Путеводитель по Китаю

prev_китай

Скачать «Карты Китая» и «Путеводители по Китаю» 

Скачать «Карты стран, регионов, областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Перечень карт:

16. China - ThePeoples (1980) Этнолингвистическая карта Китая

17. China 2 (1991) Историческая карта Китая

023. ChinaPoliticalMap, 1991 - Политическая карта Китая

Пол­ное офи­ци­аль­ное наз­ва­ние Ки­тая – Ки­тай­ская На­род­ная Рес­публи­ка. КНР бы­ла офи­ци­аль­но про­воз­гла­шена 1 ок­тября 1949 г., и этот день се­год­ня яв­ля­ет­ся на­ци­ональ­ным праз­дни­ком. По-ки­тай­ски КНР зву­чит как «Чжун­хуа жэнь­минь гун­хэ­го», а Ки­тай – «Чжун­го», что пе­рево­дит­ся как «Сре­дин­ное го­сударс­тво» или «Цен­траль­ное го­сударс­тво».

Путеводитель по КитаюКи­тай­скую На­род­ную Рес­публи­ку ни в ко­ем слу­чае не сле­ду­ет пу­тать с Ки­тай­ской Рес­публи­кой (Чжун­хуа Минь­го). Ки­тай­ская Рес­публи­ка бы­ла ос­но­вана в 1911–1912 гг. и, как сле­ду­ет из офи­ци­аль­ной по­зиции КНР, су­щес­тво­вала до 1949 г. Од­на­ко влас­ти ос­тро­ва Тай­вань и се­год­ня на­зыва­ют се­бя Ки­тай­ской Рес­публи­кой, то есть счи­та­ют, что это го­сударс­тво не прек­ра­тило сво­его су­щес­тво­вания. По офи­ци­аль­ной вер­сии Тай­вань яв­ля­ет­ся частью КНР, од­ной из ее про­вин­ций. Это – очень жес­ткая по­зиция, по­это­му будь­те край­не ак­ку­рат­ны в от­но­шении наз­ва­ния Ки­тая и офи­ци­аль­ной по­зиции это­го го­сударс­тва при­мени­тель­но к Тай­ва­ню.

Мно­гие по­лага­ют, что са­моназ­ва­ние Ки­тая – «Сре­дин­ное го­сударс­тво» – объ­яс­ня­ет­ся тем, что ки­тай­цы из­древ­ле счи­тали, что они на­ходят­ся в цен­тре ми­ра, но это не сов­сем так. Пер­во­началь­но в середи­не – кон­це I тыс. до н. э. под этим наз­ва­ни­ем под­ра­зуме­валось не ка­кое-то кон­крет­ное го­сударс­твен­ное об­ра­зова­ние, а мно­гочис­ленные царс­тва, на­ходив­ши­еся на Цен­траль­ной рав­ни­не – «Сре­дин­ные царс­тва» или «Царс­тва Сре­дин­ной рав­ни­ны». Тем са­мым их от­ли­чали от юж­ных царств, ко­торые рас­по­лага­лись на тер­ри­тории сов­ре­мен­ных юж­ных про­вин­ций, пре­иму­щес­твен­но Гу­ан­чжоу и Фуц­зянь. Уже по­том наз­ва­ние «Сре­дин­ное го­сударс­тво» ста­ло со­от­но­сить­ся с кон­крет­ным го­сударс­твом, ко­торое и ста­ло из­вес­тно во всем ми­ре как Ки­тай.

Ис­то­ки про­ис­хожде­ния рус­ско­го наз­ва­ния «Ки­тай» до сих пор не­дос­та­точ­но яс­ны, не­кото­рые по­лага­ют, что про­ис­хо­дит оно от наз­ва­ния на­род­ности «ки­дани» или «ки­тай» (по-ки­тай­ски – ци­дань), под ко­торым объ­еди­нялись пле­мена мон­голь­ской груп­пы – пле­мена вос­точных ху, ко­торые про­жива­ли в древ­ности в рай­оне Мон­го­лии и Мань­чжу­рии. Ки­дани соз­да­ли свое мощ­ное го­сударс­тво Ляо в 907– 1125 гг., от­тор­гнув от Ки­тая ряд тер­ри­торий, в час­тнос­ти про­вин­ции Хэ­бэй и Шань­си. В ев­ро­пей­ские язы­ки от наз­ва­ния на­род­ности «ци­дань» приш­ло сло­во Catai, под ко­торым и под­ра­зуме­вал­ся Ки­тай, имен­но так, в час­тнос­ти, го­воря о Се­вер­ном Ки­тае, на­зывал его Мар­ко По­ло.

А вот из­вес­тное ны­не в за­пад­ных язы­ках сло­во China (не­мец­кий и ан­глий­ский – China; фран­цуз­ский – Chine) про­изош­ло ли­бо от сло­ва «ча» (т. е. «чай»), ли­бо от сло­ва «чоу» («шелк») – ос­новные эк­спортные то­вары из Ки­тая. Кста­ти, точ­но так же по-ан­глий­ски зву­чит сло­во «фар­фор» – «China», ко­торый стал еще од­ной ви­зит­ной кар­точкой сред­не­веко­вого Ки­тая во внеш­нем ми­ре.

В XV в. не­ред­ко для Се­вер­но­го Ки­тая ис­поль­зо­вались наз­ва­ние «Ки­тай» и его про­из­водные, а для Юж­но­го – Чи­на (Хи­на, China)….

Строгие законы жизни в сегодняшнем Китае сформулировал еще две с половиной тысячи лет назад великий китайский философ Конфуций. Они гласят: уважай главу дома, старшие заботятся о младших, да будут целомудренны женщины и мудры старики…

Китайский император Чжу Юаньчжан в 1375 году специальным указом повелел, чтобы в каждом селе и городском районе еженедельно ходили по домам специальные глашатаи и выкрикивали конфуцианский свод основ семейной жизни: «Будь послушен и покорен отцу и матери, – говорили они, – почитай и уважай старших и вышестоящих, живи в мире и согласии с соседями, следи за воспитанием и обучением детей и внуков, занимаясь своим делом, не совершай дурных поступков».

Это теория. На практике все сложнее, но, безусловно одно: китайская семья до сих пор сильна своими традициями, своим уважением к старшему поколению, к истории своих предков, которая уходит корнями в глубокую древность.

Правда, современная жизнь общества замахнулась и на эти устои. Браки с иностранцами становятся уже не исключением, а нормой жизни……

Философы, политики, историки, конечно, могут спорить, какое суждение, действительно, принадлежит Конфуцию, а какое – приписано ему легендой. Не смолкают споры и вокруг духовных ценностей конфуцианства в современном мире. Но безусловно одно: в сознании людей разных стран и народов Конфуций навсегда останется великим человеком древности….

Ки­тай се­год­ня у всех на слу­ху. О нем го­ворят и спо­рят, его кри­тику­ют и об­ви­ня­ют, им вос­хи­ща­ют­ся и под­ра­жа­ют ему. Од­ни бук­валь­но на­пуга­ны его стре­митель­ным эко­номи­чес­ким рос­том, дру­гие еже­месяч­но пред­ска­зыва­ют его крах. Но ни­кого он не ос­тавля­ет рав­но­душ­ным. По­тому что ока­залось, что от по­веде­ния Ки­тая за­висит раз­ви­тие це­лых об­ластей эко­номи­ки мно­гих стран ми­ра.

До­каза­тель­ством воз­росшей по­пуляр­ности Ки­тая яв­ля­ет­ся ог­ромное ко­личес­тво пуб­ли­каций об этой стра­не, уни­вер­си­тет­ские кур­сы, пос­вя­щен­ные ее куль­ту­ре, мас­со­вое ув­ле­чение фэн-шуй, тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­ной и ки­тай­ским ча­ем. Но, как час­то бы­ва­ет, в ре­аль­ной жиз­ни мы стал­ки­ва­ем­ся сов­сем с дру­гим Ки­та­ем – пер­спек­тивным, но очень жес­тким пар­тне­ром и пе­рего­вор­щи­ком. Всем, кто так или ина­че впер­вые на прак­ти­ке всту­па­ет в кон­такт с Ки­та­ем, при­ходит­ся за­ново учить­ся «ки­тай­ским пре­муд­ростям» – осо­бому сти­лю ве­дения дел в Ки­тае. Сам этот стиль ло­гич­но обус­ловлен всем хо­дом ис­то­ричес­ко­го раз­ви­тия Ки­тая и на­ци­ональ­ным пси­хоти­пом ки­тай­цев. Они мо­гут ка­зать­ся нам очень ра­ци­ональ­ны­ми, край­не ум­ны­ми и да­же из­лишне хит­ры­ми, но в лю­бом слу­чае, ес­ли мы хо­тим иметь де­ло с Ки­та­ем в лю­бой об­ласти – по­лити­ке, эко­номи­ке, об­ра­зова­нии, куль­ту­ре, ту­риз­ме, – нам при­дет­ся с этим сти­лем счи­тать­ся, и нуж­но к это­му при­выкать.

Как толь­ко вы по­пада­ете в Ки­тай, ав­то­мати­чес­ки за­пус­ка­ет­ся очень слож­ный, иде­аль­но от­ра­ботан­ный на про­тяже­нии мно­гих ве­ков ме­ханизм об­ще­ния, поз­во­ля­ющий за­во­евать ва­ше до­верие, сде­лать вас не прос­то сво­им дру­гом, но сто­рон­ни­ком и да­же лоб­бистом. Вы при­ез­жа­ете в Ки­тай со сво­ими це­лями и сво­им по­нима­ни­ем си­ту­ации, а у­ез­жа­ете, при­няв ки­тай­скую точ­ку зре­ния.

Ви­зит в Ки­тай свя­зан с мно­жес­твом ме­лочей и ри­ту­алов, о ко­торых вы мо­жете не знать или их не за­мечать. Здесь сло­жил­ся осо­бого ро­да биз­нес-эти­кет, с ко­торым луч­ше все­го оз­на­комить­ся до то­го, как вы впер­вые сой­де­те с тра­па са­моле­та на зем­лю Под­не­бес­ной.

В Ки­тае важ­но все: как вы здо­рова­етесь и ре­аги­ру­ете на ком­пли­мен­ты, как от­ве­ча­ете на при­ветс­твие и при­нима­ете ви­зит­ную кар­точку от пар­тне­ра, на ка­ком уров­не вас при­нима­ют и как вы ве­дете се­бя в рес­то­ране, ка­кие воп­ро­сы за­да­ете и на ка­кие от­ве­ча­ете са­ми. Ко­неч­но, ки­тай­ские пар­тне­ры не бу­дут ждать от вас дос­ко­наль­но­го зна­ния всех этих тра­диций и де­ловых ри­ту­алов и прос­тят вам мел­кие ошиб­ки. Но воз­можны слу­чай­ные пос­тупки и фра­зы, ко­торые в гла­зах ки­тай­цев гра­ничат с гру­бостью и пол­ным не­ува­жени­ем к их куль­ту­ре. Вы са­ми мо­жете это­го не за­метить, но о вас пой­дет сла­ва край­не не­об­ра­зован­но­го че­лове­ка – ти­пич­но­го вар­ва­ра. И ни­какие объ­яс­не­ния, что у вас в стра­не «дру­гая куль­ту­ра де­лово­го об­ще­ния», не по­могут. Вы нав­сегда по­теря­ете в гла­зах ки­тай­цев ли­цо.

Не ду­май­те, что это­го мож­но лег­ко из­бе­жать: ли­цо в Ки­тае те­ряли не толь­ко без­за­бот­ные ту­рис­ты, но и из­вес­тные по­лити­ки, ру­ково­дите­ли круп­ных фирм и го­сударс­твен­ных ве­домств, из­вес­тные пред­ста­вите­ли куль­ту­ры и ру­ково­дите­ли зна­мени­тых уни­вер­си­тетов. Не­ред­ко и са­ми ки­тай­ские пар­тне­ры ис­пы­тыва­ют вас – су­ме­ете ли вы пра­виль­но по­вес­ти се­бя в не­од­нознач­ной и неп­ри­выч­ной си­ту­ации? Увы, в Ки­тае не­опыт­ных и са­мо­уве­рен­ных гос­тей на каж­дом ша­гу под­сте­рега­ют ло­вуш­ки, ко­вар­но рас­став­ленные его са­мобыт­ной куль­ту­рой. Но ес­ли вы с честью обош­ли все эти сил­ки и кап­ка­ны, ес­ли по­каза­ли, что зна­комы с обы­ча­ями стра­ны, а ва­ше ува­жение к ки­тай­ской куль­ту­ре от­нюдь не по­каз­ное, то счи­тай­те, что пер­вый шаг к ус­та­нов­ле­нию де­ловых и дру­жес­ких от­но­шений вы сде­лали….

При­нято счи­тать, что Ки­тай – аг­рарная стра­на. Это не сов­сем так, ко­эф­фи­ци­ент ур­ба­низа­ции в Ки­тае за пос­ледние трид­цать лет под­нялся на 27 %, в 2009 г. бо­лее 43 % на­селе­ния про­жива­ло в го­родах, а еже­год­ный при­рост го­род­ско­го на­селе­ния сос­тавля­ет 2,7 %. По­это­му счи­тать, что Ки­тай по-преж­не­му яв­ля­ет­ся кресть­ян­ской стра­ной, бы­ло бы не сов­сем пра­виль­ным. А с при­ходом ур­ба­низа­ции при­ходит и иной стиль жиз­ни, дру­гие цен­ности и при­выч­ки. По­это­му чис­то тра­дици­он­ный Ки­тай се­год­ня встре­тишь лишь в де­рев­нях. А вот тра­диции де­лово­го и меж­личнос­тно­го об­ще­ния силь­ны и сре­ди го­род­ско­го, и сре­ди сель­ско­го на­селе­ния. Здесь иг­ра­ет роль и на­ци­ональ­ная при­над­лежность, и кла­новость, и единс­тво вы­ход­цев из от­дель­ной про­вин­ции или да­же у­ез­да. При­чем все эти фак­то­ры нас­толь­ко силь­ны до сих пор, что мо­гут пре­доп­ре­делить ваш ус­пех или про­вал в Ки­тае.

Ес­ли во внеш­нем ми­ре Ки­тай выс­ту­па­ет как сим­вол аб­со­лют­но­го единс­тва, то внут­ри стра­ны ни­како­го «еди­ного Ки­тая» не су­щес­тву­ет. Ис­то­ричес­ки Ки­тай скла­дывал­ся пос­те­пен­но как ре­зуль­тат сли­яния са­мых раз­ных пле­мен, царств, на­род­ностей, го­воря­щих на раз­ных язы­ках, име­ющих раз­ное про­ис­хожде­ние и, как следс­твие, раз­ные на­ци­ональ­ные тра­диции. По­это­му го­ворить о не­ком абс­трак­тном ки­тай­це мож­но с боль­шой на­тяж­кой.

Все­го в Ки­тае к 2009 г., по офи­ци­аль­ной ста­тис­ти­ке, про­жива­ло око­ло 1 млрд 338 млн че­ловек, хо­тя мно­гие эк­спер­ты счи­та­ют, что эта циф­ра да­леко не пол­ная из-за то­го, что в не­кото­рых де­рев­нях из-за по­лити­ки ог­ра­ниче­ния рож­да­емос­ти не­кото­рых де­тей не ре­гис­три­ру­ют. А по­это­му на­селе­ние Ки­тая, по не­кото­рым оцен­кам, уже приб­ли­зилось к 1,5 млрд че­ловек. Офи­ци­аль­но рост на­селе­ния за­мет­но за­мед­лился, хо­тя и сох­ра­ня­ет по­ложи­тель­ную ди­нами­ку (ко­эф­фи­ци­ент рос­та сос­тавля­ет око­ло 0,65 %), но это по­рож­да­ет дру­гую проб­ле­му – рез­кое ста­рение на­селе­ния и как следс­твие – воз­можную нех­ватку тру­довых ре­сур­сов че­рез 20–25 лет.

Ки­тай – стра­на мно­гона­ци­ональ­ная, в ко­торой, по офи­ци­аль­ным дан­ным, про­жива­ют 56 на­ци­ональ­нос­тей. Не всту­пая в спо­ры о том, нас­коль­ко точ­на циф­ра (ряд эк­спер­тов ут­вер­жда­ет, что их зна­читель­но боль­ше), за­метим, что на­ци­ональ­ной по­лити­ке, осо­бен­но раз­ви­тию ма­лочис­ленных на­родов, пра­витель­ство Ки­тая уде­ля­ет очень боль­шое вни­мание. Са­мая боль­шая в Ки­тае – на­род­ность хань (91,59 %), ос­таль­ные 55 на­ци­ональ­нос­тей пред­став­ля­ют со­бой на­ци­ональ­ные мень­шинс­тва (все­го их 8,41 %), нап­ри­мер са­мыми мно­гочис­ленны­ми яв­ля­ют­ся чжу­аны (ок. 16 млн), мань­чжу­ры (ок. 10,6 млн), ки­тай­ские му­суль­ма­не ху­эй­цы (9,8 млн), уй­гу­ры (8,3 млн), ти­бет­цы (5,4 млн), ка­захи (1,25 млн), кир­ги­зы (ок. 161 тыс.), рус­ские (156 тыс.), та­тары (49 тыс.) и т. д.

Ко­личес­тво пред­ста­вите­лей на­ци­ональ­ных мень­шинств пос­те­пен­но рас­тет (с 1990 по 2000 г. при­рост сос­та­вил 15,23 млн че­ловек) в свя­зи с тем, что су­щес­тву­ют ог­ра­ниче­ния на ко­личес­тво де­тей сре­ди хань­цев, в то вре­мя как для на­ци­ональ­ных мень­шинств та­ких ог­ра­ниче­ний не су­щес­тву­ет. Но в лю­бом слу­чае чис­ло хань­цев нас­толь­ко пре­вали­ру­ет над все­ми ос­таль­ны­ми на­род­ностя­ми, что не­кото­рые спе­ци­алис­ты да­же на­зыва­ют Ки­тай мо­нона­ци­ональ­ной стра­ной.

Од­на­ко единс­тво на­род­ности хань – в ос­новном ми­фоло­гичес­кое или, пра­виль­нее ска­зать, по­лити­чес­кое, по су­ти, под этим наз­ва­ни­ем объ­еди­нены вы­ход­цы из раз­личных ге­ог­ра­фичес­ких цен­тров. Они да­же го­ворят на раз­ных язы­ках. Ес­ли офи­ци­аль­ная ки­тай­ская на­ука го­ворит о «раз­ных ди­алек­тах», то за­пад­ные фи­лоло­ги вы­деля­ют в Ки­тае нес­коль­ко раз­ных язы­ков и нес­коль­ко со­тен ди­алек­тов. Имен­но по­это­му пе­кинец не по­нима­ет шан­хай­ца, жи­тель Гу­ан­ду­на – сы­чу­ань­ца.

Внут­ри Ки­тая про­тиво­речия и кон­ку­рен­ция меж­ду эти­ми груп­па­ми очень силь­ны. Преж­де все­го су­щес­тву­ет ис­то­ричес­кое мно­гове­ковое про­тивос­то­яние меж­ду жи­теля­ми се­вер­ных и юж­ных про­вин­ций Ки­тая. Ки­тай всег­да был раз­де­лен на се­вер и юг (об­ра­тите вни­мание, что за­пад­ная ци­вили­зация де­лит мир на за­пад и вос­ток), на куль­ту­ру про­са (се­вер­ные рай­оны) и куль­ту­ру ри­са (юж­ные ре­ги­оны). Фор­маль­но гра­ница меж­ду дву­мя эти­ми ми­рами про­ходит по ре­ке Ян­цзы, но в ре­аль­нос­ти по­нятия се­вер и юг очень раз­мы­ты, они ско­рее куль­тур­ные, не­жели ге­ог­ра­фичес­кие.

Се­веря­не счи­та­ют се­бя бо­лее раз­ви­тыми в куль­тур­ном пла­не, и имен­но из их чис­ла выш­ли мно­гие пра­вите­ли Ки­тая. К южа­нам они от­но­сят­ся со снис­хожде­ни­ем, счи­та­ют их гру­бова­тыми людь­ми и бес­це­ремон­ны­ми, хит­ры­ми тор­говца­ми.

В свою оче­редь южа­не счи­та­ют се­верян неп­ро­дук­тивны­ми бю­рок­ра­тами. Имен­но юж­ные про­вин­ции Ки­тая ис­то­ричес­ки всег­да бы­ли бо­лее раз­ви­ты в тор­го­вом и эко­номи­чес­ком от­но­шении: здесь мяг­че кли­мат, боль­ше пор­то­вых го­родов, ра­но по­яви­лись круп­ные фир­мы. Имен­но сю­да впер­вые при­шел в XIX в. инос­тран­ный ка­питал, а пос­ле на­чала ре­форм, в 80-х гг. ХХ в., здесь по­яви­лись пер­вые СЭЗ – спе­ци­аль­ные эко­номи­чес­кие зо­ны (Шэнь­чжэнь, Чжу­хай) и от­кры­тые пор­то­вые го­рода. В це­лом южа­не бо­лее ак­тивны и опыт­ны в де­ловых свя­зях. На юге про­из­во­дит­ся бо­лее ка­чес­твен­ная про­дук­ция.

Про­тиво­речия меж­ду ки­тай­ца­ми из раз­ных про­вин­ций ог­ромны, они зна­читель­но боль­ше, чем мо­жет по­казать­ся на пер­вый взгляд….