Река Случь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1866-76

Река Случь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876

Река Случь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876

Река Случь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876

Скачать  карту «Река Случь от истока до г.Новоград-Волынска»

Река Случь на Военно-топографической карте Волынской губернии,1876Скачать  карту «Река Случь от г.Новоград-Волынска до устья» 

Скачать «Карты и атласы водных объектов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Из "Военно-статистического обозрения Российской империи", Волынская губерния, 1850 г.

Река Случь, берет начало близь д. Чухела (Староконстантиновскго уезда), протекает на протяжении около 100 верст по уездам: Староконстантиновскому, Новград-Волынскому и Ровненскому, в котором впадает в р. Горынь, несколькими рукавами, между с. Сельцом и м. Высоцком. В средние воды, скорость ее течения равняется 2-м футам в секунду; глубина от 3-х до 15 футов; ширина от 10 до 30 сажень*  (старые меры длины: фут – 0,3048 метра, сажень – 2,16 метра, верста – 1066,8 метра).

Открытые берега реки, в верховьях ее, до м. Любара, образуемые скатами отраслей Карпатскик гор, направляющихся параллельно реке, с обеих сторон, большею частью, возвышены и круты. От м.Любара, где берега крутые и скалистые, до м. Мирополя, они, будучи по многих местах также круты и каменисты , постепенно понижаются и, местами , поросли небольшими дубовыми рощами. От м. Мирополя до м. Рогачева, берега, покрытые сплошным дубовым и сосновым лесом низменны и болотисты. От м. Рогачева до г. Новоград-Волынска; правый берег низменный и покрыт лесом, а левый более открытый и возвышенный, в особенности, на протяжении от м. Рогачева до с. Кикова, и против с. Гильска. От г. Новоград-Волынска и далее к устью реки, берега покрыты сплошным лесом, преимущественно сосновым. Они от Новоград-Волынска вниз до д. Могильни, возвышены, круты, скалисты и каменисты, в особенности у Новоград-Волынска. Далее к устью, понижаясь мало но малу, делаются весьма низменными и болотистыми; в особенности, от с. Немовичи до владения в р.Горынь, на протяжении около 40 верст. Дно реки Случи усеяно каменьями и пересекается каменными грядами, в виде порогов, и песчаными отмелями, на поверхности которых, часто встречаются камни, выдающиеся над поверхностнью воды. Мели, образуемые на реке, деают ее летом удобною для перехода в брод; но места этих мелей не постоянны и часто переменяются.

Постоянные переправы устроены:

  • в м. Базалии,—плотина в 150 саж. и мост
  • в с. Чернилеве; плотина в 200 саж. и мост
  • по дороге из м. Красилова в м. Кульчин, плотина и мост
  • в г. Староконстантинове — плотина в 120 саж. с мостом на сваях
  • в м. Острополе каменный мост, шириною в 3 1/2, саж.
  • в м.Любаре, плотина и мост на сваях
  • в м. Мирополе, плотина с двумя мостами, поднятыми так высоко, что при наибольшей весенней воде, она проходит под мостом.

Паромы имеются:

  • в с. Жаборице; (против м. Барановки) длиною 5, шириною 3 саж.
  • в с. Острожке (против м. Рогачева) длиною 5 1/2, шириною 3 1/2 саж.
  • в г. Новоград-Волынске, длиною в 3 1/2, шириною в 2 1/2 саж.
  • в м. Городнице, длиною в 3, шириною в 2 саж.
  • в м. Людвиполе (Селище) длиною в 3 1/2, шириною в 2 1/2 саж.
  • в м. Березно,—паром и плотина в 500 саж. длины с двумя мостами, и в с. Тынно.

Для перевозов паромом, в обыкновенное время, потребно от 5 до 10 минут; весною же, во время разливов, и полноводья, переправа паромом, в последних 4-х пунктах, бывает невозможною, и тогда, перевоз на лодках или плотах, потребуется от 20 до 50 минут. Кроме этих переправ на р. Случь, имеются мельничные плотины, которые могут быть употребляемы при движениях незначительных частей войск в летнее и сухое время, а именно: 1) в д. Чухеле, 2) в с. Губино, 3) в д. Коржовке, 4) в с. Выгнанке, 5) в м. Чертории Новой, 6)  в с. Колодежном, 7) в с. Киково, 8) в с. Гильске, 9) в д. Чижевке, 10) в с. Курчицах; но в весенние разливы, плотины эти , а в особенности в с. Колодежном, с. Выгнанке, д. Коржовке, и с. Губино, большею частью подвергаются порче; и тогда сообщение возможно не иначе, как посредством перевоза на лодках. В с. Стрельске, имеется постоянный брод, который в сухое время весьма удобен для переезда. Мельницы на реке: каменных 4 и деревянных  60.

Долина р. Случь, в начальном течении, до м. Любаря, имеется много запруд и ставов, доставляющих, жителям рыбную ловлю и пользу для водяных мельниц. По мере приближения к устью, долина обильна лугами, как например на протяжении от с.Быстричи до д. Богуши (близь с. Князь), где долина реки покрыта кустарником, и от с. Немовичи до впадения в р. Горынь, на протяжении 40 верст, где долина разширяется в низменных берегах до 3 верст. Обыкновенно, вскрытие реки бывает около половины марта и разлитие воды продолжается до половины апреля, а в Ровненском уезде до последних чисел апреля. Тогда вода прибывает значительно, и возвышается над меженным горизонтом от 7 до 14 футов. Большая часть переправ затопляется, а перевоз паромом, заменяется на первозом на лодках, или плотах; что, в Новоград-Волынском уезде продолжается иногда до 12 дней, а в Ровненском до 3 недель. Некоторые прибрежные дороги также затопляются, как например проселочная от м. Рогачева до м.Романова (в Новоград-Волынском уезде). Река Случь судоходна для барок, от д. Чижовки (в 7 верстах ниже г. Новрград-Волынска) на протяжении около 170 верст; а от м. Острополя (что выше Новоград-Волынска верст на 100) сплавляются плоты по всей реке до ее устья. Ежегодно, по р. Случь сплавляется от 350, до 500 плотов на сумму от 100,000 до 175,000 руб. серебром. Но для успешного сплава, необходимо достаточное возвышение воды; ибо в противном случае, имеющиеся во многих местах песчаные отмели и каменные гряды, препятствуют свободному сплаву плотов. Сверх, того, недостатки судоходства, происходят также от нерасчищенного бичевника* (сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате). Впрочем, река Случь, могла бы сделаться гораздо важнее, по судоходству, ежели бы на это было обращено более внимания; но до настоящего времени не производились еще изыскания по этой реке.