Карта участка реки Южный Буг № 9-10: Шумилов – Джулинка – Березки-Бершадские – Ставки – Гайворон – Солгутово – Соломия – Буговое – Хащеватое – Казавчин – Сальково

Карта реки Южный БугСкачать  «Карты участков реки Южный Буг № 9-10:  Красноселка - Шумилов - Джулинка - Березки-Бершадские - (Винницкая обл.) - г.Гайворон (Кировогр. обл.) - Соломия - Хащеватое - Казавчин - пгт Сальково»

Скачать «Карты рек для водного туризма: Днепр, Десна, Днестр, Южный Буг и др.»  бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Южный Буг на данном участке протекает еще территорией Бершадского района Винничины  мимо сел Шумилов, Джулинка, Березки-Бершадские, Луговая, Ставки и продолжает нести свои воды уже в Кировоградской области в окрестностях города Гайворон. Почти на стыке областей река принимает в себя справа воды притока р. Дохна.

Здесь на левом берегу Южного Буга раскинулось село Джулинка. Старая часть села расположена в низовье реки, а новая — на холмистом берегу. Через село протекают две безымянные притоки Южного Буга.

Говорят, что свое название Джулинка получила от тюркского слова «джуя», т.е.  «смелый»; так называли татары местных храбрых сторожевых казаков.

В конце XIX в. через село прошла узкоколейная железная дорога, что в значительной степени повлияло на занятие населения. В 1970-х годах железную дорогу перестроили на широкую колею.

На данный момент на ст. Джулинка останавливается пригородный поезд Винница-Гайворон. Ниже по течению расположен город Гайворон.

Гайворон - административный центр Кировоградской области, расположен на левом берегу Южного Буга. Сам город  образовался от слияния трех сел – Гайворона, Струнькова, Ташлыка. В 18 веке рядом с Гайвороном стояли старые поселения Струньков и Струньковский Ташлык, которые входили в Хащеватскую волость Гайсинского уезда Подольской губернии - только в 1938 году они были объединены с Гайвороном.

Долгое время Гайворон с соседними деревнями и окрестными землями принадлежали графу Станиславу Потоцкому - крупнейшему землевладельцу Украины. Во второй половине 19 века городок превратился в еврейский центр - здесь начали развиваться торговля и ремесла. В 1869 году подданный Пруссии Вильгельм Дистель на Южном Буге построил плотину и деревянную водяную мельницу. В 1903 году деревянное сооружение сгорело и на ее месте возвели каменную мельницу, которая стоит и по сей день, но правда осмотреть её можно только со стороны реки и с другого ее берега. В 1950 г. при строительстве ГЭС образовалось водохранилище.

ГайворонВ городе  есть два вокзала – главный, на южной стороне станции, от которого отправляются поезда  широкой колеи, и узкоколейный к северу от него, по другую сторону пути.

При сплаве туристы могут отдохнуть и  ознакомиться с основными достопримечательностями города - Гайворонской узкоколейной железной дорогой и гранитным кварталом железнодорожников.

«Железный остров» -  раннеславянский металлургический центр близ Гайворона. Один из старожителей с.Хащеватое рассказал, как перед войной в Хащеватое приезжали геологи, несколько человек останавливались на постой в родительском доме. Они искали полезные ископаемые и брали пробы в окрестностях села, говорили, что здесь богатая марганцем железная руда.

В 1960—1961 гг. экспедиция Института археологии АН УССР, которую возглавлял В. Даниленко, откопала раннеславянский металлургический центр VI—VII вв. н. э. на безымянном острове на реке Южный Буг между городом Гайвороном и селом Солгутово. Очевидно, эти раскопки были связаны с тем, что водохранилище Гайворонской ГЭС, которую ввели в эксплуатацию в 1964-м, должно было затопить остров. Эту достопримечательность около Гайворона археологи рассматривают как отделенный центр металлургического ремесла с высоким уровнем технического усовершенствования и широким масштабом производственной деятельности.

Остров имел форму овала, вытянутого с запада на восток на один километр при ширине 250—300 метров. Крутые берега возвышались над уровнем реки до двух метров. Старожилы говорят, что во время больших наводнений остров затапливался. С правой стороны проходило старое русло Буга, которое в западной части острова было очень заилено и искусственно перегорожено для соединения Гайворона с Солгутово.

Остров, как археологическая достопримечательность, открыт в 1960-ом. Вряд ли случайным следует считать его использование для металлургического центра. Ведь нужна вода для промывания руды и закалки железа, а также отдаленность от жилых сооружений, что диктовалось противопожарными требованиями. Неподалеку были и руда, и топливо. В течение двух лет на острове раскрыли площадь свыше трех тысяч квадратных метров и открыли 25 железоплавильных печей двух типов — четыре агломерационных печи и 21 горн, 12 из которых почти полностью сохранили свою форму. В агломерационных печах происходил процесс предварительного обжига (обогащения) железной руды, а горны использовали для возобновления железа. Агломерационные печи сравнительно больших размеров — до 1,4 метра в диаметре. Горны были из глины, со значительными примесями песка, и имели овальную форму с внешним диаметром 40—45 сантиметров.

Сырьем для горнов был бурый железняк, залежи которого открыты в полутора километрах на восток от острова близ села Антонева, которое сегодня в пределах села Хащеватое, где они прямо выходят на поверхность. Это марганцево-железистые руды, которые содержат значительно больше железа, чем окружающие болотные руды. Очевидно, наличие на поверхности легкодоступной для разработок бурой железной руды и обусловило появление в этом районе древнего металлургического центра».

Агломерационная печь своей производительностью превышала горн в несколько раз. За один законченный цикл она могла дать несколько десятков килограммов готовой руды для горнового процесса, тогда как один горн для загрузки требовал не больше 10—12 килограммов. Количество руды в горне обусловливалось количеством топлива, которое он мог вместить, поэтому количество угля по отношению к крице достигало 8—10 кратности. Исходя из объемов горнов, вес крицы в них мог достигать трех  килограммов. При такой производительности одна агломерационная печь могла обеспечить сырьем 4—5 горнов.

Своей продукцией остров обеспечивал не только потребности собственного поселения, но и распространял железо как полуфабрикат далеко за его пределами. По расчетам археологов, на острове было выработано столько железа (до 440 килограммов), что его бы хватило для обеспечения сельскохозяйственным, ремесленным и бытовым инвентарем жителей 5—8 поселений того времени.

Здесь нашли три фрагмента кухонных ножей, серебряную сережку, железный рыболовный багор, точильные камни, обломки красноглиняных амфор эллинистического периода. Кстати, именно на основании керамики и серебряных сережек металлургический центр на острове близ Гайворона археологи датируют VI—VII вв. н. э.».

А ещё Гайворонщина имеет интересный, но не «раскрученный» туристический потенциал. Наверное, в каждом населенном пункте есть природные и историко-культурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов, но о которых знают только местные жители или краеведы. Чтобы приспосабливаться к этому новому сложному миру, который меняется беспрецедентно быстро, каждому из нас нужно постоянно учиться - жить по принципам «обучение в течение жизни» (life-long learning). Одной из самых простых, самых приятных и доступных форм такого обучения являются путешествия, познавательный туризм, и как его разновидность - геотуризм и индустриальный туризм.

Гайворонский район расположен в юго-западной части Украинского щита Восточно-Европейской платформы и является уникальным местом для развития геотуризма. Здесь на ограниченной территории, которая относится к территории древнего освоения (о чем свидетельствуют обнаруженные археологические находки, хотя некоторые затоплены сейчас водами Гайворонского водохранилища) встречаются различные природные и антропогенные комплексы, что позволяет в полной мере наблюдать и изучать различные геологические и геоморфологические объекты.

По предварительным исследованиям, этой территории присущи черты старопромышленных районов. Она претерпела мощных антропогенных изменений, поэтому имеет немало крупных карьеров, отвалов пустой породы, дорожных объектов, гидротехнических сооружений, жилых и технологических зданий и тому подобное. Здесь сформировался карьерно-отвальный тип ландшафта - неотъемлемый компонент в структуре горно-промышленных комплексов Правобережной Украины.

Несмотря на это (а может, и именно поэтому), специалисты Гайворонского районного краеведческого музея совместно с кафедрой географии Уманского ГПУ им. П. Тычины вместе со специалистами-геологами разработали и продолжают разрабатывать специализированные туристические маршруты района.

Среди них наиболее известны карьер Завальевского месторождения графита, Гайворонского месторождения мигматитов, Викненского месторождения каолинов, промышленные и транспортные предприятия, жилые здания и т.п. Гайворонский специализированный гранитный карьер - его развитию способствовало Гайворонское месторождение мигматитов (мигматит - горная порода, смесь магматического материала c реликтовым материалом метаморфических пород). В 30-годах ХХ в. бурная индустриализация Украины требовала строительных материалов, в частности материалов из камня. Взгляды геологов, промышленников направлялись прежде всего к тем участкам, где кристаллические породы выходили на земную поверхность. Такой массив в свое время был открыт на левом берегу Южного Буга близ впадения в него небольшой р. Ташлык. С 1938 г. дан отсчет карьеру, как горного предприятия по добыче и переработке камня открытым способом. В первые годы становления предприятия, а по сути до начала Второй мировой войны, доминировал исключительно тяжелый ручной труд с использованием ломов, молотов, кирок, лопат. С началом работы карьера в корне изменились окружающий виды, условия труда и быта, другими стали критерии жизни ....