Путешествие по Каневскому водохранилищу

Условно Каневское водохранилище можно разделить на три участка: верхний - от плотины Киевской ГЭС до Украинки, средний - от Украинки до Ржищева и нижний - от Ржищева до плотины Каневской ГЭС.
Верхний участок, в основном сохранивший речной характер, принимает воды Десны - наибольшего левого притока Днепра. Ее длина -1130 км (в пределах Украины - 591 км). Воды Десны составляют четвертую часть всего стока Днепра; судоходна на протяжении 535 км от устья.
Отправившись в путешествие от речного вокзала в Киеве, проплывая вниз по течению вдоль городской набережной и под мостами (Парковым пешеходным, Метро, им Е.О. Патона, Дарницким железнодорожным и Южным), особенно привлекает туристов панорама правого берега. Здесь, в гуще зелени парков, открывается чудесная панорама архитектурных ансамблей. Среди них выделяются: Андреевская церковь, Владимирская горка с памятником князю Владимиру Святославичу (Крестителю), арка «Дружбы народов», памятник «Жертвам голодомора», обелиск «Вечная Слава», монумент «Родина-Мать», комплексы сооружений Киево-Печерской Лавры, Выдубицкого монастыря, к которому примыкает Национальный ботанический сад им. Н.Н. Гришко. На Левобережье раскинулись жилые массивы и промышленные предприятия, а далее на юг - садоводам ные участки на Осокорках - «Нижние сады». Ниже по течению на правом берегу размещаются промышленные районы Комсомольское и Корчеватое, а южнее раскинулся Национальный природный парк «Голосеев» , курорт и заповедник Конча-Заспа.
Поселок Конча-Заспа - удаленная часть Киева - расположился на речной террасе правого берега Днепра, в почти семикилометровой пойме реки, покрытой большим количеством озёр-стариц замысловатой формы. Два из них-Конча и Заспа - дали название поселку и окружающей местности. Живописная пойма, переходящая в лесистую террасу, близость Днепра и чистый воздух превратили Кончу-Заспу и округу в излюбленное место отдыха киевлян, что существенно повлияло на экологическую ситуацию этого района. После Великой Отечественной войны здесь появилось несколько санаториев (в том числе правительственных), баз отдыха, и значительная площадь была отведена под строительство государственных дач. В1961 г., когда впервые футбольная команда «Динамо» стала чемпионом СССР, началось строительство тренировочной базы «Динамо». В настоящее время, после реконструкции базы и возведения современного 6-ти этажного корпуса, нескольких футбольных тренировочных полей, а также создания необходимой инфраструктуры для полноценной жизнедеятельности футбольного коллектива, тренировочная база ФК «Динамо» стала одной из лучших в Европе. По соседству с ней расположен центр олимпийской подготовки украинских спортсменов.
За пригородами столицы по обоим берегам Днепра до г. Украинки тянется ряд селений: на левом берегу - с. Вишенки, на правом - пгт Козин, с. Плюты. Козин - интересный и неповторимый поселок, расположенный на равнинной местности на берегах Днепра и речки Козинки. Он известен с XI в. как хутор, принадлежавший Киево-Печерской Лавре. Сейчас Козин называют «украинским Беверли-Хиллз». Красота здешнего природного ландшафта, экологическая чистота, голубая гладь прудов и заводей, живописные склоны Днепра и близость Киева стали массово привлекать сюда представителей украинской финансово-промышленной и политической элиты. В этом районе строится много вилл с выходом к воде, мини-гаванью, теннисным кортом и садом. Возникшие здесь, в заповедном красивом сосновом лесу, коттеджные городки «Золотые ворота», «Сосновый бор», «Романово» и др. поражают невероятной роскошью и разнообразием архитектурных форм частных усадеб. В настоящее время в Козине ведутся работы по намыванию песка под застройку, что искусственно сузило русло Днепра и может стать источником экологического бедствия. Экологи отмечают, что вследствие намывания берегов засыпаются русла речек, являющихся местом нереста днепровской рыбы, и это приводит к уменьшению ее количества на 10-15 % ежегодно. По прогнозам ихтиологов через пять лет количество рыбы станет как минимум вдвое меньше. По берегам прекратилось гнездование птиц, уничтожаются как ландшафты (уникальные луга), так и представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Украины. В1994 г. Указом Президента Украины здесь был создан ландшафтный заказник «Козинский», который должен использоваться в оздоровительных и рекреационных целях. Это предусматривает создание зон отдыха, разработку туристических маршрутов, использование возможностей природного фонда для развития аматорского спорта и др.
Южнее Плютов русло Днепра значительно расширяется, переходя в Каневское водохранилище. Здесь, на правом берегу, расположен город районного подчинения украинка. Известен с XV в., город с 1979 г. Неподалеку - Трипольская ГРЭС.
Западнее Украинки находится город Обухов, райцентр. Впервые упоминается в исторических источниках XIV в. как поселение Лукавица (с конца XVI в. имеет нынешнее название). Город с 1979 г. Здесь работает литературный музей уроженца Обухова украинского советского поэта и общественного деятеля А. С. Малышко.
Южнее Украинки находится древнее село Триполье. Впервые это поселение упоминается в 1032 г. как крепость, защищавшая Киев с юга, удобная стоянка для торговых судов и переправа через Днепр. Название села связано с характером окружающей местности: тут сходятся три плодородных поля, разделенные речками Стугна, Красная и Бобрица. Во времена Киевской Руси здесь происходили большие битвы русских воинов с печенегами. Летописец передает, что одна река «стонала» от ужасов страшной битвы, а во второй реке вода сделалась красной от крови (отсюда и названия рек). Ученые открыли в этом районе памятники трипольской культуры или «Триполье», существовавшей V—III тыс. лет до н. э., т. е. намного ранее знаменитой культуры Урарту, египетских пирамид и Великой китайской стены. Это наименование было дано в 1896 г. чешским археологом В. В. Хвойкой по месту сделанных им первых открытий остатков поселений земледельческих племен медного века. Неподалеку от Триполья были найдены древние города-мегаполисы: Майдановецкое (15 тыс. жит.) и Тальянок (20 тыс. жит.). Люди того времени жили большими объединениями-городищами (площадью до 450 га) в одно- и двухэтажных домах. Их основными занятиями были земледелие и скотоводство. Землю люди обрабатывали мотыгами и примитивными плугами. Урожай зерновых собирали деревянными серпами с роговыми или кремневыми режущими вставками, а мололи зерно на ручных каменных зернотерках; также занимались разведением рогатого скота, свиней, одомашнили лошадь (8 тыс. лет назад). Они создали прекрасные керамические изделия, освоили ткачество, а также умели плавить медь, из которой мастерили оружие, украшения, приспособления для рыбной ловли. Однако основным материалом для изготовления орудий и бытовых предметов служили камень, кремень, кости и рога животных. Ученые пришли к выводу, что именно трипольцы придумали колесо (6,5 тыс. лет назад). К сожалению, находка Хвойки не получила такой же всемирной известности, как, к примеру, открытие Трои Шлиманом. На территории села сохранился также могильник зарубинецкой культуры Дивич-гора (III в. дон. э. -II в. н. э.). В селе есть археологический музей, расположен¬ный в темно-коричневом здании кубической формы. Его экспозиция - миски, сосуды и ритуальные чаши-«бинокли» - посвящена трипольской культуре. В селе работает частный музей «Древняя Аратта-Украина», в котором представлено большое количество орудий труда и трипольской керамики с оригинальными росписями, а также можно посмотреть фильм о трипольцах.
Южнее Триполья расположено село Халепье, в окрестностях которого открыта стоянка человека периода трипольской культуры.
Далее - живописное село Витачов. В IХ-Х вв. это был город и укрепленный пункт, охранявший удобный брод через Днепр. Сохранились остатки древнего городка. В летописи упоминается, что в Витачове собирались караваны торговых судов, направлявшиеся из Киевской Руси в Византию.
Село Стайки на правом берегу - также укрепленный пункт времен Киевской Руси.
Ржищев-живописный городок-пристань на правом берегу Днепра в устье реки Леглыч. Поселок городского типа с 1938 г., город с 1996г. Вокруг Ржищева известны восемь поселений трипольской культуры. Город и окрестности когда-то населяло племя полян (русинов) - одно из наиболее экономически, социально и морально развитых славянских племен, о котором упомянул Нестор Летописец в «Повести временных лет». Во времена

Киевской Руси тут стояли летописные города Треполь, Халеп, Святополч, Вытичев, Чучин. Впервые в исторических документах поселение упоминается в 1151 г. как крепость Иван. Легенды повествуют о том, что здесь какое-то время жили монахи Антоний и Феодосии, которые позже основали Киево-Печерскую Лавру. В1241 г. поселение было разрушено ордами Батыя (в урочище Иван-Гора сохранились валы крепости Киевской Руси). В1506 г. польский король Сигизмунд-1 возродил Днепровскую линию обороны города и предоставил Ржищеву Магдебургское право. В1653 г. здесь, в Ржищевском Преображенском монастыре, состоялась первая встреча гетмана Б. Хмельницкого с московским посольством. О былом военном значении Ржищева напоминают остатки укреплений XVII ст.
Напротив Ржищева, ближе клевому берегу Каневского водохранилища, на островке в окружении камышей стоит разграбленная Покровская церковь и колокольня без купола - все, что осталось от села Гусинцы, затопленного в 1978 г. при строительстве водохранилища. Летом сюда можно добраться на лодке, а зимой дойти пешком по льду. Существует много легенд о доносящихся на церковные праздники звонах колоколов (при том, что они давно сняты), стонах то ли монахов, то ли казаков, скорбящих о попранной святыне. В самой же церкви сохранились росписи святых, только без лиц: кто-то их выдолбил прямо из стены.
Недалеко от Ржищева находится село и пристань Балыко-Щучинка. Здесь можно осмотреть мемориальный комплекс, посвященный подвигу советских солдат на Букринском плацдарме. Южнее, справа по течению, - село и пристань Ходоров, одно из древних поселений (первое письменное упоминание относится к 1506 г.). От Ходорова Днепр круто поворачивает на северо-восток. Здесь расположены села Великий Букрин и Малый Букрин. За ними на правом берегу среди холмов находится теперь маленькое село, а ранее древний город Трахтемиров (до второй половины XVII в. -Терехтемиров).
В лучшие времена Трахтемиров был первой казацкой столицей (еще до Чигирина, Батурина, Глухова). При православном Зарубском Успенском монастыре (с конца XV в. - Трахтемировский) существовал военный госпиталь, где доживали жизнь казаки-запорожцы. Золотой, казацкий, век Трахтемирова начался с 1578 г., когда польский король Стефан Баторий официально передал его сечевикам. Здесь был мощный тыловой военный центр (база), где хранили оружие, порох, провиант. В городе часто собирались казацкие рады, на которых выбирали полковников, украинских гетманов.
Между Трахтемировом и Каневом находятся весьма живописные места на Днепре. Это район «Каневских гор». Параллельными поясами тянутся они на 70 км с севера на юг от села Трахтемирова до села Мошны. Склоны гор то полого опускаются к реке, то выступают над ней крутыми обрывами, поросшими лесом. Ширина их местами достигает 35 км при абсолютной высоте 230-245 м. Над Днепром они поднимаются крутым уступом до 160 м. Большая разность относительных высот, глубокое и сложное расчленение поверхности оврагами и балками и своеобразное геологическое строение создали рельеф, напоминающий низкогорье, что послужило основанием назвать этот район «Каневскими горами». Заметно возвышаясь над окружающей местностью, эти миниатюрные горы с каменными россыпями, с «пьяным лесом» на громадных оползнях создают неповторимой красоты уголки, воспетые Т. Г. Шевченко.
За Трахтемировом Днепр резко меняет восточное направление на южное, образуя большое колено. На конусообразной Батуриной горе, которая находится возле исчезнувшего села Зарубинцы (в летописи упоминается укрепление Заруб, охранявшее переправу через Днепр), археологи раскопали могильник зарубинецкой культуры. Представители этой культуры жили на рубеже нашей эры (до II в. н. э.), относились к ранним славянам и, по мнению М. С. Грушевского, являются нашими кровными предками. Вдоль побережья Каневского водохранилища исследованы также городища Пилипенкова гора, Монастырок, могильник Дедов Шпиль.
В этом районе части Советской Армии в 1943 г. форсировали правый берег Днепра и создали Букринекий плацдарм, сыгравший важную стратегическую роль для дальнейших операций по освобождению Киева.
Форсирование началось в ночь 22 сентября в районе Букринского изгиба реки. Первыми в бой были брошены бойцы штрафных батальонов, а потом и остальные войска. Под страшным огнем врага, почти при полном отсутствии у наступающих частей средств переправы, на правый берег плыли советские воины, держась за деревья, бревна, доски, набитые соломой плащ-палатки, и, попадая под ливень пуль, тонули тысячами.
В ночь на 24 сентября на захваченные такой дорогой ценой кусочки земли начали переправу главные силы. К вечеру этого же дня стрелковые дивизии очистили от врага Великий Букрин, Луковицу и объединили свои фланги. Так был образован Букринский плацдарм.
Борьбу наших войск после захвата плацдарма можно разделить на два этапа. Первый продолжался с 1 по 11 октября - это удержание и расширение плацдарма, и второй -с 12 октября до конца октября, а фактически до начала ноября 1943 г., включая взятие нашими войсками Киева 6 ноября.
При захвате Букринского плацдарма Советская Армия понесла огромные потери: всего за период с 22 сентября до конца октября 1943 г. погибло около 240 тыс. советских воинов, в том числе и более 7,5 тыс. киевлян и жителей Киевской области. На левом берегу Днепра, напротив Батуриной горы, находится город Переяслав-Хмельницкий.
Переяслав-Хмельницкий(до1943г. Переяслав)-город областного подчинения, районный центр, расположенный у слияния рек Трубежа и Альты, недалеко от пристани на Днепре. Древнейший город страны, овеянный славой исторических событий и удивляющий своими памятниками и достопримечательностями. Впервые под названием Переяслав-Русский он упоминается в договоре Руси с Византией в 907 г. Имя города означает «перенял славу» и по легенде досталось ему благодаря киевскому кожемяке, сразившему в поединке печенежского богатыря и «перенявшему его славу». В начале X в. это был третий по значению (после Киева и Чернигова) город Древней Руси. Являясь пограничным городом Киевского государства, играл большую роль в борьбе против половцев. После принятия христианства на Руси, он становится центром епархии, и здесь появляются первые постройки культового назначения. Со второй половины XII в. Переяслав был административным, культурным и духовным центром большого удельного Переяславского княжества, которым в разное время владели князья Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Владимир Глебович и др., и важной крепостью на подступах к Киеву. У памятника Владимиру Глебовичу, установленного в годы независимости, находится мемориальная доска с цитатой из летописи, в которой впервые упоминается слово «Украина». В 1239 г. монголо-татарские полчища приступом взяли город, разрушили его и сожгли. После этого Переяслав потерял значение военного пункта. Постепенно возродившись только через 200 лет, город вновь был опустошен в 1482 г. ордами крымского хана Менгли-Гирея. С1569 г., согласно Люблинской унии, Переяслав вошел в состав Речи Поспо-литой, а спустя 15 лет он получил Магдебургское право.
Его возрождение и развитие началось в период Освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой (1648-1654 гг.), когда Переяслав стал важным политическим центром. Здесь в январе 1654 г. состоялась историческая Переяславская Рада, созванная гетманом Б. Хмельницким, на которой было принято Переяславско-Московское соглашение о воссоединении Украины с Россией. Оставаясь до 1781 г. полковым городом, Переяслав быстро развивался.
В это время были созданы основные архитектурные памятники города. Сохранились Михайловская церковь (1646 -1666 гг.), построенная полковником Ф. Лободой, и колокольня (1745 г.). Возведена церковь на развалинах древнего Михайловского собора (1090 г.), где полвека после Крещения Руси была резиденция киевских митрополитов. В настоящий момент в здании храма расположен музей ткачества. Интересен комплекс Вознесенского монастыря (ХVI-ХVIII вв.), в который входят: Вознесенский собор (1695-1700 гг.), построенный на средства гетмана Мазепы (сейчас в нем музей-диорама «Битва за Днепр осенью 1943 года», который собираются перенести в другое помещение, а собор передать церкви); здание коллегиума (1753-1757 гг.) и колокольня (1770-1776 гг.). В коллегиуме в 1753 г. преподавал пиитику великий украинский философ-гуманист и поэт Г. С. Сковорода. Неподалеку находятся исторический и археологический музеи. Павильон последнего сооружен над фундаментом Спасской церкви-усыпальницы X в., разрушенной в 1239 г. татаро-монголами и раскопанной полвека назад. Расположенная на окраине Борисоглебская церковь построена в стиле позднего классицизма в 1806-1839 гг. на месте, где в 1015 г. по приказу Святополка Окаянного был убит один из первых святых православной Руси - князь Борис, сын Владимира Крестителя. Можно осмотреть земляной вал, окружавший детинец и город (ХI-ХII в.), Епископский дворец и ворота.
В1845 и в 1859 гг. в Переяславе у своего друга - городского врача А.С. Козачковского - жил Т. Г. Шевченко. Здесь он написал свой «Заповіт», а также поэмы «Наймичка» и «Кавказ».
В связи с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией в Переяслав-Хмельницком был сооружен очень характерный для того времени бронзовый монумент.
В городском парке установлены обелиски в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Огромный интерес представляет собой основанный в 1964 г. Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья, ныне - Национальный историко- этнографический заповедник «Переяслав». Здесь представлены деревянные жилые и культурные сооружения ХVII-ХIХ вв.: пять церквей, двадцать сельских домов, мельницы - в целом 385 памятников народной архитектуры и быта, а также реконструкция построек более ранних эпох. Комплекс поделен на четыре раздела: археологический, украинское село Среднего Приднепровья, народные ремесла и коллекция мель-ниц. На территории действует ряд музеев (хлеба, обрядов, космоса, транспорта, музей-почта и др.). Всего в городе находится 27 музеев, что привлекает сюда многочисленных туристов.
Далее на юг, на правом берегу, расположены села Григоровка, Бучак, Бобрица, а еще южнее, ниже плотины ГЭС - город Канев.
Канев- город областного подчинения, районный центр. Раскинулся на высоком, изрезанном оврагами правом берегу Днепра. Во второй половине I тыс. н. э. здесь размещалось несколько поселений полян. На этой территории найдены три городища, курганный могильник и клад Х-ХII вв. Сохранились остатки валов, окружавших древний город.
Впервые Канев упоминается в летописи 1144 г. Через него шел путь «из варяг в греки». В Патерике Киево-Печерской Лавры сказано, что в XI в. через Канев направлялись в Киев иконописцы из Константинополя. Киевский князь Всеволод в 1144 г. основал здесь церковь Святого Георгия, переименованную впоследствии в Успенский собор. Он сохранился до настоящего времени, хотя его внешний вид был существенно изменен ао время реконструкции 1805-1810 гг. Собор в объемно-планировочной структуре повторяеттип Успенского собора Киево-Печерской Лавры и по своей стилистике относится к киевской архитектурной школе первой половины XII в. Исторические росписи в интерьере собора полностью утрачены. Здесь перед погребением стоял гроб с прахом Т. Г. Шевченко. В1993 г. отреставрированный собор был передан Украинской православной церкви.
В1239 г. татаро-монгольские полчища разграбили и сожгли Канев; вблизи него проходил «Черный путь», которым ордынцы гнали в неволю славянский народ. В XIV в. вновь отстроенный город захватила Литва, позже - Польша; в 1672 г. побывали здесь и османцы. Известны битвы 1536 г. против Литвы, 1625 г. - против Польши. В Освободительной войне 1648-1654 гг. жители Канева отмечены в битвах при Зборовом и Берес-течком. В1601 г. город получил Магдебургское право. В состав России Канев, как и вся Правобережная Украина, вошел в конце XVIII в. (1793 г.). С XVI в. пожилые казаки приезжали доживать век на Чернечую гору. Здесь были похоронены казненный во Львове гетман Иван Подкова (1578 г.), гетман Самойло Кошка, герой шевченковской поэмы.
Сегодня Канев - туристический центр и вполне современный город.