Днепровские пороги

Карта Днепровского водохранилищаСкачать карту  «Днепровское водохранилище» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

С древних времен по Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки». Множество опасностей подстерегало путников на этой дороге: и набеги кочевых племен, и грабители, и степные суховеи. Но одной из главных опасностей являлись Днепровские пороги. Пороги - участки русла Днепра, на протяжении которых наблюдались природные выходы коренных горных пород Украинского кристаллического щита. Они сложены из архейских гранитов, изотопный возраст которых составляет 2 840-2 640 млн. лет. Сегодня порогов нет, но легенды о них живут и поныне. Пороги - живописнейший из памятников природы и жемчужина планетарного масштаба - оставили значительный след в истории Днепра и Приднепровья. Они запечатлены в отечественной и мировой литературе, искусстве.

Впервые о порогах на Днепре упоминает в V в. дон. э. греческий историк Геродот. Посетив греческую колонию Ольвию, он записал, что там, где Борисфен перестает быть судоходным от моря, находится местность Герра, где скифы хоронят своих царей. Археологические находки, сделанные в курганах скифской эпохи на Никопольщине, дают право утверждать, что легендарная Герра находится ныне в пределах Днепропетровской области.

Первое подробное описание порогов дал в X в. византийский император Константин Багрянородный (905-959 гг.) в своем сочинении «Об управлении империей». Отмечены они в наших летописях при упоминаниях опоходах Олега и Святослава по Днепру. В Киевской Руси за обладание порожистой частью Днепра велась борьба с кочевниками, поскольку пороги были самым удобным местом переправы через реку. Историки считают, что именно на пороге Ненасытец в 972 г. печенеги убили князя Святослава Игоревича, возвращавшегося домой после неудачного болгарского похода.

Полный список Днепровских порогов был дан в «Книге Большому чертежу», которая на то время являлась подробным описанием карты всей территории России и соседних государств в ХVI-ХVII вв.

Пороги до начала 30-х гг. XX в. располагались в русле Днепра между современными городами Днепропетровск и Запорожье на участке длиной 65 км, шириной 380-960 м, где высота падения воды достигала 40 м, а скорость течения-4 м/с. Граниты и гнейсы, отслоившиеся в русле и по берегам, создали собственно пороги - гряды, полностью перегораживавшие Днепр; «заборы» (более 60), занимавшие часть русла; острова (около 60, самыми большими из которых были Сурский, Беляев, Дубовый, Кухарез и др.) и скалистые обрывы на берегах. Существовало 9 порогов: Кодак- ский, Сурский, Лоханский, Звонецкий, Ненасытец, Вовнигский, Будило, Лишний и Вольный. Самым страшным среди них был Ненасытец (Ненасытецкий) с перекатом Волчье горло, располагавшийся вблизи сел Никольское-на-Днепре (по правому берегу) и Васильевка-на-Днепре (по левому берегу). Он имел 12 уступов. Сотни судов и великое множество людей погибли в его бурлящих водах. За это он и назван «ненасытным». Это был единственный из всех Днепровских порогов, который из-за быстрого течения не замерзал зимой. По преданиям, ниже по течению прятались казаки на «чайках», наблюдавшие за порогом. Если там разбивалось судно, то товары, которые оно везло, перекочевывали в лодки казаков. Названия некоторых сел на берегах Днепра часто соответствуют названиям бывших порогов: Звонецкое, Ненасытец, Вовниги и др.

Французский инженер и военный картограф Гийом де Боплан, служивший в польской армии при Сигизмунде III и Владиславе IV в 1630-1648 гг., руководил строительством поселений и укреплений на юге Украины, изучал жизнь и быт украинского народа, исследовал Днепр с его порогами и картографировал этот участок реки. Сам Боплан спускался «Казачим ходом» вниз по Днепру до острова Хортица. Сведения о нижнем течении реки он получал от казаков, проходивших этот путь. Вернувшись во Францию, он издал в 1650 г. свои труды и карту порогов.

Весной 1696 г. во время второго азовского похода Петра I отряд из 2 500 чел. с провиантом и артиллерией под командованием атамана Семена Неплюева совместно с запорожскими казаками с помощью опытных лоцманов, возглавляемых Яковом Шматько и Петром Смоляненко, прошел пороги, хоть и с невероятными трудностями. Под руководством гетмана Мазепы на Брянских верфях было изготовлено 42 больших, 46 малых «стругов», 45 лодок и др. Ниже по течению к ним присоединились другие суда и лодки. Плавание Днепровскими порогами было трудно и опасно. Спущенные в Брянске суда безостановочно следовали до Кодакского порога. Далее, предварительно разгрузив содержимое, их волокли по берегу, обходя пороги, после чего суда спускали на воду, нагружали и вели до устья. От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность. Из 300 судов, вышедших из Брянска, к Очакову на исходе августа прибыли только 76, и те - со значительными повреждениями.

При Петре I войска трижды проходили пороги и с каждым разом все более неудачно. В1703 г. царь отправляет на пороги шлюзовых дел мастера капитана Джона Перри из Англии. Капитан оказался прекрасным специалистом. Две недели он вместе с казаками плавал по порогам на смоленом «дубе», делал зарисовки, подсчеты, писал дневник. Он описал каждый порог и каждую «забору» и предложил для осуществления судоходства за 12 лет построить 50 каменных шлюзов. Однако этому проекту не суждено было осуществиться. Перри отбыл на родину, захватив все свои разработки и записи.

Еще одна попытка покорить пороги весной 1738 г. также оказалась неудачной и доказала необходимость строить флот ниже порожистого участка. Провести суда через пороги могли только опытные лоцманы, которые знали проходы между ними «как свои пять пальцев», знали каждый камень, каждую скалу. Их поселок Лоцманская Каменка (теперь это район Днепропетровска) возник в 1750 г., когда в Каменку была переведена часть лоцманов из Ненасытецкой береговой охраны для обеспечения прохождения судов через Днепровские пороги. После уничтожения Сечи лоцманы разошлись по окружающим селам. Большая их часть сосредоточилась в Кодаке и Половице. Однако уже очень скоро правительство почувствовало острую потребность в лоцманах. Сложная внешнеполитическая ситуация вынуждала правительство серьезно сосредоточиться на проблеме укрепления границ империи. Присутствие в крае огромной армии, начало строительства крепостей Новой Днепровской линии, новых укреплений требовало большого количества провианта, вооружения, строительного материала. В 1778 г. начинается строительство Херсона, что также обострило проблему обеспечения стройматериалами. Препятствием для ее решения были лишь Днепровские пороги и отсутствие лоцманов. Правительство пытается возобновить прежнюю лоцманскую организацию. Принимается решение о приглашении лоцманов для проведения грузов от Кодака до Голой Пристани. В 1780 г. самый богатый землевладелец Южной Украины М. Л. Фалеев за собственные деньги берется за расчистку Днепровских порогов. Уже в 1785 г. 42 человека под руководством атамана М. Полторака (Полторацкого) и его помощника Непокритенко стали проводить через все пороги казенные суда и плоты с лесом. В 1787 г. императрица Екатерина II по дороге из Екатеринослава в Херсон лично посетила порог Ненасытец (для чего на близлежащей скале был сооружен специальный деревянный дворец) и наблюдала за тем, как опытные лоцманы проводили по нему 80 судов ее флотилии. За это Полторак и Непокритенко получили чины и большую награду от самой императрицы. Со временем число лоцманов увеличилось до 673 человек. Им были подарены земельные участки, их дети обучались грамоте и навигации, «чтоб они знали совершенно ход реки, дабы сохранно без всякой гибели судно провожать могли». Лоцманам было установлено жалование, они освобождались от всех налогов, рекрутства и др. До 1879 г. лоцманы были самоуправляемой единицей.

С 1799 г. по 1807 г. Франц-Павел де Волан курировал строительство шлюзов и обводных каналов на Днепровских порогах.

В 1833 г. было сделано углубление в первом пороге (Кодакском), а в течение 1843-1854 гг. на всех порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и взорваны самые опасные скалы. Однако каналы получились узкими и мелкими, поэтому качественного улучшения судоходства это не вызвало.

В последующие годы через пороги регулярно производился сплав леса, а проход судов (исключительно гребных)- периодически, с лоцманами, причем в обоих направлениях. Вот почему лоцманы, знавшие пороги как свои пять пальцев, имели особое значение. Благодаря им пороги можно было считать условно проходимыми.

Экономическое развитие России требовало радикального решения проблемы судоходства через Днепровские пороги. В начале XX в. было разработано несколько проектов (И. А. Розова, Б. А. Бахметьева) по строительству шлюзов, включавших также и энергетический аспект. Однако после Октябрьской революции проектные материалы исчезли (вероятно, были вывезены за границу), а в 1920 г., согласно плану ГОЭЛРО, был принят проект И. Г. Александрова по строительству Днепрогэса.

В архиве Института археологии Национальной Академии Наук Украины хранится немало материалов знаменитой Днепростроевской археологической экспедиции (1927-1932 гг.). Среди них есть необычный документ. Это рукописная карта (точнее схема) под названием «Шляхи Днтровими порогами», нарисованная на большом, сложенном гармошкой листе ватмана. Ориентация на юг (по течению реки), масштаба нет, очертания объектов, их размеры, расстояния между ними очень искажены. Тем не менее это уникальный документ. На схеме, на участке от Днепропетровска до Запорожья, изображено 332 объекта (!): пороги и обходные каналы при них, «заборы» и острова, села и водяные мельницы, «приметные камни» и отмеченные ими фарватеры (пути сплава судов и плотов - «Старый» и «Новый»), места для экстренного причала... Обозначений так много, что автор вынужден был их пронумеровать и поместить рядом расшифровку - всего 271 позиция. Помнить все ориентиры и все препятствия могли только днепровские лоцманы. Именно лоцманом был автор схемы «Шляхи Дніпровими порогами». В нижнем углу схемы расположена надпись: «О. С. Девлад. Село Лоцманська-Кам’янка Днтропетровськой округи. Липень 1929 р.». Ясно, что свои «Шляхи Дніпровими порогами» автор рисовал по памяти, не соблюдая масштаба. Однако Девлад правильно отобразил взаиморасположение сотен объектов. И среди них особое внимание он уделил «приметным камням», которые отмечали путь сплава судов. Их на схеме 137, тогда как острова обозначены далеко не все. В 1927 г., когда началось строительство Днепрогэса, и на реку хлынули туристы, спеша насладиться ее красотой перед затоплением, Девлад организовал артель «Дніпро-лоцман», проводившую экскурсии на «дубах» через пороги.

С порогами тесно связана славная история Запорожского казачества. В XVI в. за Днепровскими порогами возник вооруженный лагерь казацкой вольности - Запорожская Сечь, имевшая огромное значение в борьбе украинского народа за свою волю, свободу и независимость.