Запорожье – план города

Запорожье - план городаСкачать «Запорожье - план города»

Скачать карту «Окрестности Запорожья»

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Запорожье (Александровск, 1770-1921 гг.) является одним из крупнейших административных, индустриальных и культурных центров юга Украины, расположен на перекрестке 47050' с. ш. и 35020' в. д. и главной воднотранспортного магистрали - Днепр, в месте ее пересечения транспортно-коммуникационными коридорами, соединяющими юг Украины с центром России, Донбасса с Криворожьем и Закарпатьем.

Территория города делится на 7 административных районов: Октябрьский, Заводской, Коммунарский, Ленинский, Орджоникидзевский, Хортицкий, Шевченковский. Площадь города в административных границах составляет 27801,0 га.

Население (на 01.01.2016 г.) - 756,9 тыс. жителей или 43,16% от общей численности населения Запорожской области (1 753,6 тыс. человек).

Расстояние от Запорожья до Киева: железной дорогой - 696 км, шоссейными дорогами - 605 км.

Город, вместе и окрестными населенными пунктами образует Запорожскую агломерацию. Возглавляемая Запорожьем межрайонная система расселения (пригородная зона), отличается высоким уровнем производственно-хозяйственного освоения территории, высокой ценностью сельскохозяйственных земель и природной среды. Пригородная зона охватывает Запорожский, Вольнянский, Ореховский, Васильевский и Каменско-Днепровский административные районы Запорожской области, общая площадь которых составляет 760 тыс. га. Здесь расположены 5 городов, 6 поселков городского типа и около 300 сельских населенных пунктов. Общая численность населения составляет около 315 тыс. человек.

Особенностью города Запорожье является то, что в нем сосредоточено около 65% производительных мощностей области и около 43% населения области.

Территория города Запорожья в пределах городской черты составляет 33099 га. Показатель расхода территории на 1000 жителей - 39 га, что примерно совпадает с такими же показателями по городским поселениям Украины (40 га) в целом и города такого же уровня – Днепропетровска (33 га). Значительные территории, свыше 4 тыс. га заняты водными пространствами (12,8%), порядка 8 тыс. га занимают промышленные, коммунально-складские объекты, спецтерритории, 17,6% городских земель используется в сельском хозяйстве. Свободные городские земли, составляют 1,6% от всей территории города Запорожье, раздроблены и дисперсно расположены в плане города.

Застройка города представлена компактной открытой структурой и расположена на обоих берегах Днепра. Левобережная часть - линейная и очень неоднородная по функциональному зонированию. Селитебные территории (часть территории населённого пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно — деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон) расчленяются транспортными и коммуникационными коридорами, вытянуты вдоль берега и непосредственно примыкающих к промышленных территорий. В результате значительная часть жилой застройки (до 70%) находится в зонах влияния промышленных предприятий.

Правобережная часть города более компактна и однородна по функциональному зонированию. Промышленные предприятия Хортицкого промрайона, будучи более "чистыми" в экологическом плане производствами, не оказывают негативного влияния на жилую застройку.

Однако правобережная часть, будучи относительно благоприятной в экологическом плане, не имеет достаточно развитых транспортных связей с местами труда (4 промрайона города расположены в левобережной части) и центром города.

В настоящее время город имеет небольшой резерв свободных территорий в пределах существующей городской черты. Среди территорий, возможных к освоению под селитебной застройки, можно выделить небольшие участки в прибрежной части левого берега (ул. Скальная, Центральный бульвар), районе намыва Николаевской поймы (жилой массив "Южный"), в правобережной части (мкр. Бородинский, Хортицкий жилой массив, Верхняя Хортица). Помимо этого существует небольшой резерв территорий в районах возможной реконструкции (Старый город, Павло-Кичкас).

Климат Запорожья - умеренно-континентальный, характеризуется четко выраженной засушливостью. Лето теплое, обычно начинается в первых числах мая и продолжается до начала октября, охватывая период около пяти месяцев. Зима умеренно мягкая, часто наблюдается отсутствие устойчивого снежного покрова. В среднем высота снежного покрова составляет 14 см, максимальная - 35 см. Средняя годовая температура - 9,00 С, средняя температура в июле - 22,80 С, а в январе - 4,90 С. Средняя глубина промерзания почвы - 0,8 метров, максимальная - около 1,0 метра. По условиям обеспеченности влагой территория города относится к засушливой зоне. Среднегодовое количество осадков составляет 443 мм, а испарение с поверхности суше - 480 мм, с водной поверхности - 850 мм. При этом летом часто наблюдаются ливни, сильно размывают поверхность почвы.

Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья привлекали сюда человека с незапамятных времен. Археологические находки свидетельствуют, что древнейшие стоянки древних людей в Запорожском крае были найдены в речной долине порожистой части Днепра и относятся к эпохе среднего палеолита (100-40 тыс. лет назад).

Археологические находки

На протяжении многих столетий территория Запорожского края была своеобразным коридором, которым проходили разные народы, где скрещивались разные культуры. Киммерийцы, скифы и сарматы, готы и гунны, авары, хазары, половцы, печенеги, славяне оставили после себя в приднепровских степях разнообразные археологические памятники.

После татаро-монгольского нашествия 1237 - 1240 гг. территория края на два столетия вошла в состав Золотой Орды.

В 1445 г. Запорожские степи по левому берегу Днепра вошли в состав Крымского ханства.

С конца XV в. на территории появляются кочевые и полуоселые ногайцы.

В конце XV - начале XVI веков хозяевами земель за днепровскими порогами стали запорожские казаки. Именно здесь они создали первое на территории Украины политическое формирование со всеми атрибутами республики. Запорожский край стал центром формирования свободного казацкого войска - военной силы украинского народа в его борьбе с иностранными захватчиками и феодальными притеснениями. Одним из его главных оплотов и символов стал остров Хортица, откуда Богдан Хмельницкий начал освободительную войну 1648-1654 гг. против Речи Посполитой.

Еще со времен древности Запорожье утвердило себя как центр высокоразвитой демократии с высоким уровнем культурных традиций, активной жизненной позицией и рыцарским менталитетом его жителей. Достаточно вспомнить запорожских казаков - славных воинов, чья боеспособность, храбрость и мужество вызвалиуважение не только ближайших соседей Украины, но и в странах Западной Европы.

Страница истории. Начало истории города Александровска (Запорожье) связано со строительством Новой Днепровской укрепленной линии в конце ХVIII века. Согласно планам центральной власти эта укрепленная линия должна была, с одной стороны, защитить край от татарских нападений, а с другой - обеспечить усиление контроля над землями Войска Запорожского со стороны Российской империи.

Новая Днепровская укрепленная линия протянулась на 180 километров от Днепра до Азовского моря вдоль рек Конской и Берды. В ее состав должны были войти 7 крепостей: Александровская - на Днепре, Никитинская и Григорьивська - на правом берегу реки Конской, Кирилловская на водоразделе рек Конской и Берды, Алексеевская, Захарьевская и Петровская - на левом берегу Берды. Крупнейшими из них были Кирилловская, Петровская и Александровска. Именно с началом строительства Александровской крепости начинается история Александровска (Запорожье).

Александровская крепость была заложена летом 1770 г. Сначала ее строительство было начато при устье р. Мокрой Московки. За осень и зиму было отрыто крепостные рвы, намечено валы по внешним контурам. Однако весной, с таянием снега, оказалось, что Мокрая Московка подтопила строящуюся крепость и ее было решено перенести на другое место.

В мая 1771 г. новая Александровская крепость была заложена в двух километрах северо-западнее старой, ближе к Днепру и р. Сухая Московка. Строительство крепости завершилось уже в 1775 году. Первым комендантом Александровской крепости стал Вилем фон Фредездорф.

Александровская крепость была достаточно мощным укрепленным пунктом. Она имела форму многоконечной звезды, занимала площадь около 105 десятин (130 га). По данным на 1783 г. в крепости находились 43 офицеров с детьми и женами, более 500 солдат. В составе военных была инженерная команда (18 человек при одном инженере), артиллерийская команда (50 человек).

С самого начала существования Александровской крепости вблизи нее начал формироваться так называемый «фурштат», от немецкого слова «форштадт», которое означает «пригород». Он создавался на том месте, где была заложена первая Александровская крепость. В форштадте сначала селились строители-крестьяне, каторжники, обслуживающий крепость персонал, отставные солдаты.

С первых лет правительство пыталось превратить Александровск не только в административный, но и в экономический центр региона. В 1778 году даже было создано Александровский уезд, но через пять лет уезд был ликвидирован. В 1781г. в городе проживало 7 купцов, 329 мещан, здесь ежегодно происходило 4 ярмарки. Поселение развивалось, росла численность торгово-промышленного населения. Александровск стал в конце XVIII в. значительным транспортным центром. Это связано с тем, что именно через него шли товары для строительства Херсона и российского Черноморского флота.

В 1785 г. Александровский форштадт был преобразован в посад, то есть населенный пункт городского типа. В соответствии с этим званием Александровск получил право на открытие городских учреждений, первой из которых стала ратуша - орган местного самоуправления. Новый посад относился сначала к Новомосковскому, а затем в Павлоградскому уезду.

В 1796 году, по заданию фаворита Екатерины II П. Зубова, было даже разработан и утвержден проект преобразования Александровска в один из крупнейших городов региона. Вблизи Кичкасской переправы планировалось построить порт и судостроительную верфь. К осени 1796 верфь было уже заложено, началось строительство первых кораблей. Но на этот раз Александровску не удалось стать торговым и культурным центром. В ноябре 1796 г. умирает Екатерина II. Новый император Павел I отстраняет от власти ее фаворита. В результате предложенный П. Зубовым проект не был реализован.

Несмотря на успешное начало, Александровск не оправдал надежд, которые на него возлагала российская власть. Значительное развитие в этот период город не получил. Население посада росло медленно. В 1795 г. здесь насчитывалось всего 96 дворов, где проживало 1230 человек, а в 1804 г. - 387 дворов и около 2,5 тысячи жителей.

С ростом торговой роли Одессы и сменой направлений главных торговых путей в регионе Александровск начал приходить в упадок. Не оправдались надежды и планы по превращению города в центр торговли южного региона. К тому же в 1797 году Новую Днепровскую укрепленную линию было отменено из-за потери ее военного значения. Казалось, что существование Александровска как города оказалось под вопросом.

Однако город смог пережить кризис и сохранить свой статус. Императорским указом от 5 июня 1806 Александровск получил статус уездного города Екатеринославской губернии. В 1811 г. Александровске было пожаловано герб. В верхней части щита две перекрещенные ружья российского образца, внизу - татарский лук с тремя стрелами, направленными вниз. Герб города символизировал победу русского оружия над татарским. Однако, несмотря на уездный статус, Александровск продолжал оставаться одним из самых незначительных городов Екатеринославской губернии.

Вот что в 1850 году писали о городе в военно-статистическом обзоре Екатеринославской губернии: «Александровск - на месте Александровской крепости. При учреждении города в этом месте имелось в виду, что находясь Вблизи Днепра и ниже порогового, он может получить большую выгоду от склада и отправления хлеба водой достойной припасов. Однако город Этот в продолжении уже 30 лет ни сделал ничего успешного ни в населении, ни в устройстве: причиной тому надобно полагать как отдалённость его от важной Переправы через Днепр при колонии Кичкас, так и соседства с Никополе, пользующегося выгоднейшею для торговли и промыслов местностью. Положение города на краю столь обширного уезда невыгодно и в административном отношении, а удаленность от Днепра затрудняет снабжение водой. Обороты на ярмарках до 200000 руб. В городе имеется уездное и приходское училище. «

В целом в первой половине XIX в. Александровск представлял собой типичный небольшой провинциальный город - три небольших квартала и четыре улицы без названий в пределах современного Октябрьского района между реками Мокрая и Сухая Московка. В 1861 году в Александровске насчитывалось 470 домов. Из каменных сооружений в Александровске были лишь три административных здания, тюрьма и продовольственный склад. Улицы не имели твердого покрытия и освещения. В городе проживало лишь 3819 жителей, в том числе 1949 мужчин и 1870 женщин.

Промышленность находилась в зачаточном состоянии. В дореформенный период она была представлена салотопный и тремя кирпичными заводами. Большинство александровцев или занималась земледелием, или промыслами и торговлей, так или иначе связанными с сельскохозяйственным производством. Не стал Александровск и большим торговым центром, как на это сначала надеялись. Инициатива в развитии торговли в этом регионе принадлежала в то время расположенном ниже по Днепру Никополе. Но во второй половине XIX в. ситуация в городе начинает постепенно меняться.

Толчок развитию Александровска предоставило строительство через город Лозово-Севастопольской железной дороги. В ноябре 1873 г. было открыто отрезок железной дороги Лозовая-Александровск. Одновременно шло строительство железнодорожной ветки на Мелитополь и далее на Крым. В 1874 г. было введено в эксплуатацию отрезок дороги Александровск - Мелитополь, а через несколько месяцев Мелитополь-Симферополь. С завершением строительства Лозово-Севастопольской железной Александровск превратился в один из больших транзитных пунктов по перевозке грузов, в первую очередь хлеба. К нему направлялись потоки грузов из окрестных населенных пунктов, для того чтобы дальше перевезти их уже по железной дороге.

Активизировалось развитие промышленности. Благодаря появлению с середины XIX в. в крае новых промышленных предприятий Александровск постепенно становится одним из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Особенно активное развитие этой отрасли в крае связано с тем, что Южная Украина в то время была настоящей житницей Российской империи. К тому же значительная часть выращиваемого здесь зерна вывозилась через азово-черноморские порты за границу.

В условиях наличия значительного спроса на сельскохозяйственную продукцию местные производители были заинтересованы в повышении эффективности своего хозяйства, а этого можно достичь в том числе и за счет широкого использования современной сельскохозяйственной техники.

В самом Александровске конце XIX в. было 5 крупных заводов сельскохозяйственного машиностроения: в 1880 г. открылся завод Я. Бадовского, в 1887 г. - Леппа и Вальмана, в 1890 г. - создается Александровская машиностроительная компания, в 1891 г. начал работу завод А. Циглера, в 1894 г . - И. Кацена. Эти заводы выпускали плуги, сеялки, молотилки и другую сельскохозяйственную технику, которая пользовалась спросом на значительной части территории Российской империи. Город стал одним из главных центров производства сельскохозяйственной техники на Юге Украины. Значительное развитие приобретает мучная промышленность. В Александровске работают кирпичные, лесопильные, водочные заводы. ...

Город активно развивался. По состоянию на 1897 г. в Александровске проживало почти 19 тыс. человек, а накануне первой мировой войны население города достигло уже 63 600 человек. В начале ХХ в. в городе было 8 тыс. домов, 95 улиц, 7 из которых были замощены. В 1893 - 1904 годах в Александровске был построен водопровод от реки Мокрой Московки к центру. На 1910 год протяженность водопровода достигла 14 километров. Вода подавалась в дома зажиточных горожан в центре Александровска. В 1910 г. построена электростанция (для обеспечения электроэнергией казенных учреждений, домов зажиточных александровцев и электрических фонарей на улицах).

Александровск вступил в 1914 год как один из небольших провинциальных городов Российской империи. Город быстро развивался, но наибольшие достижения в Александровске еще были впереди.

В 1914 году началась I мировая война. Военные действия непосредственно не происходили на территории Запорожского края, однако начало войны не могло не повлиять на события в Александровске.

В Запорожском крае было начато массовую мобилизацию. Только в промышленности в армию было мобилизовано более 30 % работающих. Уже в августе 1914 года в Александровске сформировали и расквартировали запасной батальон, вскоре с "запасных ратников ополчения" города и уезда сформировали 73, 74 и 75 Екатеринославские пешие дружины.

С началом войны началась милитаризация экономики. В связи с ростом военного производства, для которого требовались рабочие руки, прибытием большого количества беженцев и эвакуированных возрастает численность населения Александровска и других городов края. В течение 1914-1917 гг. населения Александровска увеличилось почти на 10 тыс. и составило в конце 1916 г. 72,9 тыс. человек.

В результате переориентации промышленности значительно уменьшился выпуск мирной продукции. Значительное количество предприятий была вынуждена прекратить свою работу из-за недостатка сырья, топлива, рабочих рук. За 1915 год с 80 предприятий, которые находились под наблюдением фабричной инспекции в г. Александровске, 16 предприятий не работали целый год, часть предприятий закрывалась на некоторое время в течение года. Без работы осталось 20,5 % рабочих.

Повышению социальной напряженности в крае способствовали и другие факторы. К ним можно отнести расквартирования на территории края воинских частей, содержание которых стало бременем для местного населения, накопления около железнодорожных станций грузов, подвоз которых стало одной из повинностей жителей, рост числа беженцев и эвакуированных (их устройства потребовало решения целого ряда проблем - обеспечение жильем, питанием, медицинским обслуживанием, работой), большое количество погибших и раненых во время войны и т.д.

Все это приводило к росту антивоенных настроений в крае. Свидетельством этого стало увеличение количества антивоенных забастовок и других проявлений недовольства властью. Особенно бурным стал рост антивоенных и революционных настроений в начале 1917 года.

...  Населения Запорожского края было проинформировано о событиях, которые происходили в Киеве. Широкий отклик получили создания Центральной Рады, провозглашение Первого и Второго Универсалов. События Украинской национально-демократической революции (весна-осень 1917 года) нашли отражение и в Александровске. В Запорожском крае активно действовали украинские национальные партии, в первую очередь УСДРП и УПСР. Ярким примером активизации украинской национальной жизни было восстановление деятельности общества "Просвита". Уже 24 марта 1917 года в Александровске было создано местную организацию " Просвита ". В первый же день в нее вступило около 150 человек. Еще одним проявлением активизации национального движения стало формирование отрядов местной самообороны - "вольного казачества". В октябре 1917 года в Александровске началось формирование двух куреней "вольного казачества" - "Сич" и "Хортица".

После свержения Временного правительства и захвата власти в Петрограде большевиками Центральная Рада 7 ноября 1917 обнародовала свой III Универсал о создании Украинской народной республики в составе 9 украинских губерний. ...

После установления советской власти большевики начали политику, направленную на коренное изменение существующих социально-экономических отношений. Началась конфискация крупных и средних промышленных предприятий. Так 21 января 1918 было конфисковано завод ДЕКА. Начались конфискации, контрибуции, реквизиции имущества домов промышленников, купцов, домовладельцев.

Однако в результате вторжения австро-германских войск советская власть на Украине была свергнута. Уже 18 апреля 1918 года, после тяжелых боев, австро-германские войска вошли в Александровск. В крае было восстановлена власть Центральной Рады, которую позже сменила власть гетмана П. Скоропадского. Однако Скоропадский не смог долго удержаться при власти. В Украине началось антигетманское восстание, которое возглавила Директория. ....

1918-1920 ггю Александровск был в центре событий гражданской войны. Гражданской война на территории Запорожского края завершилась победой большевиков.

В начале 20-х годов прошлого века начинается период постепенного возрождения Александровска после лет гражданской войны. В 1921 году город получил свое современное название - Запорожье (23 марта 1921г. Постановлением ВУЦИК город Александровск был переименован в город Запорожье, а губернию - в Запорожскую. В современном названии города отразилось как географическое положение города за Днепровскими порогами (сейчас они затоплены водохранилищем Днепровской ГЭС ), так и история края, в XIV - XVIII вв. назывался Запорожьем).

На протязи1921-40-х гг. происходили дальнейшие изменения в административно-территориальном устройстве Запорожского края (в 1923-1925 годах в Украине было совершено очередное административно-территориальную реформу. Административное деление «центр - губерния - уезд - волость» сменили сначала на «центр - губерния - округ - район», а с 1925 года - на «центр - округ - район». С 1 августа 1925 года в Украине было ликвидировано губернии).

С 15 сентября 1930 года город Запорожье было выделено как отдельную административно-территориальную единицу, которая была подчинена непосредственно центру.

9 февраля 1932 территория Украины была разделена на пять областей. Все районы Запорожского края вошли в состав Днепропетровской области и такая ситуация оставалась неизменной до 1939 года.

10 января 1939 появился Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Запорожской области с центром в городе Запорожье, в состав области были включены 28 районов .... По сравнению с современной Запорожской областью в 1939 г. площадь Запорожской области была значительно большей и включала часть современных территорий Херсонской и Николаевской областей. Граничила Запорожская область с Днепропетровской, Сталинской (Сталинская - теперь Донецкая область), Николаевской областями и Крымской Автономной ССР. Вообще, Запорожская область была одной из наиболее крупных и экономически более развитых в составе УССР, а трёхсоттысячный Запорожье входил в пятерку крупнейших городов республики. ...

Новый импульс в развитии Запорожского края получило в 30-е годы прошлого века. За годы довоенных пятилеток Запорожье превратилось в крупный индустриальный город. Символом индустриализации не только Запорожья, но и всего Советского Союза стала Днепровская гидроэлектростанция. Вместе со строительством в 1927-32 гг. Днепрогэса в городе были сооружены крупные промышленные предприятия индустриально-промышленного комплекса г. Запорожье, в который входило несколько заводов, в частности, завод листовых сталей (сегодня - ОАО "Запорожсталь"), коксохимический, алюминиевый, ферросплавов , завод инструментальных сталей (теперь - ОАО "Днепроспецсталь"). Огромную роль в развитии советского авиастроения, в том числе и военного, играл расположенный в Запорожье моторостроительный завод (теперь - ОАО «Мотор Сич»). Поэтому в довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики Советского Союза, становится одним из самых крупных промышленных центров не только Украины, но и Западной Европы.

Огромное значение запорожской промышленности, ее роль в обеспечении обороноспособности, развития экономики невозможно переоценить.

Во многом именно из-за своего промышленного значенияе, географического положения и наличия в городе стратегически важных мостов через Днепр Запорожье сыграло заметную роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 нацистская Германия совершила нападение на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Нелегкие испытания в годы Великой Отечественной войны выпали на долю нашей Родины. Не обошли они и Запорожье ....

В августе-октябре сотни тысяч граждан Запорожской области строили оборонительные укрепления. Построенные запорожцами противотанковые рвы, траншеи с блиндажами и наблюдательными пунктами протянулись на многие километры на правом и левом берегах Днепра. Запорожские предприятия с самого начала войны начали работать по принципу «Все для фронта! Все для Победы! ». ....

В августе начались ожесточенные бои на подступах к Запорожью. Немецкое командование хорошо понимало стратегическое и экономическое значение Запорожье, поэтому направило сюда значительные военные силы, рассчитывая с ходу захватить город и прорваться на Левобережье.

18 августа советские войска, из-за угрозы прорыва немецких войск, было подорвано плотину Днепрогэса. Вместе с подрывом плотины было принято решение об уничтожении генераторов гидроэлектростанции. Подрыв плотины привел к трагедии. Стена воды, вырвавшейся на свободу, ударила в о. Хортицу, где в то время находилось много беженцев и воинские подразделения Красной армии. Было затоплено прибрежную полосу на десятки километров вниз по Днепру. Ситуация осложнялась тем, что подрыв плотины было совершено без предупреждения. В результате все это привело к значительным жертвам среди военных и мирного населения. В то же время волна воды смыла несколько вражеских переправ и уничтожила немецкие подразделения, оказавшиеся в зоне затопления. ....

Оборона Запорожье продолжалась с 18 августа по 3 октября 1941 года. Немецкие войска захватили город, начался период оккупации, который продолжался более 2 лет ........

В сентябре 1943 года советские войска Юго-Западного фронта под командованием генерала армии Р. Малиновского и войска Южного фронта под командованием Ф. Толбухина вышли на территорию Запорожской области и освободили ее восточные районы, а на конец сентября вышли на подступы к г. Запорожье, но дальнейшее наступление на город временно приостановилось. Немцы не собирались сдавать город без боя, поэтому к решающему штурму необходимо было хорошо подготовиться. Для обороны города немцы создали так называемый Запорожский плацдарм, который стал частью системы немецких оборонительных сооружений, которая получила название Восточного вала. Он проходил по Днепру через Запорожье, далее поворачивал на юг к Мелитополю и по реке Молочной доходил до Азовского моря. Восточный вал руководство нацистской Германии объявило неприступной крепостью на пути наступающих советских войск (Запорожский плацдарм почти год строили для обороны - оборонительные укрепления здесь имели два рубежа. Первый начинался в 14 км к городу. Каждая из трех линий траншей имела доты. Противотанковый ров шириной 5-6 м и глубиной 3-4 м опоясывала проволочная изгородь, за которой тянулись минные поля. Внутренний оборонительный рубеж был насыщен железобетонными огневыми точками, замаскированными минометными и артиллерийскими позициями, ходами сообщения с металлическим перекрытием. Сооружения в городской черте были приспособлены к длительной обороне. Внутри города были созданы три оборонительные рубежи. Общая длина построенного немцами на подступах к Запорожью укрепленного района достигала 40 км, ширина - 18-25 километров).

Всего немецкое командование сосредоточило на плацдарме 35 тысяч солдат и офицеров, около 600 орудий и минометов, 200 танков и штурмовых орудий.

Однако все это не смогло остановить наступление Красной армии. Первая попытка прорвать немецкую оборону на Запорожском плацдарме была осуществлена уже 1-2 октября 1943 года. Однако на этот раз немецким войскам удалось удержать свои позиции. Решающее наступление советских войск на г.Запорожье развернулось в ночь с 12 на 13 октября, во второй половине дня 14 октября 1943 сильно укрепленный Запорожский левобережный плацдарм, на который немцы возлагали большие надежды, перестал существовать. В левобережной части города не осталось ни одного вражеского солдата. Бои по освобождению правобережной части города продолжались вплоть до 30 декабря 1943 года. ...

Отступая, немецкиеоккупанты превратили в руинымногие промышленные предприятия…… убытки причиненные народному хозяйству области, составляли 18,7 млрд. рублей …..

Одной из самых ярких страниц в истории области является послевоенное возрождение запорожского индустриального комплекса — Днепрогэса, предприятий черной и цветной металлургии. В период восстановления строились и новые предприятия. …..

Сегодня Запорожье - ведущий административный, промышленный, научный и культурный центр юга Украины со славной историей, динамичным настоящим и перспективным будущим, город входит в число индустриальных центров экономического развития Украины, занимает выгодное экономико-географическое положение и расположен на главной водно-транспортной магистрали Украины - Днепр. Магистраль пересекается транспортно-коммуникационными коридорами, соединяющими юг Украины с центром России, Донбасс с Криворожьем и Закарпатьем.

Промышленность. Запорожье - один из крупнейших промышленных центров страны, в котором сосредоточены металлургический, машиностроительный и энергетический комплексы государственного значения.

Экономический потенциал областного центра - это реализация более трех четвертей промышленной продукции и услуг, которых производит область, 60% основных средств и занятость более четверти всех работающих.

Промышленный потенциал города Запорожье - это 238 промышленных предприятия (крупные, средние и весомые по объемам малые предприятия), из которых 79 - предприятия машиностроения, 31 - металлургии, 24 - производства другой неметаллической минеральной продукции, 23 - пищевой промышленности, 22 - химической и нефтехимической промышленности, 13 - производства и распределения электроэнергии газа и воды.

Металлургический комплекс г. Запорожье занимает выдающееся место в общей структуре промышленности и представлен известными предприятиями черной и цветной металлургии, производством специальных сталей, алюминия ферросплавов и металлических изделий из них.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются ОАО «Электрометаллургический завод «Днепрспецсталь », ОАО «Запорожсталь», ГП «Запорожский титано-магниевый комбинат », ОАО «Запорожский сталепрокатный завод», ОАО «Запорожский производственный алюминиевый комбинат », ОАО «Запорожский завод ферросплавов».

Машиностроение занимает второе место по масштабам производства в общей структуре перерабатывающей промышленности и представлено известными предприятиями по производству автомобилей, авиационных двигателей, промышленного оборудования, промышленных и тяжелых кранов, трансформаторов, преобразователей, электрической аппаратуры и т.д..

Крупнейшими предприятиями машиностроения является«Мотор-Сич», «Електровозремонтний завод», «Запорожский автомобилестроительный завод», «Запорожтрансформатор», «Запорожский завод тяжелого краностроения», «Запорожский завод «Преобразователь», «Запорожский механический завод».

Пищевую промышленность города представляют хлебозаводы, масложиркомбинат, завод безалкогольных напитков и другие местные товаропроизводители.

Электроэнергетическую отрасль промышленности города представляют следующие предприятия: «Днепроэнерго», филиал Днепровская гидроэлектростанция «Укргидроэнерго», Днепровская электроэнергетическая система НЭК «Укрэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Запорожгаз», «Водоканал», Концерн «Городские тепловые сети» .

На развитие промышленного комплекса, особенно металлургического, негативно сказываются проблемы, обусловленные значительной энергоемкостью производства, повышением цен на энергоресурсы и транспортные перевозки, изменения внешнеэкономической конъюнктуры.

Современная транспортная инфраструктура г. Запорожье включает в себя систему внешнего транспорта - железную дорогу, автобусный транспорт, автодорожная сеть, авиатранспорт и водный (речной) транспорт, - магистральную улично-дорожную сеть и сеть массового пассажирского транспорта.

Запорожский железнодорожный узел образуется пересечением двух магистральных линий: Москва - Харьков - Запорожье - Симферополь и Кривой Рог - Запорожье - Донбасс.

Внешние автобусные перевозки пассажиров осуществляются тремя автостанциями и одним автовокзалом.

Сеть внешних автодорог включает в себя дороги государственного значения, которые обеспечивают связи с Днепропетровском, Харьковом, Полтавой, центральными и южными областями Украины, с Черниговским и Азовским побережьем.

Грузовые и пассажирские перевозки водным транспортом обслуживаются двумя речными портами, которые расположены на левом берегу в верхнем и нижнем бьефе Днепровской ГЭС.

Воздушное сообщение обеспечивается Запорожским аэропортом, расположенным в северо-восточной части города.

Существующая магистральная улично-дорожная сеть города представлена магистралями городского и районного значения. Транспортные связи между левым и правым берегами осуществляется через плотину Днепрогэса и мосты, проходящие через остров Хортица.

Запорожский край славится большим количеством памятников природы и истории. На территории области находится 7 тыс. 707 исторических и культурных памятников. Среди них - 18 объектов, которые вошли в Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры национального значения. На территории Запорожья - остров Хортица и 700-летний запорожский дуб, выдающиеся символы свободолюбия и независимости запорожского казачества.