Екологічна ситуація та стан питних вод України

Екологічна ситуація та стан питних вод УкраїниСкачать карту «Екологічна ситуація та стан питних вод України»

Скачать «Экологические карты и атласы» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Экологическая ситуация и состояние питьевой воды в Украине. Ученые констатируют, что отклонение от нормы кое-где достигает 80%. Тенденция к ухудшению наблюдается в больших городах и населенных пунктах возле Днепра и в юго-восточных регионах. Что за вода течет из крана, знают в Институте коллоидной химии. Сюда на исследование присылают бутылки со всей Украины. В той, что прислали из Коростеня, уровень железа превышает норму в 10 раз. Надолго ли хватит украинцам питьевой воды, размышляют в Экологической лиге. Констатируют, что свыше 1000 населенных пунктов уже пьют привозную воду. Для наглядности составили экологическую карту государства.

Тенденция к ухудшению качества воды наблюдается практически во всех больших городах. Не отвечает стандартам качества вода в восточных регионах. Критическая ситуация и на юге. Чрезмерная техногенная нагрузка вызвала кризисное экологическое состояние в бассейне Днепра, из которого получают воду две трети населенных пунктов. Такая питьевая вода требует очистки.

Донецкая, Днепропетровская и Луганская области, а также территория вокруг Запорожья, Мариуполя, Кировограда, Керчи и Армянска являются наиболее загрязненными в Украине. Об этом говорится в исследовании «Всеукраинской экологической лиги» (ВЭЛ).

Согласно результатам исследования, неблагоприятная экологическая ситуация наблюдается также в Киеве, Харькове, Сумах, Полтаве, Житомире, Луцке, Ровно, а также на большей территории       АР Крым и побережьях Черного и Азовского морей.

Актуальной остается проблема состояния водных ресурсов для всех водных бассейнов Украины. Наиболее остро этот вопрос стоит по отношению к рекам Днепр, Сиверский Донец, речкам Приазовья, отдельным притокам Днестра и Западного Буга, где качество воды классифицируется как «очень грязная». По данным «УкрВодГео», каждый день в водоемы страны скидывается более 10,6 тыс. куб. метров неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод.

Cостояние  водных ресурсов страны является серьезной угрозой для здоровья населения. Только за 2006 год в разных регионах Украины зарегистрировано 8 вспышек инфекционных заболеваний, вызванных употреблением некачественной питьевой воды. Проблемой является также тот факт, что «в Украине практически не существует технологий «абсолютного оздоровления воды». Всеукраинская экологическая лига призывает власти принять необходимые меры по улучшению качества питьевой воды в Украине.

Со слов заместителя председателя Всеукраинской экологической лиги Т. Тимочко в Украине существуют определенные документы, программы оздоровления водных ресурсов, бассейнов определенных рек, существует программа «Питьевая вода», однако, как и множество других государственных программ, они не работают, поэтому необходимо использовать альтернативные способы очистки воды. «Мы приняли решение создать мощный научный коллектив, который разработает первоочередные меры, которые могут уже сейчас улучшить состояние водоснабжения или качество питьевой воды в Украине».В первую очередь, необходимо провести серьезную ревизию природных вод Украины. «Мы должны понять, какие это запасы, и как они должны использоваться. Мы будем пытаться добиться того, чтобы это было поставлено под контроль, потому что сегодня эти воды в какой-то степени находятся без контрольного использования».

Для того, чтобы жители регионов Украины имели представление о том, какую воду они употребляют сегодня, Всеукраинская экологическая лига выпустила карту: «Экологическая ситуация и состояние питьевой воды в Украине».

Водные ресурсы Украины

Каждый сознательный человек должен обязательно иметь общее представление об особенностях современного экологического состояния, а также об основных направлениях государственной политики в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Экологизация экономики и сознания общества не является абсолютно новой проблемой. Практическое отображение экологичности тесно связано в первую очередь с государственной регуляцией процессов природопользования. Новым в данной проблеме является эквивалентность обмена между государством, природой и человеком, который базируется на законодательных, организационно-технических решениях. Эта проблема на современном этапе является очень острой. Она была сформирована на протяжении двух веков и в настоящее время приобрела свое критическое значение. Потому существует объективная необходимость вмешательства государства в естественно-экологическую сферу с целью достижения сбалансированного состояния, государство также должно заложить основы глобального эколого-экономического партнерства между субъектами предпринимательства, между иностранными партнерами, на уровне планетарного сотрудничества ради выживания и последующего развития Украины, а также всей цивилизации.

Украина должна пытаться соответствующим образом реагировать на общественные проблемы и поддерживать прогрессивные мировые инициативы и решения: вступать в разные международные союзы, общества, подписывать соглашения. Например, такие как подписала в Рио-де-Жанейро в 1992 году “Повестку дня на XXI век” и Конвенцию об охране биологического многообразия. Сегодня, на грани третьего тысячелетия, Украина пытается стать государством, надежным партнером относительно решения глобальных и региональных проблем в европейском и мировом содружестве. Богатый естественно-ресурсный потенциал, высокообразованное население, развитые индустрия и инфраструктура создают все необходимые предпосылки для внедрения в Украине требований данной Конвенции.

Как свидетельствует опыт, проводить эффективную политику неизнурительного развития в государстве достаточно тяжело даже при условиях процветающей экономики. Тем более сложной выглядит эта проблема в Украине, возобновленном государстве, которое переживает унаследованный глубокий системный кризис и вынужденная одновременно разрешать множество проблем: экономических, социальных, экологических.

Невзирая на разные проблемы, все же реализация принципов сбалансированного развития в Украине началась почти одновременно с провозглашением независимости. С 1991 года экономические и экологические реформы в нашей стране направлены на достижение сначала компромисса между производственным и естественным потенциалом, а впоследствии - на переход к гармоничному их сосуществованию в интересах людей. В основу формирования новой политики был положен базовый принцип, согласно с которым экологическая безопасность государства становится важным элементом и составляющей национальной и глобальной безопасности.

Исходя из этого в Украине разработанные “Основные направления государственной экологической политики”. Этот документ определяет не только цель и приоритетные задания охраны окружающей среды, но и механизмы их реализации, направления гармонизации и интеграции экологической политики Украины в рамках процесса окружающей ”Среды для Европы” и мировом экологическом процессе. Именно на основании этого документу, что соединяет стратегические цели с конкретными заданиями, разрабатываются программы Правительства в отрасли охраны окружающей среды и экологической безопасности. После образования целевого Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности в Украине сформирована целостная система регуляции и управления природопользованием и охраной природы, экологической безопасностью, которая, за выводами международных экспертов, отвечает современным требованиям. В чрезвычайно сжатые сроки разработано и оформлено правовые принципы для решения экологических проблем, внедрено экономический механизм природопользования, в соответствии с международными требованиями создается национальная система стандартов относительно обеспечения экологической безопасности и природопользования.

Охрана природы стала одним из основных приоритетов молодого государства, поскольку сохранение биологического и ландшафтного многообразия является основой, которая обеспечивает возможность любого природопользования и развития общества.

Водные ресурсы и экосистемы Украины

Основные источники пресной воды на территории Украины - стоки рек Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца, Дуная с притоками, а также малых рек северного побережья Черного и Азовского морей. Нарушение норм качеств воды достигло уровней, которые ведут к деградации водных экосистем, снижения производительности водоемов. Значительная часть населения Украины использует для своих жизненных потребностей недоброкачественную воду, что угрожает здоровью нации.

Суммарная величина стоков рек Украины без Дуная в средний за водностью год составляет 87,1 млрд. куб. метров, снижаясь в маловодный год до 55,9 млрд. куб. метров. Непосредственно на территории государства формируется соответственно 52,4 и 29,7 млрд. куб. метров воды, остальные поступают из смежных территорий. Водные ресурсы Дуная составляют в средних 123 млрд. куб. метров воды на год.

Прогнозные ресурсы подземных вод питьевых качеств распределены на территории Украины крайне неравномерно и составляют 22,5 млрд. куб. метров на год (61,7 млн. куб. метров на сутки), из которых 8,9 млрд. куб. метров (24,4 млн. куб. метров на сутки) гидравлически не связанные с поверхностным стоком и составляют дополнительную составляющую к поверхностному стоку. Водозабор подземных вод в составе прогнозных ресурсов составляет 21 процент, что свидетельствует о возможности более широкого использования их во многих областях.

С целью обеспечения населения и народного хозяйства необходимым количеством воды в Украине построено 1087 водохранилищ общим объемом свыше 55 млрд. куб. метров, 7 больших каналов длиной около 2000 километров с подачей на них свыше 1000 кубометров воды за секунду, 10 больших водоводов большого диаметра, по которым вода поступает в маловодные регионы Украины.

Расходы свежей воды в Украине на единицу выработанной продукции значительно превышают такие показатели в развитых странах Европы: Франции - в 2,5 раза, ФРГ - в 4,3, Великобритании и Швеции - в 4,2 раза.

Обеспечение водой населения Украины в полном объеме осложняется через неудовлетворительные качества воды водных объектов. Качества воды большинства из них по состоянию химического и бактериального загрязнения классифицируются как загрязненная и грязная (IV - V класс качеств). Острейшее экологическое состояние наблюдается в бассейнах рек Днепра, Северского Донца, реках Приазовья, отдельных притоках Днестра, Западного Буга, где качество воды классифицируется как очень грязная (VI класс). Для экосистем большинства водных объектов Украины свойственные элементы экологического и метаболического регресса.

К основным загрязняющим веществам принадлежат нефтепродукты, фенолы, азот аммонийный и нитратный, тяжелые металлы и тому подобное.

Для подавляющего большинства предприятий промышленности и коммунального хозяйства сброс загрязняющих веществ существенно превышает установленный уровень предельно допустимого сброса (дальше - ГДС). Это приводит к загрязнению водных объектов, нарушения норм качеств воды.

Основными причинами загрязнения поверхностных вод Украины являются:

  • сброс неочищенных и не достаточно очищенных коммунально-бытовых и промышленных стоковых вод непосредственно в водные объекты и через систему городской канализации;
  • поступление к водным объектам загрязняющих веществ в процессе поверхностного стока воды из застроенных территорий и сельхозугодий;
  • эрозия почв на водозаборной площади.

Качественное состояние подземных вод в результате хозяйственной деятельности также постоянно ухудшается. Это связано с существованием на территории Украины около 3 тыс. фильтрующих накопителей стоковых вод, а также с широким использованием минеральных удобрений и пестицидов. Наиболее неудовлетворительное качественное состояние подземных вод в Донбассе и Кривбассе. Значительную опасность в эксплуатационных скважинах Западной Украины составляет наличие фенолов (до 5 - 10 предельно допустимых концентраций - дальше ПДК), а также повышения минерализации и роста содержания тяжелых металлов в подземных водах Крыма.

Проблема экологического состояния водных объектов является актуальной для всех водных бассейнов Украины. Что же касается Днепра, водные ресурсы которого составляют около 80 процентов водных ресурсов Украины и обеспечивают водой 32 млн. населения и 2/3 хозяйственного потенциала страны, то это одно из важнейших заданий экономического и социального развития и природоохранной политики государства. Это предопределено сложной экологической ситуацией на территории бассейна, поскольку 60 процентов ее распахано, на 35 процентах земля сильно эродирована, на 80 процентах - трансформирован первичный естественный ландшафт. Водохранилища на Днепре стали аккумуляторами загрязняющих веществ. Значительный вред нанесен северной части бассейна в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; в критическом состоянии находятся малые реки бассейна, значительная часть которых потеряла естественную способность к самоочистке. В катастрофическом состоянии находятся реки Нижнего Днепра, где ежегодно имеет место осложнение санитарно-эпидемиологической ситуации, снижается вылов рыбы, беднеет биологическое многообразие.

Значительного вреда экосистеме Днепра рядом с ежегодным загрязнением бассейна органическими веществами (40 тыс.тонн), нефтепродуктами (745 тонн), хлоридами, сульфатами (по 400 тыс.тонн), солями тяжелых металлов (65 - 70 тонн) наносит загрязнения биогенными веществами в результате использования отсталых технологий сельскохозяйственного производства, низкой эффективности коммунальных очистительных сооружений.

Экологическое оздоровление бассейна Днепра является одним из важнейших приоритетов государственной политики в отрасли охраны и воссоздания водных ресурсов. 27 февраля 1997 года Верховной Радой Украины утвержденная Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качеств питьевой воды. Основной целью Национальной программы является возобновление и обеспечение постоянного функционирования Днепровской экосистемы, качественного водоснабжения, экологически безопасных условий жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности и защиты водных ресурсов от загрязнения и истощения.

Не в лучшем, а кое-где и в худшем состоянии находятся бассейны других рек Украины (Северского Донца, Днестра, Западного Буга, Южного Буга, бассейны рек Приазовской и Причерноморской низменностей). Потому цель и стратегические направления, определенные Национальной программой для Днепра, являются аналогичными и для других водных бассейнов Украины.

Проблемы водных ресурсов Украины

Системный анализ современного экологического состояния бассейнов рек Украины и организации управления охраной и использованием водных ресурсов дал возможность очертить круг наиболее актуальных проблем, которые нуждаются в решении, а именно:

  •  избыточная антропогенная нагрузка на водные объекты в результате экстенсивного способа ведения водного хозяйства привела к кризисному уменьшению самовоспроизводящих возможностей рек и истощения водноресурсного потенциала;
  • стала тенденция к значительному загрязнению водных объектов в результате неупорядоченного отведения стоковых вод от населенных пунктов, хозяйственных объектов и сельскохозяйственных угодий;
  • широкомасштабное радиационное загрязнение бассейнов многих рек в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • ухудшение качеств питьевой воды в результате неудовлетворительного экологического состояния источников питьевого водоснабжения;
  • несовершенство экономического механизма водопользования и реализации водоохранных мероприятий;
  • недостаточная эффективность существующей системы управления охраной и использованием водных ресурсов в результате несовершенства нормативно-правовой базы и организационной структуры управления;
  • отсутствие автоматизированной постоянно действующей системы мониторинга экологического состояния водных бассейнов акватории Черного и Азовского морей, качества питьевой воды и стоковых вод в системах водоснабжения и водоотвода населенных пунктов и хозяйственных объектов.

Долгосрочными целями политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем являются:

  • уменьшение антропогенной нагрузки на водные объекты;
  • достижение экологически безопасного использования водных объектов и водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных потребностей общества;
  • обеспечение экологически стойкого функционирования водного объекта как элементу естественной среды с сохранением свойства водных экосистем возобновлять качества воды;
  • создание эффективной структуры управления и механизмов экономической регуляции охраны и использования водных ресурсов.

Для поэтапного выполнения отмеченных целей необходимо осуществить комплекс мероприятий за такими приоритетными направлениями:

  • охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения;
  • экологически безопасное использование водных ресурсов;
  • возрождения и поддержки благоприятного гидрологического состояния рек и мероприятия борьбы с вредным действием вод;
  • усовершенствование системы управления охраной и использованием водных ресурсов;
  • уменьшение влияния радиоактивного загрязнения.

Реализация отмеченной водно-экологической политики должна осуществляться на основе разработки и поэтапного внедрения природоохранных мероприятий, определенных Государственной и региональными программами экологического оздоровления водных бассейнов.

Важным условием реализации политики рационального использования и возобновления водных ресурсов и экосистем на ближайшие годы является необходимость выполнения в первую очередь мероприятий, которые не нуждаются в значительных капитальных затратах, а именно:

  • повышение общей культуры производства;
  • суровое соблюдение технологических норм потребления и использования водных ресурсов;
  • поддержка в надлежащем состоянии действующих очистительных сооружений и оборудования;
  • предотвращение аварийных ситуаций;
  • обеспечение своевременной уборки мусора и очистки застроенных территорий, сурового контроля со стороны природоохранных органов по состоянию застроенных территорий городов;
  • соблюдение законодательства относительно режима использования прибрежных полос и водоохранных зон;
  • контроль за хранением и использованием органических и минеральных удобрений, ядохимикатов, нефтепродуктов и тому подобное с целью предотвращения их выноса в воду.