Тушь, краски, кисти и другие материалы

Тушь, краски, кисти и другие материалы

Краски и тушь состоят из красящего и связующего веществ кроме того, в них вводят различные добавки для регулирова­ния вязкости, липкости, скорости закрепления, сохраняемости.

К цветным неорганическим пигментам принадлежат милори, хромовые пигменты. Из числа неорганических пигментов, полу­чаемых искусственным путем (марсы), можно назвать следую­щие: сурик железный и свинцовый, красная киноварь, серни­стый кадмий, ультрамарин, кобальт синий, стронций желтый, изумрудная зелень и др.

Из ахроматических неорганических пигментов можно на­звать сажи, окисные соединения свинца, цинка, титана серно­кислый барий, гидрат окиси алюминия и др.

К органическим красящим веществам относятся: кармин (получают из высушенных самок насекомых кошинель), сепия (из моллюска каракатицы), индиго (из индиговых растений), конго (из растений).

К синтетическим красящим веществам относятся: азокрасители, трифенилметановые красители.

Другим важным свойством красящих веществ помимо цвето­вых характеристик является и дисперсность. Дисперсность может оказывать влияние на цветовые свойства краски: насы­щенность, интенсивность, кроющую способность, а также на структурно-механические свойства. Мелкодисперсность крася­щих веществ определяет высокие качества красок. Сажи отно­сятся к наиболее мелкодисперсным красящим веществам.

Основное назначение связующих веществ в крас­ке - заполнение пространства между частицами пигмента, свя­зывание и укрепление слоя краски на поверхности бумаги. Если в краске недостаточно связующего вещества или оно не­правильно подобрано, то возможно выпадание красящего ве­щества в осадок, расслоение раствора и т. п. При избытке связующего вещества может происходить желатинизация. Сырьем для связующих веществ, являются вещества раститель­ного, органического и синтетического происхождения: гумми­арабик, камедь сибирской лиственницы, декстрин, вишневый клей, мед, альбумин, патока, глицерин и др.

В картографическом производстве широкое применение находят акварельная краска, гуашь и тушь.

Акварельная краска содержит прозрачный пигмент и связующее вещество - вишневый клей, или гуммиарабик (мо­гут использоваться декстрин, тригант, смола бальзама с добавкой меда или патоки). В качестве растворителя использу­ется вода. Чистые акварельные краски соединяются с други­ми прозрачными красками и дают разнообразные смешанные цвета. Оригиналы, выполненные прозрачной (чистой) аква­релью, лучше всего подвергаются репродуцированию.

Акварельная краска выпускается трех видов: мягкая - в тюбиках, полутвердая - в кюветах и твердая - в плитках. Она легко смешивается с водой в любых пропорциях. Рецеп­тура акварельных красок весьма разнообразна. В их состав вводят также антисептик (фенол) и поверхностно-активные ве­щества (бычью желчь).

К акварельным краскам предъявляются специальные требо­вания: например, краски должны свободно распределяться кистью по поверхности бумаги, полностью смываться с чертеж­ной бумаги водой и т. д. После высыхания акварельные краски не должны стираться. Они должны ложиться ровным слоем) без образования полос и хлопьев. Акварельные краски не долж­ны проникать на оборотную сторону чертежной бумаги.

Гуашь отличается от акварели тем, что в нее вводят зна­чительное количество наполнителя - белил. Гуашь обладает хорошей кроющей способностью, высохший слой гуаши имеет матовую поверхность. Гуашью делают оригиналы обложек, суперобложек, эскизов титулов. Для фоторепродукционных работ гуашь малопригодна из-за белесоватости фона. При репроду­цировании такие оригиналы требуют большого объема ручной ретуши или применения дополнительной краски.

Для гуаши применяют те же связующие вещества, что и для акварели. Возможны некоторые варианты, способствующие об­разованию красочной пленки, более прочной и более стойкой к воде.- Для этого в связующие вещества вводят эмульсии, в состав которых входят казеин, крахмал, альбумин и др. Стой­кость красочной пленки определяется также большим количест­вом связующего вещества по сравнению с акварельными крас­ками. В гуашь также вводят антисептик и поверхностно-актив­ные вещества.

Гуашь должна обладать высокой адгезией и эластичностью для того, чтобы высохший слой не осыпался и не трескался. Присутствие в гуаши белил обусловливает потерю насыщен­ности цвета после высыхания. Это обстоятельство необходимо учитывать при работе с ней. Гуашь должна иметь определен­ную консистенцию, способную смачивать кисть и равномерно покрывать бумагу.

Тушь относится к группе водно-клеевых красок, она мо­жет быть цветной и черной.

В качестве красящего вещества для черной туши используют сажу. К саже предъявляются особые требования: цвет сажи должен быть глубоко-черным, дисперсность - наивысшей, не допускается присутствия в ней примесей. Из всех выраба­тываемых сортов сажи наиболее приемлемой считается каналь­ная газовая сажа с диаметром частиц 0,01-0,02 мкм.

Основным связующим компонентом является животный клей. Кроме клея в состав связующего вещества вводят в небольших количествах глицерин для сообщения эластичности пленке туши; бычью желчь, служащую для улучшения смачиваемости частиц сажи при изготовлении туши, лучшего наложения туши на бумагу и длительного удерживания суспензии туши во взве­си; формалин, танин для частичного задубливания клея; фенол, буру - в качестве антисептиков. Твердая тушь выпускается в виде палочек, жидкая - во флаконах.

Основные требования, которым должна удовлетворять тушь. Для подготовки картографических оригиналов, следующие: 1) высокая насыщенность линий (большая оптическая плот­ность), 2) четкий край изображения (тушь не должна расте­каться), 3) хорошее смачивание пера, бумаги и пластика, 4) прочность полученного изображения.

Для повышения прочности изображения в тушь вводят ду­бящие вещества. В том случае, когда используется сухая тушь, ее натирают на растворе хромированного альбумина, а затем вычерченное изображение облучают ультрафиолетовым светом.

В качестве красящего вещества для цветной туши применя­ют органические красители.

Тушь для работы на пластиках. В 1966 г. раз­работан набор цветной туши, названный «Колибри». Основу связующего вещества этой туши составляют красящее вещество и латекс, который после высыхания способен полимеризоваться и прочно удерживаться на поверхности пластика. Из других компонентов, входящих в состав туши, можно назвать 95%-ный этиленгликоль, пентахлорфенолят. После высыхания тушь не смывается водой и спиртом с пластика. Тушь «Колибри» пред­назначена для работы на синтетических прозрачных основах, но может быть использозана и для черчения на обычной бума­ге и фотобумаге.

В качестве цветового компонента в туши «Колибри» использованы пигменты, что придает ей яркие, насыщенные тона и повышенные копировальные свойства. Набор туши «Колибри» включает 12 цветовых тонов.

Водостойкость и спиртостойкость туши (после высыхания) позволяют обезжиривать поверхность пластика спиртом и не нарушать ранее нанесенный рисунок; имеется возможность за­крашивания площадей после того, как штриховой рисунок вы­черчен. Прочность изображения с течением времени возрастает.

Гарантийный срок хранения туши один год, тушь следует хранить при температуре не ниже +5° С и не выше +30° С в герметически закрытом сосуде.

Кисти для оформительских работ. Для выпол­нения акварельных работ при раскраске фонов карты, а также для отмывки рельефа используют мягкие кисти - колонковые, беличьи и хорьковые. Лучшими являются колонковые кисти, они отличаются большой упругостью. Беличьи и хорьковые кисти - более мягкие и менее упругие.

Хорошая кисть при раскраске фонов карты обеспечивает высокое качество работ. Кисть считается непригодной, если кончик ее раздвоен. Пушистый конец сухой кисти при смачи­вании водой должен приобретать коническую форму, становит­ся острым и упругим. Для покрытия больших площадей исполь­зуют плоские кисти.

Кисти подразделяются по размерам. Самая тонкая кисть обозначается первым номером, с увеличением номера размер кисти увеличивается.

Перед работой кисть следует обработать бензином и высу­шить при температуре 150-180° С, чтобы увеличить упругость и смачиваемость ее водными красками. Кисти можно отличить по внешнему виду: колонковые имеют золотисто-желтый, бе­личьи-рыжевато-черный, а хорьковые - черный цвет.

Карандаши для черчения выпускаются 14 степеней твердости: 6М, 5М, 4М, ЗМ, 2М, М; МТ, Т, 2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т. Буква М показывает, что карандаш мягкий, а бук­ва Т - твердый. Чем больше значение цифры перед буквой М, тем стержень карандаша мягче, а перед буквой Т -тверже. На зарубежных карандашах ставятся соответственно латинские буквы В и Н.