Военно-топографические карты Крыма (верстовки)

Старые карты Крыма (военно-топографические карты 1:42 000, верстовки)Военно-топографические карты 1:42 000 (верстовки)

схема (85 карт двумя архивами)

Скачать Архив № 1 ( 1-40)

Скачать Архив № 2 (41-85)

Старые планы городов Крыма

Скачать «Старые планы городов Крыма»

Скачать «Старые карты Крыма» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

1 верста в дюйме  (1:42 000, т.е. в 1 см - 420 метров)

 Соотношением между старыми русскими и метрическими мерами длины:

 1 верста = 500 саженям = 1.0668 километра;

1 сажень = 7 футам = 2.13 метра;

1 фут = 12 дюймам = 0.30 метра;

Высадившейся с парохода или поезда (это благо цивилизации до Крыма добралось только в 1875 году) курортной публике нужно было решать: как и на чем отправиться дальше? Чуть ли не у каждого третьего приезжего, которому еще не доводилось бывать в Крыму, имелся путеводитель, самые популярные из них — Марии Сосногоровой и Григория Москвича. Там можно было отыскать все: от достойных осмотра достопримечательностей до пансионов, гостиниц и даже цен на услуги извозчиков в разных городах. Княжна Елена Горчакова, которая первое свое путешествие по полуострову совершила в 1880 году, свои «Воспоминания о Крыме» также пополнила полезными сведениями о расценках: «От Симферополя идет шоссейная дорога через Алушту на Южный берег до Севастополя. Можно ехать на почтовых лошадях, в открытом тарантасе или тележке по обыкновенной почтовой таксе, и это будет стоить от 12 до 15 руб. Если нанять коляску с парой или тройкой, все путешествие будет стоить рублей 60 с остановками в Алуште или Ялте на ночь или на две».

А вот уже в начале ХХ века, по сведениям Григория Москвича, выбор средств передвижения у курортников был куда шире: «Из Симферополя в Ялту отправляются в срочных автомобилях, в почтовых экипажах, на перекладных, в извозчичьих экипажах. Цены за проезд взимаются по утвержденной таксе: в автобусе до Алушты — 4 руб., а до Ялты — 8 руб….

…Не так уж много путешественников могли позволить себе осмотреть те достопримечательности, которые находились в глухих уголках полуострова. В основном делали остановки по пути, иногда с ночевками на станциях (проклиная порой и здешних клопов, и отсутствие буфетов, и невозможность купить в деревне продукты, кроме яиц и лепешек). Дорога на Южный берег давала возможность полюбоваться многочисленными дачами и роскошными имениями, путь на Севастополь обязательно прерывался остановкой в Бахчисарае — он пользовался большим успехом у жаждущих восточного колорита туристов. Чуфут-Кале, благо дорога туда была вполне доступна конным и пешим, тоже посещали обязательно. На Чуфуте осматривали «ханскую темницу» под душераздирающие рассказы гидов о сотнях невинно убиенных. «Главная достопримечательность — погребение Ненике-ханым,  дочери одного из крымских ханов….