Белгород-Днестровский – путешествие по Днестровскому прилиманью

План города Белгород-ДнестровскийСкачать  «План города Белгород-Днестровский» 

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Достопримечательности Белгород-Днестровского

Достопримечательности города

Экологический маршрут «Нижнеднестровская жемчужина»

Как говорят, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Путешествие по Днестровскому  прилиманью – это интересный и познавательный тур. Кстати, большинство отдыхающих близлежащих курортных зон (Каролино-Бугаз, Затока, Сергеевка, Лебедевка), преимущественно имеющих личное авто, скучному валянию на морском берегу отдают предпочтение прогулкам и экскурсиям по местным достопримечательностям.

Белгород-ДнестровскийЭкскурсионные поездки, как правило, начинаются от древнего Аккермана, т.е. Белгорода-Днестровского.

Белгород-Днестровский  –  город боле, чем с 2500-летней историей, является одним из самых древних городов не только в Украине, но и в мире. Расположен он на южном берегу Днестровского лимана, морскими воротами которого является морской торговый порт (14 км от моря). Имеет многовековую историю, он неоднократно менял своё название, однако почти всегда оставался важнейшим ремесленным и торговым центром, через который проходили основные торговые пути, соединяющие Восточную и Западную Европу, страны Востока с северными землями.

История города начинается с образования в конце VI века до н.э., когда выходцы из малоазийского греческого города Милета основали на берегу Днестровского лимана известный город Офиусса-Тира. Город возник на скрещении древних торговых путей, ведших из Малой Азии и Греции в Северное Причерноморье. Сюда везли различные товары — ткани, вино, дорогую чернолаковую и краснолаковую посуду, украшения, изделия из золота и серебра. Все это выменивалось у обитавших в причерноморской степи скифских племен на мясо, кожи, воск, зерно. Об этом свидетельствуют находки, найденные во время археологических исследованийБелгород-Днестровский городских культурных слоев Тиры: восточно-греческая расписная и чернолаковая керамика, многочисленные находки амфор и др. Подтверждает именно это время основания города и анализ достоверно древних литературных текстов.

Остатки древнегреческого города Тира ныне находятся на территории Белгорода-Днестровского - на мысе, который частично занимает Аккерманская средневековая крепость. Археологическими раскопками, которые ведутся в городе с 1900 года, открыты остатки многочисленных зданий, улиц древнего города, его крепостных башен и административных строений, которые наглядно свидетельствуют о том, что Тира являлась крупным торговым центром не только Днестровского бассейна, а и всего Северо-Западного Причерноморья.

На это также указывают многочисленные находки мраморных статуй, изделий из металла, стекла, керамики - и высокохудожественной, и бытовой. Город чеканил свою монету из меди, серебра и золота. Он вел широкую торговлю с племенами скифов, гетов, сарматов и другими кочевыми и земледельческими народами, которые проживали в Северо-Западном Причерноморье. Кроме торговли, жители Тиры занимались сельским хозяйством - земледелием, животноводством, виноградарством, а также различными ремеслами и рыбной ловлей.

Расцвет экономики и культуры приходится на IV-III веках до н.э. Во второй половине I тыс. н.э. Днестровско-Дунайское междуречье заселили восточно-славянские племена тиверцев.

В середине I в. н.э. город подвергся серьезному нападению со стороны союза гетских племен, но жизнь в городе не была прервана. В середине I века н.э. город вошел в состав римской провинции Нижняя Мёзия. В составе Римской империи город продолжал сохранять значительные автономные права, продолжал чеканить собственную монету, проводил серьезные торговые операции с другими римскими городами и местными племенами. Наряду с греческими и римскими поселенцами в Тире проживали выходцы из гето-дакийских и скифо-сарматских племен.

В середине III века н.э. город переживает сложный и трудный период. В результате нападения германского племени готов большая часть Тиры была разрушена, площадь города значительно сократилась, но жизнь в нем все-таки не прервалась.

В середине IV века н.э. Тира переживает еще одно разрушительное нашествие - на этот ее взяли штурмом и практически уничтожили гунны, их полчища  превратили цветущий город в груды развалин, камня и пепла. Отныне жизнь в нем замирает на несколько столетий. Суждено было еще раз возродиться древнему городу с приходом сюда славян.

Тиверцы и уличи, обосновавшиеся на берегах Днестра, в IX веке построили на месте древней Тиры здесь свой, Белгород (византийцы называли его Левкополем, а также - Белым городом), или, как упоминается он в древнерусских летописях,— «Белгород на устье Днестра». Он был передовым постом на южных окраинах Киевского государства. После распада Киевской Руси в XIII веке Белгород входит в состав Галицко-Волынского княжества и продолжает играть роль приграничного форпоста.

В 1242 году Белгород отошел к Венгрии, получив новое название Фагер-Вар. Выгодное географическое положение сделало его важнейшим стратегическим и торговым пунктом, владение которым давало возможность держать под контролем путь по Днестру до Черного моря.

В середине XIII века Белгород переживает нашествие монголо-татар и входит в состав владений хана Ногая. Раскопки свидетельствуют, что в XIII-XIV веках город являлся значительным торгово-ремесленным центром и портом. Через Белгород проходил Шелковый путь, который объединял многочисленные земли, расположенные к северу от города с Ближним Востоком. Одно из самых ранних «хождений» по «Белгородскому Пути» на Восток датируется 1370 годом. Многочисленные находки керамики и разнообразных предметов из центральных районов у Волги (Сара-Берке), Малой Азии, Ирана, Византии, Китая свидетельствуют о разносторонних связях Белгорода со многими странами. Обнаруженные во время раскопок остатки жилых домов и производственных комплексов говорят об интенсивной жизни Белгорода в этот период своей истории.

В конце XIV века Белгород входит в состав Молдавского княжества и становится его главным портом. В это время ведется строительство серьезной крепости, которое, в основном, было завершено в XV веке, а сам город носит название Четатя-Албэ. В нем проживало около 20 тыс. человек.

Крепость сохранилась до наших дней почти полностью. Она имеет форму неправильного многоугольника площадью около 9 гектаров. С трех сторон крепость окружает защитный ров, глубина которого достигала 20 метров, ширина - 13,5 метра. Внешние стены крепости протянулись почти на 2,5 километра. Они достигают высоты 12 метров, их толщина доходит до 5 метров. В стены встроены 34 прямоугольных, круглых и многогранных башни. Крепость построена из местного камня-известняка. Внутренними стенами средневековая крепость разделена на 4 двора.

В 1420 году город безуспешно пытался захватить турецкий флот. В 1484 году войска султана Баязета и крымского хана Менгли-Гирея после 16-дневной осады овладели Белгородом. С этого времени город получил новое название - Аккерман, и вошел в состав земель Османской империи как важнейший стратегический центр.

В 1517 году под Аккерманом появился отряд украинских казаков, боровшихся против турок, которые пытались использовать плацдарм на берегах Днестра для своего дальнейшего продвижения в украинские земли. В 1541, 1574, 1575-1576 и 1589 годах казаки неоднократно совершали походы на Аккерман, а летом 1595 году под предводительством гетмана Г. Слободы они овладели крепостью. Позднее, в 1659, 1664 и 1674 годах, запорожцы атакуют Аккерман уже ведомые знаменитым гетманом Иваном Сирко. В 1684, 1686, 1691 и 1693 годах успешные казачьи походы на Аккерман возглавлял полковник Семен Палий.

В результате русско-турецкой войны 1806-1812 годов, согласно Бухарестскому мирному договору, Аккерман отошел к Российской империи. Сохранилось здание, в котором в 1826 году Турцией и Россией была подписана Аккерманская конвенция, определившая взаимные дипломатические обязательства Турции и России по соблюдению условий Бухарестского мира. Иноземное иго длилось 328 лет. За это время город обнищал, захирел, население его уменьшилось с 20 тысяч до 5 тысяч человек.

После включения города в состав Российской империи, сюда, спасаясь от крепостного гнета, бежали крестьяне из украинских и молдавских сел, а также казаки. Оседали тут и бежавшие из балканских стран, порабощенных турками - главным образом, болгары. Население города постоянно росло и на 1861 год составляло более 42 тыс. человек. Значительную роль в жизни города играл порт, через который вывозились главным образом сельскохозяйственные продукты.

Дальнейшая судьба города полностью разделила исторические события Днестровского прилиманья  и этого края.….

 ….. 9 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР городу Аккерману было возвращено его исконное славянское название. Отныне он стал именоваться Белгород-Днестровский, а 22 августа 1944 года Советская Армия освободила город от гитлеровских оккупантов.

Белгород-Днестровский сильно пострадал в период временной фашистской оккупации. В развалинах лежали школы и больницы, жилые дома, здания торговых и общественно-культурных заведений, вокзал, причалы, склады. Везде полыхали пожары. Воодушевленные вновь обретенной свободой,  белгород-днестровцы с невиданной энергией взялись за восстановление разрушенного хозяйства. Вся страна помогала освобожденному краю налаживать нормальную жизнь. Поднимались из руин колхозы и совхозы, заводы и фабрики, развертывалось жилищное строительство. В кратчайший срок был восстановлен, похорошел и благоустроился Белгород-Днестровский.

В послевоенные годы город превратился в один из крупнейших промышленных центров Одесской области. В 1967 году по переписи здесь проживало 30 тысяч человек. За прошедшее десятилетие население города значительно возросло, что в первую очередь связано с бурным промышленным развитием Белгорода-Днестровского. Выросли новые современные предприятия пищевой, медицинской, строительной, легкой промыБелгород-Днестровскийшленности и транспорта.

Детищем VIII—IX пятилеток советского периода является морской торговый порт, расположившийся в закрытой гавани Днестровского лимана, в 14 км  от моря. Сегодня порт функционирует практически круглый год (ледовая навигация осуществляется с помощью мощных буксиров и длится не более 30-45 суток). Суда в порт проходят через Днестровско-Цареградское устье. Порт может принимать суда типа «река-море» грузовместимостью до 5000 тонн. Подход судов в порт осуществляется по морскому каналу длиной 1.5 км и каналу в лимане длиной 14.5 км. Глубина подходного канала 4.5 м. Пропускная способность порта - 3,0 млн. тонн в год , норма одновременной обработки – 5-6 судов. Оборудование и технические средства порта позволяют перерабатывать практически все грузы, за исключением химических, навалочных и наливных опасных.

Тогда же значительное развитие получило и дорожно-транспортное строительство. Впервые в истории города появились асфальтированные улицы, налажено маршрутное движение автобусов, такси,  на лимане — пассажирских теплоходов, а на линии Белгород-Днестровский — Одесса стали курсировать скоростные электропоезда. Из местного аэропорта ежедневно отправлялись пассажирские самолеты.

С размахом проходило жилищное строительство. На бывших пустырях и песчаных барханах взметнулись ввысь светлыми этажами кварталы многоэтажных жилых домов со всеми коммунальными удобствами. Неузнаваемо изменился и культурный облик города. …Белгород-Днестровский

Гости города восхищаются чистотой его воздуха. Днестровский лиман, ласковый южный климат ежегодно привлекают в Белгород-Днестровский и его окрестности на лечение и отдых десятки тысяч жителей со всех регионов Украины, Молдовы, непризнанного Приднестровья, России и Беларуси. Их радушно, с украинским гостеприимством принимают  многочисленные базы отдыха, пансионаты, санатории, спортивные и оздоровительные лагеря, туристические базы в поселках Каролино-Бугаз, Затока, Курортное, а также курорты Сергеевка и  Лебедевка.

Сегодня в Белгород-Днестровском проживает 57,2 тыс. человек, но количество жителей значительно увеличивается в летний период за счет отдыхающих и туристов, которые, несомненно спешат посетить Аккерманскую крепость, ставшую визитной карточкой Белгород-Днестровского.

Помимо средневековой крепости они имеют возможность поближе познакомиться с городом и другими его достопримечательностями.