Сооружение Беломорско-Балтийского канала

Беломорско-Балтийский канал (ББК), соединяющий Белое море (у г. Беломорска) с Онежским озером (у пос. Повенец Медвежьегорского района) Республики Карелия, имеет большую историю. Водный путь из центра России на Север был известен уже в ХVI-ХVII вв. Летом 1702 г., во время правления царя Петра Великого, через эти места тысячи русских крестьян проложили знаменитую «Осудареву дорогу». Неоднократно разрабатывались различные проекты строительства канала в XIX в., однако ни один из них не был реализован из-за большого объема работ, требовавших огромных для того времени финансовых затрат.

В начале XX в. работа в данном направлении продолжалась, но развернуть ее помешали масштабные общественно-политические события в России и мировом сообществе: Русско-японская война 1904-1905 гг. и Первая мировая война 1914-1918 гг., Первая русская революция 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Гражданская война и иностранная военная интервенция 1918-1920 гг.

Окончательное решение о сооружении Беломорско-Балтийского канала принял Совет Труда и Обороны (СТО) СССР 18 февраля 1931 г. (Северная энциклопедия. М., 2004). Обоснованием его стали: «расшивка» северных ворот в океан, разгрузка железнодорожных путей сообщения, решение оборонных задач на северном направлении, хозяйственное освоение территории Карельской АССР, развитие экспортного потенциала страны. Еще ранее, 31 июля 1930 г., при СТО был создан Особый комитет по сооружению Беломорско-Балтийского водного пути (ББВП) под председательством наркома водного транспорта СССР Н. М. Янсона. Представителем от Карелии в нем являлся председатель СНК рес¬публики Э. Гюллинг. Положение о комитете было утверждено Советом Труда и Обороны 30 августа 1930 г. Кроме того, для «успешного выполнения... задания по сооружению ББВП» в Карелии был создан Комитет содействия по его сооружению во главе с Э. Гюллингом. (ГУЛАГ в Карелии. Сборник документов и материалов. 1930-1941. Петрозаводск, 1992).

Для строительства Беломорканала осенью 1931 г. на базе одного из первых лагерей, созданных в России, Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) был организован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (ББЛАГ). К лету 1932 г. его численность составляла более 100 тыс. человек, большинство из них, по данным исследователя И. И. Чухина, - невиновные люди, осужденные «за участие в контрреволюционных организациях», и раскулаченные крестьяне (Чухин И. И. Каналоармейцы. История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, фотографиях, свидетельствах участников и очевидцев. Петрозаводск, 1990).

Канал протяженностью 227 км был построен в кратчайший срок - за 21 месяц. Это сооружение до сих пор считается одним из уникальных: канал средней глубиной 5 м включает более 100 сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств. Он имеет два склона: южный и северный, соединенные водораздельным бьефом длиной 22 км, который состоит из нескольких озер (Узкое, Выгозеро и др.). Южный склон расположен в долине р. Повенчанки, его длина составляет 10 км, разность уровней воды - 70 м. На северном склоне протяженностью более 190 км трасса ББК проходит по каналам, соединяющим отдельные озера и реки. Разность уровней воды (102 м) преодолевается здесь за счет 12 шлюзов. В результате пуска в эксплуатацию Беломорканала водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза, улучшилась транспортная связь между северными районами страны, с одной стороны, центральными и южными, с другой, создавались благоприятные условия для заселения и хозяйственного освоения обширных территорий Карельской автономной республики. (Карелия : энциклопедия. В трех томах. Т. 1. Петрозаводск, 2007).

Специально созданная правительственная комиссия в составленном 27 июля 1933 г. акте зафиксировала, что «считает Балтийско-Беломорский водный путь от Онежского озера до Белого моря готовым к пуску и принятым в эксплуатацию». Постановлением СНК СССР от 2 августа 1933 г. было решено «принять... путь в эксплуатацию с присвоением ему наименования «Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина» и считать его открытым для плавания судов озерно-морского типа» (Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1933. № 50. Ст. 294, 295).

Беломорканал строили более 100 тыс. заключенных и «в связи с успешным окончанием строительства.., - утверждалось в постановлении ЦИК СССР от 4 августа 1933 г., - полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12484 чел., как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер социальной защиты в отношении 59516 чел.., проявивших себя энергичными работниками на строительстве». Официальная пропаганда умалчивала, что тяжелые условия жизни и труда приводили к массовой гибели каналоармейцев, на смену которым направлялись все новые и новые заключенные. Между тем, по мнению А.      И. Солженицына, известного российского писателя и общественно-политического деятеля, «на Беломоре без натяжки можно предположить, что и триста тысяч вымерло», что, правда, требует дополнительного документального подтверждения (Известия. 1933. 5 авг.; Новый мир. 1989. № 10. С. 116).

С завершением строительства и пуском Беломорско-Балтийского канала сеть лагерей ОГПУ не закрылась, она была необходима «для дальнейшего экономического и культурного подъема Советской Карелии и всего Севера СССР», ибо сооружение такого мощного транспортного пути обеспечивало «установление непосредственной связи между Балтийским морем и Советским Севером» и давало «возможность немедленного приступа к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края».

Совнарком СССР принял 17 августа 1933 г. два постановления: «О Беломорско-Балтийском комбинате» и «О мероприятиях в связи с организацией Беломорско-Балтийского комбината». Согласно этим постановлениям, в целях освоения Беломорканала и прилегающих к нему районов предусматривалось образовать Беломорско-Балтийский комбинат (ББК), непосредственное руководство которым возлагалось на ОГПУ СССР. Комбинату предоставлялись монопольные права на эксплуатацию канала и естественных богатств прилегающих к нему районов; ему передавались все находившиеся на территории освоения предприятия, необходимые для выполнения поставленных задач и никто без особого разрешения СНК СССР не имел права вмешиваться в административно-хозяйственную и оперативную его деятельность. Начальником ББК был назначен Я. Д. Рапопорт, бывший до этого зам. начальника Беломорстроя и зам. начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями (ГУЛАГа) ОГПУ. Наблюдение за исполнением и разрешением текущих вопросов поручалось председателю Госплана СССР В. В. Куйбышеву (НА РК. Ф. 865. Оп. 36. Д. 1. Л. 33-34).

Большая часть каналоармейцев всех категорий (заключенных и вольнонаемных), а также начальствующего состава отправилась на другие великие стройки страны: канал Москва-Волга и Байкало-Амурскую магистраль, и временно численность лагерного населения уменьшилась. Вместе с тем для выполнения новых задач тоже требовались прежде всего люди и к концу 1933 г. ББЛАГ, получив пополнения, насчитывал около 75 тыс. человек. На 1 января 1939 г. в лагере числилось 86507 заключенных, в том числе осужденных за контрреволюционные преступления - 29706 человек, или 35 %. Всего в лагерях и спецпоселках в зоне Беломорканала постоянно проживали около 100 тыс. заключенных и трудпоселенцев.

Узниками ГУЛАГ а в Карелии оказались многие известные всей стране и за ее пределами люди: военачальники, философы, ученые, художники, писатели, артисты. В Медвежьегорске отбывал свой лагерный срок А. Ф. Лосев (1893-1988) - выдающийся ученый, автор фундаментальных трудов по философии, эстетике, мифологии античности и возрождения, продолжатель русской немарксистской философской школы. Заключенным был крупнейший казахский ученый и писатель Мир-Якуб Дулатов, который умер в Сосновецком лазарете в октябре 1935 г. Русский ученый, богослов П. А. Флоренский, осужденный по известной 58-й статье УК и оказавшийся в ББЛАГе, был расстрелян 8 декабря 1937 г. по приговору особой тройки УНКВД. Известный удмуртский литератор и общественный деятель Кузебай Герд (К. П. Чайников) был расстрелян 1 ноября 1937 г. в урочище Сандармох под Медвежьегорском. Такой перечень имен можно продолжить...

Хозяйственная деятельность комбината, его достижения постоянно находились в центре внимания не только карельских, но и центральных партийных и государственных органов. Так, 23 сентября 1934 г. главная республиканская газета «Красная Карелия» опубликовала следующий материал об итогах первого экскурсионного сезона на Беломорканале в 1933 г.: «В течение четырех месяцев канал посетило 4185 человек. Величественным зрелищем канала любовались ударники со всех концов Советского Союза: металлисты Москвы и ткачихи Иванова, привезшие в подарок руководителям стройки свидетельство высокого мастерства - вытканные на полотне портреты тт. Сталина и Ленина, нацмены Кавказа и Средней Азии, просвещенцы Ленинграда, шахтеры Донбасса, пионеры и старые большевики, колхозники и инженеры, кооператоры, академики и т. д. В полном составе проехал по каналу пленум Карельского обкома партии. Недавно экскурсию по каналу совершили 150 комсомольцев-ударников Карелии. Хранящаяся на пароходе «Карл Маркс» книга впечатлений изобилует записями восхищения грандиозной стройкой».

В августовском номере журнала «Беломорско-Балтийский комбинат» за 1935 г. дана информация о ББК в связи с 15-летием образования Карельской Трудовой Коммуны: «В дни празднования 15-летия Советской Карелии в Медгоре была организована выставка продукции Белбалткомбината. В выставке приняли участие многочисленные отрасли хозяйства ББК. Образцы лесной продукции, рыба, овощи, цветы, руда, станки, обувь, модели судов, книги, газеты, макеты театральных постановок фигурировали на отчетной выставке в качестве вещественных доказательств того, что изготовляется и производится в зоне основанного два года тому назад Белбалткомбината. Выставка, которую «Известия ЦИК» охарактеризовали как «изумительную», была открыта в течение 5 дней».

Тут же помещено сообщение о пребывании на ББК руководителей партии и страны тт. А. А. Жданова и А. И. Микояна: «4 августа на Беломорско-Балтийский канал им. т. Сталина прибыли секретарь ЦК и Ленинградского областного комитета ВКП(б) т. А. А. Жданов и народный комиссар снабжения СССР т. А. И. Микоян. Тов. Жданов и Микоян посетили музей канала на первом шлюзе, осмотрели Повенецкий пушсовхоз ББК и выехали по каналу через Сороку в Мурманск. 6 августа тт. Жданов и Микоян посетили строительство Нижне-Туломской ГЭС и детально ознакомились с ходом строительства крупнейшей гидростанции Заполярья».

Имеющиеся данные свидетельствуют о быстро возраставшей роли Беломорканала в системе водных магистралей СССР. Если в 1933 г. объем перевозок грузов по каналу составил 601 тыс. т, то в 1939 г. - 2640,8 тыс. т. Такое увеличение грузооборота и пробега грузов свидетельствовало о расширении сферы экономического влияния далеко за пределы его трассы и Онежского озера. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 марта 1939 г. «О передаче Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина в ведение Наркомвода» канал вышел из системы НКВД и был включен в систему Северо-Западного пароходства. При этом здесь предусматривалось организовать подчиненное Наркомату водного транспорта Бассейновое управление пути, что и было сделано в дальнейшем. Наиболее крупными объектами, построенными комбинатом в 1930-е гг., являлись Пиндушская судоверфь, Повенецкий судоремонтный завод, сооружение и оборудование пристаней на трассе в Медгоре, Повенце, Надвоицах и др., введенный частично в эксплуатацию Сорокский (Беломорский) порт, Туломская ГЭС, Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, десятки других, более мелких предприятий, а также 20 трудпоселков и сотни километров дорог.

Особенно важную роль ББК играл в развитии лесной промышленности Карелии. В конце 1930-х гг. он стал обеспечивать более половины всей вывозки древесины по республике: в 1938 г. - 4806 тыс. фестметров, в 1939 г. - 6522, в 1940 г. - 4172 тыс. фестметров. В лесопильно-деревообрабатывающей промышленности комбината работали Медвежьегорский, Сегежский, Пиндушский, Сунозерский лесозаводы, лесозавод на р. Летней, две мебельных фабрики в Медвежьегорске и Надвоицах, 29 лесозаводов передвижного типа и шпалорезок, развивалось лесо-химическое производство.