Достопримечательности Белгород-Днестровского

Достопримечательности Белгород-ДнестровскогоСкачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

«Белый город на Днестре» - так в средневековье называли  древнейший город Днестровско-Прутского междуречья, сегодняшний Белгород-Днестровский. Город  с населением, немного большим, 51 тыс. жителей украшает юго-западный берег Днестровского лимана и ежегодно принимает тысячи туристов из многих уголков независимой Украины, которые хотят прикоснуться к частичке своей древней истории.

Они могут остановиться в гостиницах города:Белгород-Днестровский

  • «Фиеста» - ул. Шевченко, 48
  • «Водный Мир» -ул. Маяковского, 15
  • «Русь»  - ул. Шевченко,1
  • «Ласточка» - ул. Измаильская, 104

А непосредственное его расположение в курортной зоне северо-западного Причерноморье (15 км от побережья), дает возможность и отдыхающим расширить свою культурную программу.

Летом в Белгороде-Днестровском проводится ряд культурных мероприятий:

  • Международный молодежный фестиваль «Днестровская волна»
  • Молодежный музыкальный фестиваль «Фортеця»
  • «Летние забавы» - народное гуляние в средневековой крепости

Белгород-ДнестровскийТерритория крепости служит подмостками для проведения множества концертов, театрализованных представлений и конечно рыцарских турниров – «Стальная лига», «Штурм Аккерманской крепости».

Архитектурные памятники истории и культового зодчества

Тира. Самый древний памятник на территории города — руины античного поселения Тиры, основанного древними греками в VI веке до новой эры. Обнаруженные здесь предметы материальной культуры
эллинистического периода свидетельствуют о том, что в VI-I веках до н. э. Тира была одним из крупнейших городов-полисов в Северном Причерноморье. Это подтверждается также записями древнегреческих историков Геродота и Страбона. В V веке до новой эры в Тире продолжительное время жил древнегреческий ученый и путешественник, «отец истории» Геродот. Он изучал жизнь и быт обитавших в Причерноморских степях скифских племен. Свои наблюдения он изложил в капитальном труде «Скифия».

В VI в. до н.э. выходцами из греческого малоазийского г. Милета на правом берегу р. Тирас был основан одноимённый город Тира. Как многие древнегреческие города, он имел и второе название - Офиуса. Город являлся центром полиса, границы которого доходили до современного г. Тирасполя. Город-государство Тира являлся независимым и управлялся советом архонтов, играя важнейшую роль на стыке цивилизаций: с левого берега лимана - ираноязычных племён скифов, позже сармат, с правого берега - фракийских племён, в городе - греческой.

В период расцвета в IV-III вв. до н.э. город начинает чеканить свою монету. В I-м в. до н.э. он подвергается нападению гетских племён. Но на рубеже эр жизнь здесь восстанавливается.

Дальнейшая история города связана с Римской империей: в её состав Тира вошла в I-м в. до н.э.

В III-м в. н.э. к городу подходят готские племена, а в IV в. н.э. он был разрушен в ходе нашествия гуннов.

Скорее всего, в VIII-X вв. эти земли входили в состав кочевий тюрко-болгар. И хотя в "Повести временных лет" упоминаются земли по Днестру, заселённые восточно-славянскими племенами - тиверцами и уличами, сам Белгород упоминается только в "Списке городов русских", а это уже конец XIV века.

Белгород-ДнестровскийГородище Тира находится на прикрепостной площади, является многослойным памятником. В ходе археологических исследований (ведутся с 1900 года) были обнаружены и исследованы остатки материальной культуры каждого исторического этапа развития города. Характерным является полное отсутствие раннеславянского материала, прослеживается византийское влияние XIII-XIV вв.

Ранними строительными памятниками являются остатки круглой башни (V в. до н.э.) и остатки городских стен, городских кварталов IV в. до н.э.. Остатки акрополя античного города находятся под стенами средневековой крепости. Портовая часть затоплена водами лимана. Части античного, средневекового города перекрыты, частично разрушены современными постройками. Некрополь античного периода не обнаружен.

Аккерманская крепость. Средневековая крепость является памятник истории и архитектуры XIIIАккерманская крепость—XV веков.

В IX—XIII веках могущественная и обширная Киевская Русь из-за княжеских междоусобиц и феодальной раздробленности приходит в упадок. Ее границы отодвигаются от Черного моря далеко на север, и южные земли оказываются беззащитными. Сюда, в Северное Причерноморье, и нагрянули с запада многочисленные захватчики, не встретившие никакого сопротивления. Особенно экспансивными были генуэзские купцы, обладавшие самым сильным по тем временам флотом. Генуэзцы захватили огромные пространства в Крыму, в устьях Дуная, Днепра и Днестра. Для защиты своих завоеваний они построили ряд опорных пунктов и крепостей. Был сооружен ими небольшой, но мощный, с толщиной стен до 5 метров каменный замок на берегу Днестровского лимана. В нем они хранили товары, предназначавшиеся для продажи, добро, награбленное у местного населения, содержали охранный гарнизон.

Коренные жители Прилиманья, славяне, вели непрерывную борьбу с генуэзскими захватчиками. В 1362 году заморские пришельцы были изгнаны, а Белгород — объявлен вольным городом.

В конце XIV века Белгород (Четатя-Албе) входит в состав Молдавского княжества и становится его главным портом. В это время для защиты юго-восточных границ княжества от набегов татар, началось строительство крепости.

С 1438 по 1454 год белгородскими умельцами под руководством мастера Федорка была сооружена крепость, 4 воротами и цитаделью.

Крепость строилась из местного камня-известняка и сохранилась до наших дней почти полностью. Она имеет форму неправильного многоугольника площадью около 9 га. С трёх сторон крепость окружает защитный ров, глубина которого достигала 20 метров, ширина - 13,5 метров. Внешние стены крепости протянулись почти на 2,5 км. Они достигают высоты 12 метров, толщина - до 5 метров. В стены встроены 34 прямоугольных круглых и многогранных башен и бастионов.

1 августа 1484 года турецкий султан Баязет Великий привел сюда 350-тысячную армию янычар в союзе с 30-тысячной ордой крымского хана Менгли-Гирся. Самоотверженно защищалось 20-тысячное население города, помогая небольшому крепостному гарнизону. 16 августа 1484 года крепость пала. Началось многовековое турецкое иго.

Белгородскую крепость захватчики превратили в резиденцию наместника султана — трехбунчужного аккерманского Узук-Паши. Отсюда он и правил Буджаком — землями между Днестром и Дунаем,— правил жестоко, нещадно эксплуатируя коренное население. Но задушить извечное стремление народа к свободе ему не удалось. На помощь украинцам и молдаванам пришла Россия. Неоднократно переходившая из рук в руки Аккерманская крепость была окончательно взята русскими войсками в ходе русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Тогда захватчики были навсегда изгнаны с берегов Днестровского лимана.

Как военно-оборонительный объект крепость упразднена в 1832 году. С тех пор началось ее запустение. Только в годы Советской власти этот памятник истории и архитектуры взят под охрану государства. Началась его реставрация. Восстановлены часть куртины, башня Овидия, башня Пушкина, Великие ворота, сотни бойниц.

Внутренними стенами средневековая крепость разделена на 4 двора. Самый большой из них - Гражданский, его площадь достигала 5 гектар. На его территории сохранился фундамент христианской церкви, на котором в XVI веке была построена мечеть, ныне разрушенная. Сохранились и строительные остатки турецкого периода.

Второй двор - Гарнизонный, и третий - Цитадель или Генуэзский замок. Остатки стен 4-го портового двора сохранились на берегу Днестровского лимана. Сам двор был построен в турецкий период, и на его площади развалины самой ранней в Украине турецкой бани - хаммама.

Ежегодно на территории крепости ведутся археологические исследования, доказавшие, что памятник средневековой фортификации был возведён на развалинах античной Тиры и города периода Золотой Орды.

Скифская могила. На окраине города, на берегу Днестровского лимана, стоит каменное сооружение — памятник истории и архитектуры I-II веков н. э. — так называемая «Скифская гробница». Построено это сооружение из массивных хорошо обработанных каменных блоков (длина до 3-х м, толщина до  0,7 м), каждый из которых достигает 2-3 тонн веса. Гробница-склеп состоит из двух камер. В каменном массиве пола передней камеры выдолблены 2 погребальные ямы, ориентированные на восток. На внутренних стенах второй камеры хорошо сохранились остатки декоративной штукатурки, напоминающей узор древесных волокон.

Гробницу обнаружили в 1895 году во время карьерных разработок. Из-за насыпного кургана высотой более 5 м, под которым она была найдена, ее условно назвали скифской, хотя исследованиями не подтверждается ее скифское происхождение. Предполагается, что склеп сооружен в период, когда Северное Причерноморье являлось восточной провинцией Римской империи. Не исключено, что здесь был похоронен римский военачальник или другое знатное лицо.

Аккерманская крепостьСарматский склеп. В 1989 году во время хозяйственных работ в песчаном карьере на восточной окраине города был обнаружен каменный склеп.

Склеп был разграблен в древности. Но на основании сопутствующего материала (фрагменты амфор, лепной и краснолаковой керамики) сооружение датируется III в. н.э.

Сам склеп сооружён из хорошо обработанных плит местного известняка в виде карточного домика. Состоит из дромоса (коридор высотой 2,04 м, длина - 1,2 м, ширина 1,52 м, ведущий в погребальную камеру гробницы) и камеры, ориентирован по линии запад-восток. При возведении первоначально был сооружён небольшой котлован в песке, на дно которого были уложены каменные плиты основания склепа.

Прямоугольная камера склепа возведена из ряда крупных каменных плит, установленных на ребро, перекрыта двумя плитами двухскатной крыши. Плиты уложены насухо, без связывающего раствора.

С внутренней стороны стены склепа были тщательно обработаны и оштукатурены известковым раствором терракотового цвета. Перед входом был установлен жертвенный столик - алтарь. Алтарь находится в экспозиции Белгород-Днестровского краеведческого музея, а склеп перенесён на территорию Армянской церкви (ул. Кутузова).

Армянская церковь (ул. Кутузова). Церковь строили местные прихожане за период 1384-1400; 1590-1610; 1825-1828; 1895-1903. Точная дата возведения не установлена. По одной из версий - её построили греки.

Упоминание о греческом происхождении нынешней армянской церкви содержится и в придании, которое гласит, что когда-то жили два брата-грека. Они были состоятельными людьми (купцами) и каждый из них построил по одной церкви, как монастыри, чтобы при них жили греческие иноки. Со временем одну из церквей закрыли, и греки-иноки продали её переселившимся из Малой Азии армянам.

Известный исследователь истории армян Молдавии и Румынии Х. Дж. Сируни указывает, что в 1384 году католикос Теодорос назначил Ованеса епископом армян Львова, которому подчинялись армяне Аккермана. Начиная с 14-го века в Белгород-Днестровском было три церкви - первая, деревянная, существовала в 1384 году и была разрушена турками в 1484, вторая с 1484 по конец 16-го века, и третья, нынешняя церковь, ставшая армянской, по-видимому, с конца 16 - начала 17 века. По другой версии её построили армяне во времена турецкого господства, получив за большие деньги разрешение турецких властей. Принятая дата сооружения - 14-15 век.

Так как церковь первоначально предназначалась и была монастырём для греческих иноков, то армянская община перестраивала, достраивала церковь для проведения ритуальных служб в полном объёме в более поздний период. В 1699 году был достроен алтарный блок, а в 1827 году - увеличена длина здания с западной стороны, возведён западный портик о четырёх колонах и перестроен южный притвор, устройство деревянного балкона церкви. В конце 19 - начале 20 века произведено укрепление свода южного большого притвора. Церковь приняла вид креста, такой сохранилась до наших дней.

Возле церкви была расположена колокольня - деревянный навес с 5-ю колоколами разной величины. На территории церкви было расположено старинное кладбище (последние захоронения датируются концом XVIII века). Церковь была действующей до лета 1940 года, с 1962 года передана краеведческому музею. Сейчас является базой археологической экспедиции.

Церковь Иоанна Предтечи (Греческая церковь, ул. Леона Попова, 13). Предположительно, церковь была построена в конце XIII или XIV века, что подтверждает планировка церкви, характерная для Болгарии и Молдавии XIII-XIV веков, а также образование в 1347 году православной епархии в г. Белгороде-Днестровском, оживление церковной жизни и православного строительства в это время. В XV веке являлась резиденцией византийского экзарха в Молдавском княжестве.

Основательная перестройка церкви была произведена в период 1812-1855 годов, после освобождения города Белгорода-Днестровского от турецкого владычества. В XV веке церковь была разрушена, а в XVI веке восстановлена и немного увеличена в западном направлении. В начале XIX века пристроена колокольня.

Рядом с церковью находится небольшая белокаменная часовня Иоанна Сучавского (православный Иоанн Новой). Предположительно была построена в XV веке. По другим источникам сооружена в 1838 году греческим подданным Хаджи Иоакимом Сотирием. Является образцом сложного лучкообразного перекрытия, вышедшего из строительной практики много лет назад. До реставрации часовни её фрески представляли большой интерес - это было 6 картин в полный рост, и они являлись не иконами или сценками на библейские сюжеты, а своеобразным редким в живописи настенным лубком. Картины светского содержания, повествующие о последних днях жизни трапезунского купца Иоанна. Православная церковь канонизировала его, причислив к лику святых.

Ниже церкви находилось старое православное кладбище (частично скальное), разрешенное в 70-е гг. XX века.

В 1994 году церковь и часовня переданы в собственность религиозной общины Украинской Православной церкви.

Подземная церковь Иоанна Сучавского ( ул. Шабская, 116). Дата сооружения - XIV-XIX столетия. Сооружена над источником, на месте, где по легенде, в 1330 году татары замучили генуэзского купца Иоанна из Трапезунда, отказавшегося принять мусульманство.

По славянскому преданию купец Иоанн из Трапезунда (южный берег Чёрного моря, современная Турция), живший в начале XIV века, вёл торговлю в золотоордынском Белгороде. Иоанн отказался принять ислам, был подвергнут жестоким пыткам. Его привязали к дикому коню, который нёс его по городу. Смерть Иоанна была страшной - ему отсекли голову. Ночью место вокруг останков осветилось. Само тело было помещено в небольшую часовню у церкви Иоанна Предтечи, позже нетленные мощи были выкуплены молдавским воеводой Александром, перевезены в столицу княжества - г. Сучаву (современная Румыния), где хранятся и по сегодняшний день в монастыре Георгия Победоносца.

В 1884 г. по ходатайству аккерманского священника Иоанна Енакевича, настоятеля Николаевской церкви, частица мощей была перевезена в г. Аккерман.

Первоначально над источником была сооружена часовня из камня, выбеленная со всех сторон. В часовне находилась большая старинная икона, изображающая святого Великомученика Георгия.

Имя Иоанна Сучавского во времена татаро-монгольского, а потом турецкого ига в Молдавии было символом верности своим убеждениям - христианству.

Этот источник в народе ещё называют "Прасковья криница", "Святая криница", "Прасковий источник" по легенде в честь девушки из бедной христианской семьи, которая не хотела быть наложницей градоначальника. Прасковья горячо просила Бога об избавлении от преследовавших её евнухов. И камень под нею разверзся, приняв в свои недра, а на этом месте забил источник с холодной и целебной водой.

В конце XIX ст. над подземной церковью был сооружён павильон в формах византийской культовой архитектуры.

В Юго-Западном углу церкви располагается прямоугольный колодец, выложенный из камней.

Памятник очень своеобразный, не имеющий аналогов в архитектурном наследии Украины. Церковь Иоанна Сучавского имеет важное значение в истории православия края.

Свято-Вознесенский соборСвято-Вознесенский собор строился с 1815 по 1820 гг. на месте старого турецкого кладбища на пожертвования местных жителей. Первоначально имел вид корабля, но в 1830 г. было пристроено три портика по 4 колонны, и собор приобрёл вид креста, характерный для русского классицизма.

Собор представляет собой одноэтажное каменное сооружение с пятиярусной колокольней и шатровым куполом, который венчает луковичка с крестом. Собор трёхпрестольный с позолоченным деревянным резным иконостасом.

Левый престол во имя спасителя и чудотворца Николая, главный - в честь вознесения Христова, правый - в честь иконы Казанской Божьей Матери.

В 1971 году стены средней части собора расписаны московскими художниками, а алтарь, купол, центральная часть - семьёй художника Пискарёва.

В соборе хранится частица мощей святого Иоанна Сучавского.

К собору примыкала колокольня высотой 40 метров. Было 8 колоколов. Самый большой весил 6160 кг, был отлит на заводе им. Павла Рыжова в г. Харькове, на нём - рельефное изображение икон Спасителя и Божьей Матери.

В 2002 году на территории собора была построена часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.

17 июля 2004 года обрушилась колокольня в соборе. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Свято-Николаевская ЦерковьСвято-Николаевская Церковь (ул. Измаильская,79) была построена в 1867 году на средства местного жителя Герасима Овчинникова. С момента постройки церковь не претерпела изменений. Архитектурный декор небогатый, характер местный, традиционный. Живопись в церкви современная, сюжетная, композиции - канонические. Кроме того, церковь расписана на фасадах. Кроме канонических изображений ("Богоматерь Одитрия", "Спас нерукотворный", "Панагия", "Троица") написан ряд канонизированных святых и великомучеников.

Рядом с церковью находился Александро-Мариинский сердобольный приют с больницей, открытый в 1868 году генерал-лейтенантом Иваном Гангардтом.

Прогуливаясь городом, можно наблюдать  памятники архитектуры местного значения:

- Особняк помещика Ярошевича (1912-1916)

- Здание мужской гимназии  (1903) – в здании размещается педагогическое училище

- Здание земства (1900) – в здании размещается аграрный техникум

- Дом Аккерманской конвенции (1826) – дом на ул. Шабской, в котором было подписано русско-турецкое соглашение 25 сентября  1826 г. между Российской империей и Турцией

- Дом Пушкина (нач. XIX), где в  декабре 1821 г. останавливался великий русский поэт А. С. Пушкин.

- Александровские казармы (1828-1838)

- Особняк купца М.К. Фемилиди (1900) – в здании размещается краеведческий музей

Белгород-ДнестровскПосетите обязательно городской краеведческий музей (ул. Пушкина, 19), в котором лучше можно узнать как об истории развития города, так  и всего края.

Работает:  Вт-чт – 8.00-17.00, Пт – 8:00-16:00,обед – 12:00-12:30, выходной – Пн; заявки на обслуживание принимаются по тел. 2-25-96, 2-34-43).

Музей был открыт в 1940 г.,  основу которого на то время составили собрания частных коллекций жителей города.

Экспозиция музея построена в хронологической последовательности – в  9-ти залах представлены материалы с момента заселения края и до наших дней, а это более 80 тыс. экспонатов (66867 экспонатов основного фонда, хранящегося в Белгород-Днестровском краеведческом музее и 15576 единиц хранения научно-вспомогательного фонда).

 Особую ценность представляют предметы археологии. Большая коллекция клейм на ручках амфор и черепицы, фрагменты черно-и краснолаковых посуды, терракотовые и мраморные статуэтки, комплекс инвентаря для захоронения Черняховского могильника (с. Беленькое), фрагменты византийского посуды и художественной турецкой керамики дают представление о жизни нашего древнего города и края.

Богатая нумизматическая коллекция содержит монеты, награды, наградные и памятные знаки, бумажные денежные знаки. Есть монеты античных городов, монеты Золотой Орды, Молдавского княжества, Османской и Российской империй, иностранные монеты 17-20 вв., Монеты СССР, Украины и зарубежных государств.

Коллекция оружия насчитывает 164 единицы хранения. В коллекции показаны замечательные образцы холодного оружия: копья, боевые топоры, стрелы, турецкие ятаганы, сабли и кинжалы, датированные XV-XIX вв. Коллекцию дополняют образцы военного снаряжения разных времен - кельтский шлем, фрагменты кольчуги и лат, кираса. В разделе огнестрельного оружия собраны образцы кремневых и капсульных пистолетов, пистолет-кинжал, дуэльных пистолета, карабины, винтовки, сигнальные пушки XVII-XVIII вв.

11000 экспонатов - это фотографии, которые раскрывают жизнь города с 19 века по сегодняшний день.

Коллекция музея выставлялась на международных выставках в Италии и Швейцарии.

Музей предлагает культурно-познавательные экскурсионные программы по территории города:

  • «Чудесный край старины глубокой»
  • «Памятники и памятные места Аккермана»
  • «Природа Приднестровского края»
  • «Храмы Аккермана» и др. (по желанию заказчика).

Помимо выставочного зала, музейными объектами являются:

  • отдел этнографии (ул. Пушкина, 16) - экспозиция;
  • Армянская церковь (ул. Кутузова, 1) - памятник архитектуры IV в.
  • комплекс «Мемориал Славы» в честь воинов-освободителей города (ул. Л.Попова).

Из городских памятников самый старый - Монумент героям русско-турецкой войны (1912), это памятник В. Рябову и 150-ти горожанам города и уезда погибшим в русско-японскую войну 1904-1905 гг.

9 мая и День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков ежегодно проходит у Мемориала Славы в Комсомольском парке. 20-метровый обелиск Славы высится на скалистом берегу Днестровского лимана. Сюда были перенесены останки воинов, погибших при освобождении города. У входа на территорию Мемориала находятся гранитные стелы с барельефами, изображающими воинов-освободителей и скорбящую Мать-Родину. Со смотровой площадки открывается панорама Днестровского лимана и его восточного берега.