Река Горынь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876

Река Горынь на Военно-топографической карте Волынской губернии

Река Горынь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876

Река Горынь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876Скачать  карту «Река Горынь от истока до г.Тучин»

Река Горынь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876Скачать  карту «Река Горынь от г.Тучин до деревни Велюнь (устье Случи)» 

Скачать «Карты и атласы водных объектов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Из "Военно-статистического обозрения Российской империи", Волынская губерния, 1850 г.

Река Горынь имеет источники в пределах губерний, близь с. Волицы (недалеко м. Алексница), протекает через Кременецкий, Заславский, Острогский, Ровненеский уезды и в Минской губернии, впадает в р.Припять двумя рукавами. Она имеет падения 6 дюймов на версту, а средняя скорость течения, равняется 1 1/2 футам* в  секунду (старые меры длины: фут – 0,3048 метра, сажень – 2,16 метра, верста – 1066,8 метра).

В обыкновенных берегах, глубина реки от 4 до 20 футов, а ширина от 10 до 40 сажень. Берега реки, в верховьях ее, до м. Вишневка, крутые, делаются, мало помалу, отлогими, и до г. Заслава открыты, на всем протяжении, исключая окрестностей  м. Вишневца и с. Мислятина (близь г. Заслава), где они покрыты дубовыми  рощами. На этом протяжении левый берег, во многих местах командует правым и, частью, примыкает к руслу реки в виде каменных утесов, возвышающихся до 10 футов над меженным горизонтом. Между городами Заславом и Острогом, берега покрыты сплошным сосновым лесом, простирающимся далеко к западу и востоку; причем, правьй берег, возвышеннее левого. От г. Острога до м. Тучина, берега открыты; но командование преимущественно на левом берегу, в особенности, между г. Острогом и с. Розваж, у с. Бугрина, с. Дорогобужа, с. Рясников, м. Горынь-Града и с. Шубкова, где левый берег возвышен и крут.

От м. Тучина до северной границы губерний, вообще берега низменные, болотистые и покрыты лесом; незначительные возвышения, на правом берегу, встречаются у д. Суска и с. Ставка, а на левом по протяжению от с. Деражно до Бережницы, где пролегает большая проселочная дорога через м.Степань в Домбровицу, и где местность прилежащая к реке имеет почву несколько  песчаную. Дно реки Горыни, от истоков до с. Вильбуйна (близь г. Острога), усеяно каменьями и пересекается каменными грядами и песчаными отмелями; от г. Острога до впадения в р. Припять, дно попеременно песчаное и иловатое.

Постоянные переправы устроены:

  • в м. Вишневце плотина в 100 саж. с двумя мостами
  • в м.Ямполе, плотина в 150 саж. с мостом на перекладинах
  • в с. Дворце (против м. Крыницы) плотина в 180 саж. и каменный мост
  • в г. Заславе, плотина в 250 саж. с двумя мостами
  • в г. Остроге, плотина в 3 1/3 версты длиною и 3 саж. шириною, с 5 мостами на сваях, из которых крайний, от с.Вильбуйно, подъемный на цепях
  • в с. Рясниках, плотина в 170 саж. длиною с подъемным мостом на цепях (весною во время разливов, сообщение прерывается дней на 10)
  • в м. Тучине, плотина в 150 саж. с двумя мостами, из которых один подъемный
  • в м. Александрии, плотина и подъемный мост со шлюзом.

Паромы имеются: 1) в с. Васьковцах; 2) в с. Мнишине; 3) в д. Подоляках; 4) в д. Черняхов; 5) в с. Бугрине; 6) в с.Гарбаков (против м. Гощи); 7) в д. Суске; 8) в с. Збужье; 9) в м. Степани (здесь сверх парома устроена плотина сажень в 300 с 6-ю мостами); 10) в с. Ремчицах (против м. Бережницы), где на левом берегу, к м.Бережнице, устроена сверх того, длинная плотина; 11) в м. Домбровице, где сверх того, устроена плотина в 1 1/2 версты длиною, с 4-мя мостами; 12) в м. Высоцке, где сверх того, есть длинная плотина не совсем исправленная, после весеннего разлива 1845 года.

Кроме этих паромов, есть еще меньшие на малых проселочных дорргах Ровненского уезда: в с. Речице, д. Корчине, Вульке, Бегле, с. Хоцине, д. Билятичах. На переезде паромом, потребно: в обыкновенное время от 5-10 минут, а весною, в полноводье, от 1/2 до 1 часу. Большие паромы имеют длины около 5 — а ширины около 3 1/2 саж., меньшие паромы длины около 3 1/2— а ширины около 2 сажень.

Сверх того, имеются мельничные плотины и мосты на сваях: 1) в с. Устечко, 2) в с. Бутино, 3) в д. Мышковцах, 4) в д. Загородье,5) в с. Гребове, 6) в с. Паньковцах, 7) в с. Ляховцах, 8) в с. Михнове, 9) въ с. Шушовцах и 10) в с. Гумовцах; все oни весною, во время разливов, часто подвергаются порче; а потому, при движении войск, требуют предварительного осмотра.

Мельниц на р. Горыне до 64-х. Долина реки, до г. Заславля, большею частью узка и от частых запруд, образует много ставов обильных рыбою; в особенности замечателен, в этом отношении, ставь у с. Дворца (против м. Корницы). От г. Острога и м. Тучина, долина реки постепенно делается шире, и имеет много заплавных лугов. Вообще, а в особенности в Ровненском уезде, долина реки наполнена непроходимыми болотами, поросшими камышом, очеретом (высокая трава) и кустарниками, Значительная ширина ее в Ровненском уезде, затрудняет переправу через реку, в особенности во время весенних разливов , когда вода возвышается над меженным горизонтом от 7 до 14 футов, и осенью, когда вода, против обыкновенного, прибывает от дождей фута на три. Во время весенних разливов, продолжающихся около 6 недель, переправа паромов, производится с трудом, не иначе, как с помощью шестов, а во многих местах перевозом на лодках, что продолжается, в Острогском уезде, около недели), а в Ровненском до 2-х и более недель. Вскрытие реки, обыкновенно начинается около половины марта, и разлитие вод продолжается до первых чисел мая. Река Горынь до впадения ее в реку Припять, судоходна на протяжении около 537 верст, начиная от с. Нетешина (в 10-ти верстах выше г. Острога). Сплав по ней открывается со вскрытием реки; в противном случае, мелководье может препятствовать  совершению дальнего пути. Главнейшая пристань, находится в  м. Тучине, в котором имеется местопребывание начальника дистанций Путей сообщения, заведующего судоходством по р. Горыни и р. Случь. В м. Тучине, м. Александрии и с. Козлине, построены однокамерные деревянные шлюзы, способствующее успешному судоходству по Горыне. Ежегодно сплавляется по этой реке, от 500 до 750 плотов и судов, на сумму от 150-и до 200 тыс. руб. серебром.

По Острогскому уезду, сплавляются только плоты, а по Ровненскому, сверх  плотов, ходят барки и большие лодки. Сплав вниз по реке, требует около 18 дней; а вверх, около 45 дней. Неудобства судоходства по р. Горыни , происходят от худо расчищенного бичевника (сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате), мелей и наплавных мельниц.