Карта Харьковской области

Карта Харьковской областиСкачать «Карта Харьковской области»

Скачать «Карты городов и областей Украины»  бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

На протяжении последних столетий Харьковский регион и Харьков стали не только традиционным центром Восточно-украинских земель, но и одним из наиболее развитых промышленных регионов Украины и юга Восточной Европы. Однако древняя история края берет свое начало в далеком прошлом.

Когда-то в степях и лесостепях современной Украины жили скифы и сарматы, занимавшиеся скотоводством, земледелием и ремеслом, а также племена уникальной салтовской культуры, древние следы которой были обнаружены в селе Верхний Салтов (Волчанский район Харьковского региона).

В Х-ХII в. на правом берегу реки Уды располагался древнеславянский город Донец, который неоднократно упоминается в летописях, - один из форпостов Киевской Руси в борьбе с кочевниками.

В первой половине XII века, во время татаро-монгольского нашествия, территория края подверглась безжалостному опустошению и вскоре превратилась в так называемое "Дикое поле", покрытое лесами и степными травами.

Именно здесь, между лесами и болотами, проходил печально известный Муравский шлях - путь из Крыма на Русь, по которому совершали нашествия за добычей и невольниками крымские и ногайские татары.

Для защиты от них в начале XVII века среди "Дикого поля" начали создаваться первые малочисленные укрепленные пункты - небольшие крепости и остроги - Царе-Борисов (1600 г.), Чугуев (1638 г.), Валки (1646 г.).

Активное освоение этих земель началось в 30-е годы XVII века, а массовый характер приобрело во время освободительной войны украинского народа в 1648 -1654 годах. Тогда на огромных территориях современного Востока Украины, в основном, проживали переселенцы с Заднепровья. Земли эти называли Слободской Украиной, или Слобожанщиной, центром которой стал Харьков, основанный в 1654 году на слиянии рек Харьков и Лопань.

В течение 1656-1659 годов, под руководством первого воеводы Воина Селифонтова, на месте современной центральной части города была построена деревянная крепость. Поэтому на первом гербе Харькова изображали золотой натянутый лук со стрелой на зеленом поле.

Для защиты от татар в середине XVII века были созданы Харьковский, Изюмский, Ахтырский, Сумской и Острогожский слободские казачьи полки. Харьков быстро стал военно-административным, а позже - торгово-ремесленным и экономическим центром всей Слобожанщины.

В период формирования и расцвета Восточно-Слободских земель Украины (XVII век) Харьков получил статус губернского города, а с 1780 года - центра Харьковского наместничества (потом - Слободско-Украинской, а позднее - Харьковской губернии).

В 1781 году императрицей Екатериной II Харьковской губернии был дарован новый герб: "...в зеленом поле положенные крестообразно рог изобилия с находящимися в нем плодами и цветами и Кадуцея или Меркурьев жезл, изъявляющие как изобилие окружных стран того города, так и торговлю, производимую на бывающей там знатной ярмарке..." (П.П. фон Винклер "Гербы Российской империи". Санкт-Петербург, 1899). Данный герб был официальной эмблемой Харьковской губернии до 1917 года, является он таковым для Слобожанщины и в настоящее время.

Жизнь и дальнейшее развитие региона полностью оправдали значение этой символики. Харьковский регион и Харьков стали крупным центром ремесел и торговли на юге Российской империи. В значительной степени этому содействовало ее географическое положение на перекрестке путей из Москвы, Петербурга, Киева в Крым и на Кавказ. В середине XIX в. товарооборот харьковских ярмарок составлял почти 50% товарооборота всех ярмарок Украины.

Уже с конца XVII - начала XIX вв. в губернии возникают первые мануфактуры, а позже - фабрики и заводы.

С конца XIX в. началось бурное промышленное развитие Харьковщины. Проложена Курско-Харьковско-Азовская железная дорога (1869 г.), в городе основаны крупные заводы: сельскохозяйственных машин, паровозостроительный, чугунолитейные, а в губернии - Гутянский сахарный (1869 г.), Будянский фарфорофаянсовый (1885 г.) и другие.

Исторически сложилось так, что благоприятные природные условия, бесценные черноземные земли, широкий простор для торговли всегда привлекали иностранцев. А это, в свою очередь, давало толчок к развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, городского хозяйства.

И именно в конце XIX и в начале XX века развитие промышленности региона происходит с участием иностранного капитала.

Именно иностранное экономическое присутствие в этот период сыграло значительную роль в повышении темпов хозяйственного развития, увеличении объемов производства, превращении аграрного региона в регион с интенсивно развивающейся индустрией, в становление Харькова как крупнейшего промышленного центра.

Развивается машиностроительная отрасль. Фирма "Бельке и К" организует производство различных фабричных машин, создает чугунно-меднолитейный, механический и котельный заводы в г. Харькове.

В 1870 году А.А. Пельстрем вкладывает средства в создание машиностроительного и чугунолитейного завода (ныне машиностроительный завод "Красный Октябрь").

Общество М. Гельферикс-Саде создает завод сельскохозяйственных машин и оборудования, а в 1904 году этот завод объединяет свое производство с Бельгийским обществом (в дальнейшем завод "Серп и Молот").

Велосипедный завод Лейтнера, который развернул работу в 1915 году, в 1923 году становится Харьковским велосипедным заводом.

Завод "Общей Электрической Компании" ("ОЭК" - крупнейшая монополия в электропромышленности США) начинает выпуск продукции в 1915 году. Теперь это Харьковский электромеханический завод. Начальная стоимость основного капитала составляла 4,8 млн. золотых рублей.

Кроме этого, при участии иностранного капитала, были созданы целые отрасли промышленности. Это винокурни, пиво-медоваренные заводы, табачные фабрики, сахарные заводы, типографии.

В начале XX столетия в губернии насчитывалось 1982 школы, училища и гимназии (последние только в Харькове и уездных центрах), издавалось 10 газет, развивалось театральное и изобразительное искусство.

Здесь работали прогрессивные писатели Г. П. Данилевский, П. А. Грабовский, поэт и этнограф И. И. Манжура, корифеи украинского театра М. Л. Кропивницкий и М. К. Заньковецкая, ученые А. А. Потебня, Д, И. Багалей, художники С. И. Васильковский, И. Е. Репин и другие.

Быстрый рост промышленности и торговли, железнодорожное строительство, развитие науки и культуры способствовали становлению градостроительного искусства в Харькове.

Трудно переоценить вклад архитекторов Е. А. Васильева, А. А. Тона, К. А. Толкунова, М. И. Ловцова, А. Н. Бекетова (этот список можно продолжить), много сделавших для упорядочения и благоустройства строительства Харькова, возведения уникальных сооружений, которые придали нашему городу своеобразие и неповторимость.

Советскую власть на Харьковщине в декабре 1917 г. провозгласил первый Всеукраинский съезд Советов. С 1919 по 1934 гг. Харьковявлялся столицей Украины. Харьковская область была образована 27 февраля 1932 года.

В 1930-1931 годах на Харьковщине была проведена коллективизация сельского хозяйства. Голодомор тех лет оставил свои страшные следы: смертность на Слобожанщине возросла в четыре - одиннадцать раз...

В 1930-е годы на Харьковщине возрождались старые промышленные предприятия, возводились новые гиганты индустрии: тракторный, станкостроительный, подшипниковый, турбогенераторный и другие заводы.

Быстрыми темпами развивалось строительство, сооружен новый общественный центр города с одной из крупнейших площадей в мире - им. Дзержинского (ныне площадь Свободы), с первыми в стране сооружениями Госпрома и Дома проектов.

Харьков тогда являлся вторым по величине городом Украины и четвертым в СССР, крупнейшим транспортным узлом Востока Европы, одним из ведущих научных и культурных центров.

Более 400 тысяч харьковчан бились на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), две трети из них погибли.

Оккупация области длилась с 20 сентября 1941 по 20 сентября 1943 г.

За эти годы Харьковщина восемь раз становилась местом важнейших сражений.

Здесь погибло более 500 тысяч воинов Советской Армии и гражданского населения, а Харьков печально известен как один из городов Европы, наиболее разрушенных войной.

В конце 40-х годов из развалин поднялись заводы и фабрики Слобожанщины, началось восстановление городов и сел области.

В 1950-1960-х годах в Харькове строятся большие жилые массивы Павлова Поля, Селекционной станции и Орджоникидзевского района, а в 1970-1980-х годах - Салтовки и Алексеевки, Рогани и Холодной горы.

Сегодня Харьковщина - это один из наиболее развитых промышленных центров Украины, где ведущую роль играют предприятия машиностроения и металлообработки, энергетики и военно-промышленного комплекса.

Сельскохозяйственное производство характеризуется многоотраслевой структурой.

Область имеет мощный научный потенциал, широко разветвленную сеть высших, средних специальных и общеобразовательных учебных заведений, культурных и культурно-просветительных учреждений.