Солом’янський район м.Києва

Солом'янський район м.КиєваСкачать «Солом'янський  район м.Києва»

Скачать «Карты областей Украины»  бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Соломенский район - один из десяти административных районов Киева, расположен на холмах правого берега Днепра в юго-западной части столицы.

Площадь: 40,05 кв.км. (4,84% от общей площади Киева).

Население (на 01.07.2015): 358,8 тыс. человек.

Район охватывает исторические местности: Соломенка, Железнодорожная колония, Шулявка; к ним примыкают бывшие поселки и хутора Караваевы Дачи, Грушки, Отрадный, Чоколовка, Батыева Гора, Кучмин Яр, Александровская Слободка, Совки, Жуляны.

В советское время на нынешнем поприще района был создан поселок Монтажник, построены жилые массивы Первомайский, Отрадный, Железнодорожный, а в постсоветские годы - так называемый "Турецкий городок".

Следует отметить, что в городскую черту эти земли попали сравнительно недавно. В древние времена Киев занимал лишь небольшую часть своей нынешней территории. Укрепленный город высился на Старокиевской горе, у ее подножия лежал торгово-ремесленный посад - Подол, отдельный городок составлял Печерский монастырь с прилегающими поселениями и урочищами ... Все остальные местности представляли собой небольшие хутора или деревни, леса и рощи, хозяйственные земли. Впрочем, уже тогда территории сегодняшнего Соломенского района играли значительную роль для жизнедеятельности Киева.

Когда речь идет о ранних киевских древностях, чаще всего вспоминают знаменитую Кирилловскую стоянку эпохи верхнего палеолита (примерно 15-20 тысяч лет назад), когда наши предки еще охотились на мамонтов. Ее остатки обнаружили на Подоле. Однако точно известно, что следы другой человеческой стоянки тех самых времен были найдены в урочище Протасов Яр, у подножия Батыевой Горы. Их видели при прокладке здесь железной дороги. Орудия труда, которые сохранились от каменного века находили также и на Караваевых Дачах.

Люди продолжали обживать эту территорию и в последующие эпохи. Так в районе Совок были временные стойбища охотников эпохи неолита. На Соломенке обнаружили археологические материалы трипольской культуры. На Чоколовке и на Батыевой Горе исследованы так называемые зарубинецкие могильники ранних славян начала новой эры. Поэтому, ученые имели основания утверждать, что возникновение примерно полтора тысячелетия назад города Киева предшествовал целый "куст" более ранних поселений, в том числе и на месте Соломенского района.

Летописное предание об основании города рассказывает о его основателях - Полянском князе Кие, его братьев Щека и Хорива и сестры Лыбедь. Именно с именем последней традиционно связывают название реки Лыбидь - правого притока Днепра, наиболее известной из малых рек Киева. Она берет начало в частности от источников в парке "Отрадный", где сейчас установлен памятный знак. Во времена Киевской Руси Лыбидь с ее заболоченными берегами играла для города роль естественной защитной границы со стороны «поля», прикрывая юго-западные окраины от внезапных вражеских нападений. В статье летописи за 1136 г. упомянуто о перестрелке между киевскими и половецкими лучниками через Лыбедь, а в 1146-м г. здесь произошло серьезное военное столкновение, когда князь Изяслав Мстиславович выступил против великого князя киевского Игоря Ольговича и отобрал у него престол. Описывая это событие, летописец попутно вспомнил "Надовое озеро" и вал около него - сейчас считают, что речь идет о месте неподалеку от Лыбеди, в районе железной дороги и улицы Уманской. Круг этого вала и расположенной вблизи "Шелвовой Борки" (нынешняя Шулявка) стояли полки Изяслава ...

Вдоль течения Лыбеди археологические исследования открыли остатки нескольких поселений X - начала XIII века. Есть основания считать, что это были своеобразные дозорные пункты, места расположения небольших гарнизонов, которые первыми встречали врагов. Одно из таких поселений с остатками жилья, глинобитной печью и большим количеством керамики обнаружили во время строительных работ в районе железнодорожной станции "Караваевы Дачи".

К сожалению, никакие дозоры не в состоянии были остановить грозную волну монголо-татарского нашествия, которые докатилась до Киева в 1240 году. Эхо этого события отображено в названии Батыевой Горы - по легенде, на этом возвышении стоял шатер хана Батыя, который якобы любовался отсюда золотыми куполами города, захваченные его войском после длительной осады.

При литовско-польском господстве и власти русских царей местность вдоль р. Лыбедь превратилась в своеобразную житницу Киева - здесь стоял ряд водяных мельниц. Многие из них принадлежали Софии Киевской, Михайловскому Златоверхому и другим монастырям. На подробном плане города, составленном 1695 г. под руководством полковника Ивана Ушакова, эти мельницы и переправы-броды через Лыбедь составляли основные ориентиры местности. Между тем губернский город Киев преимущественно оставался в древних пределах. Только в первой половине XIX века его территория "выплеснулась за линию старых валов - и снова остановилась на рубеже Лыбеди. Правда, отдельные шаги через реку все же были сделаны, и самый заметный из них - возведение в середине позапрошлого века постройки Кадетского корпуса (ныне Министерство обороны ). Дальнейшее распространение города в этом направлении стало делом следующих десятилетий.

Когда в 1860-х годах в город на Днепре пришла железная дорога, удобной для размещения путей, насыпей и "полосы отчуждения" признали трассу вдоль Лыбеди. Был построен значительный комплекс вокзала и железнодорожных мастерских, позже - станцию ​​"Киев-Товарный". Это дало новый импульс жизнедеятельности близлежащих поселков - Шулявки, Соломенки, Жулян. Вблизи железной дороги и магистрального Брест-Литовского шоссе (ныне проспект Победы) росли новые промышленные предприятия, самое известное из них - бывший завод Гретера и Криванека ("Большевик"). Рабочие в поисках дешевого жилья, находили выход в обустройстве специальных рабочих поселков. Так в начале XX века образовались Караваевы Дачи и Чоколовка.

Важность и сложность железнодорожного дела обусловила всплеск научно-технической мысли. Юго-Западная железная дорога стала кузницей талантливых изобретателей, исследователей дорожного дела. Острую потребность в инженерных кадрах испытывали и капиталисты-промышленники, главным образом - владельцы многочисленных сахарных заводов Киевщины. Решением этой проблемы стало учреждение на Шулявке Киевского политехнического института. Он быстро превратился в неиссякаемый источник специалистов для всей страны.

В советское время приземистые дома рабочих уступили полноценным городским кварталам. Сюда пришла многоэтажная застройка, - были распланированы значительные жилые массивы.

Рядом с ними появились корпуса учебных заведений, крупных научных и медицинских учреждений. Бывшие рощи и пустыри превратились в благоустроенные парки. Гости города прибывали сюда через юго-западные "ворота" не только по железной дороге, но и воздухом - благодаря аэропорту "Жуляны". Во времена тяжелых испытаний эта местность, как в древности, останавливала вражеские войска - об этом свидетельствует история героической обороны Киева от гитлеровцев в 1941 г. ...

Непросто сейчас в ландшафте Соломенки или Батыевой Горы рассмотреть древности среди многочисленных новостроек, и реку Лыбидь давно спрятали в бетонный коллектор. Однако биография Соломенского района является неотъемлемой, весьма важной частью истории и современности столицы Украины.

История рождения Соломенского района

Соломенский район в своих современных границах появился на планах столицы Украины в нынешнем веке. Его территорию частично подчинено городскому районированию Киева сравнительно недавно. Однако за неполные полтора века в административном статусе территорий района произошло немало интересных и разнообразных метаморфоз.

Как известно, первые попытки ввести в Киеве территориальное деление были осуществлены в интересах полиции. Еще в XVIII веке город разделили на полицейские части (или участки), а части - на кварталы. В середине позапрошлого века было шесть таких частей: Дворцовая, Лыбидская, Печерская, Плоская, Подольская, Старокиевская. А вскоре Киев в своем непрерывном развитии преодолел рубеж Лыбеди. В 1879 году в его состав включили ряд пригородов - в частности Шулявку и Соломенку. Как следствие, в том же году полицейское разделение было уточнено, и город получил еще два участка - Лукьяновский и Бульварный. Именно к Бульварной части (назвван от Бибиковского бульвара - современного бульвара Тараса Шевченко) отнесли недавнюю пригородную слободку Соломенку, а также Железнодорожную колонию, Кадетский корпус, Кадетский Гай и так называемую "нижнюю Шулявку" (с южной стороны от Брест-Литовского шоссе) . В городскую черту вошли также поселения в Протасовом Яру, которое присоединили к соседней Лыбидской части.

Эта схема районирования существовала до начала XX века. А в дальнейшем произошли события, связанные со стремлением жителей Соломенки к "самоопределение". В 1901-1910 годах Соломенка с прилегающими к ней Кучминым и Протасовым Ярами и Батыевой горой была отделена от города, впоследствии эти территории вновь включили в городскую сеть, однако независимо от Бульварной части. На Соломенке был свой полицейский пристав. Фактически с 1910 года здесь в зачаточном состоянии уже были признаки будущего городского района. Действовали даже некоторые формы самоуправления: для Соломенки, Кучмина и Протасова Яров и Батыевой Горы образовали независимый участок по выборам в Городскую думу. В феврале 1911 г. Дума сформировала специальную комиссию "для ближайшего управления и заведывания в хозяйственном отношении" этими пригородами.

Между тем Шулявка, Железнодорожная колония и Кадетский Гай оставались в составе Бульварной части . В начале XX века в рамках этого же полицейского участка образовалось селение Караваевы Дачи. Бурные события революции и освободительной борьбы сопровождались несколькими попытками реформировать административное деление Киева, признанного столицей Украины. В частности, в августе 1918 года, в эпоху независимого Украинского государства гетмана Павла Скоропадского, было введено Киевское градоначальство, разделенное на 17 районов.

При этом львиная доля городских территорий, принадлежащих сейчас Соломенскому району, вошла в состав тогдашних Шулявского и Соломенского районов. Первый вобрал в себя Шулявку, Кадетский Гай, Караваевы Дачи; второй - Соломенку, Кучмин и Протасов Яри, Батыеву Гору, Совки. Правда, железнодорожная станция «Киев-Пассажирский» с Железнодорожной колонией принадлежали к Бульварному району, а станция «Киев-Товарный» - к Новостроенскому.

Однако после того, как в июне 1920 года в Киеве закрепилась советская власть, количество районов значительно сократили из-за разрухи и нехватки средств на содержание разветвленного аппарата, их оставили только пять, не считая левобережной Слободки. Названия новых районов происходили от наименований больших рабочих местностей, входивших в их состав: Демеевский, Печерский, Подольский, Соломенский и Шулявский. Как видим, Соломенка и Шулявка снова заняли заметное место на карте Киева, их границы распространялись значительно дальше настоящего Соломенского района: Шулявский район включал Святошино, Лукьяновку, Сырец, а Соломенский доходил до Прорезной улицы, к Ярославому Валу и до Львовской площади.

В 1921 году были организованы районные органы власти, состоялось избрание райсоветов и их исполнительных органов - райисполкомов. К новому районирования приспособили деятельность милиции и большевистских партийных органов. Но эта система существовала очень недолго. Учитывая снижение административного статуса Киева (он стал губернским, а затем окружным городом; столицей советской Украины до 1934 года был Харьков), активность общественной и хозяйственной жизни уменьшилась, и в июле 1922 г. райсовета и райисполкомы отменили. Решение местных дел перевели на городской совет.

Собственно, городские административные районы в то время использовали преимущественно для более удобного учета зданий, координации деятельности коммунальных служб и тому подобное, их границы и названия неоднократно менялись. Так Соломенский район некоторое время был Январским (в память о Январском восстании большевиков против Центральной Рады 1918 года); Шулявский район называли также Галицким и Раковским (в честь советского и международного коммунистического деятеля Христиана Раковского, одного из руководителей большевистской Украины). В конце концов, его переименовали в Октябрьский. Отдельные местности время от времени подчиняли то одному, то другому району. В начале 1930-х годов в Правобережной части Киева осталось 4 района: Ленинский, Петровский (так некоторое время именовали Подол в честь "всеукраинского старосты" Григория Петровского), Сталинский и Жовтневий. Между двумя последними были распределены территорию современного Соломенского района.

Между тем, преодолев последствия разрушения, город начал стремительно развиваться. Крупные промышленные предприятия, сооружались на окраинах, в корне изменили их вид. Население города неуклонно росло, появлялись новые учреждения образования, культуры, быта, активно развивались транспортные и коммунальные сети. Важной вехой в истории города стало возвращение Киеву в 1934 году статуса столицы республики.

Поэтому возникла насущная необходимость в восстановлении районного самоуправления, и в 1934 году были вновь созданы райсовета. Однако их количество оказалось недостаточным, а границы районов - такими, которые не соответствовали естественному рельефу и экономической ситуации. Встал вопрос о радикальной реформе административного районирования Киева, которая оптимизировала бы управление городом. Согласно постановлению ЦИК СССР от 4 апреля 1937 г. Киев состоял из 8 районов: Ленинского, Сталинского, Молотовского, Кагановичского, Кировского, Жовтневого, Петровского и единственного из всех левобережного - Дарницкого.

В состав Сталинского района среди других местностей включили привокзальную часть города, Железнодорожный колонию, Соломенку, Кадетский Гай, Чоколовку. К Кагановичскому, который носил имя одного из самых одиозных соратников Сталина, - Совки. К Жовтневому - Шулявку, Караваевы Дачи, хутор Отрадный.

Однако через год было признано лучше откорректировать это распределение. 9 апреля 1938 прошло принятия об образовании девятого района - Железнодорожного. Он был сформирован в первую очередь за счет разукрупнения Сталинского района. При этом Железнодорожный район вобрал в своих границах ряд местностей вдоль железной дороги - несколько кварталов над Лыбедью до улицы Саксаганского, Железнодорожную колонию, Соломенку, Чоколовку, недавно сформированный Первомайский поселок, Батыеву Гору, Протасов Яр. От Кагановичского района в его состав перешел поселок Совки. С тех пор территория нынешнего Соломенского района приходилась на Железнодорожный Жовтневый районы.

После трагических военных испытаний, освобождения от гитлеровской оккупации и восстановления Киева из руин город продолжал свое мирное развитие. В первые послевоенные десятилетия его территория делилась те же девять районов. Правда, многие из них изменили названия. К примеру, Петровский район еще до войны снова стал Подольским; вернули историческое название - Печерский - прежнему Кировском району. После осуждения на XX съезде КПСС культа личности Сталина и снятия с высоких постов его бывших сатрапов Сталинский район стал Радянским, Кагановичский - Московским, а Молотовский - Шевченковским.

В дальнейшем строительство в Киеве приобрело впечатляющие масштабы. Обновлялась сеть улиц, на окраинах возникали огромные жилые массивы. Такие преобразования привели к очередным изменениям в городском районировании, к увеличению общего количества районов, которых в 1988 году стало уже 14. В результате этих изменений площадь Жовтневого района было существенно сокращено: в 1965-1969 годах многие его кварталы у Брест-Литовского проспекта отошли к Радянскому району, а в апреле 1973-го всю западную часть района отделили, создав новый Ленинградский район.

Еще одно важное изменение произошло в 1988 году: бывший поселок Жуляны, который граничил с Железнодорожным районом, был включен в состав Киева.

В эпоху независимой Украины административное районирование города вновь подверглось реформированию.

В результате административно-территориальной реформы в октябре 2001 г. был создан Соломенский административный район города Киева. Его территория почти полностью охватила бывшие Железнодорожный и Жовтневый районы (за исключением кварталов на левом берегу Лыбеди, присоединенных к Голосеевскому району).

Таким образом, в современных границах Соломенский район объединил мощный научный, культурный и производственный потенциал двух важных столичных районов.

Характерной чертой района являются крупнейшие транспортные объекты столицы Украины - железнодорожные станции Киев-Пассажирский и Киев-Товарный, аэропорт "Киев" (Жуляны). Район имеет многоотраслевой мощный промышленный комплекс. На его территории сосредоточена большая часть научного потенциала города. Ведущее место в развитии здравоохранения района и города в целом занимают всемирно научно-исследовательские медицинские учреждения: Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Яновского, ННЦ институт кардиологии им. Н.Стражеско, Институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л. Громашевского, Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им.  Амосова, Институт клинической и экспериментальной хирургии, Центр микрохирургии глаза .....

В пределах района сформированы территории массового отдыха, которые представлены 13 парками. Любимыми местами отдыха киевлян и гостей столицы является парк Национального технического университета Украины «КПИ», парк «Отрадный», парк «Ландшафтный».

В районе располагаются 6 музеев с уникальными фондами и широкий спектр памятников истории и культуры: Государственный политехнический музей Украины, Музей Киевского метрополитена, Государственный музей авиации, центр народоведения «Казак Мамай» - тематический дендропарк, на основе которого действует центр народоведения по воспроизведению украинских традиций, обычаев, обрядов, забытых трудовых навыков и ремесел.

 Изюминка района-  Национальный музей авиации. С созданием музея город Киев, как столица авиационного государства, имеет комплексную экспозицию в виде технопарка с интернациональной «полудинамичной» коллекцией самолетов, вертолетов, образцов авиационного вооружения, оборудования для аэродромов, двигателей, систем и средств противовоздушной обороны. В настоящее время экспонируется более 80 образцов авиационной техники в виде коллекций образцов, как отдельных конструкторских серий, так и самолетов - экспонатов по назначению.

Не менее важной составной частью являются памятники, мемориалы, военные захоронения погибших воинамов в годы войны, которые находятся на территории района.

Итак, знакомство с Соломенским районом города Киева дает возможность посетить архитектурные памятники разных эпох и стилей; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории науки и культуры.