемирного клуба одесситов.