Духовные источники Мукачево

МукачевоСкачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

…Сумні пейзажі пензлем перекреслить

У шатах різнобарвних центр старий.

І Мартин на коні – завжди на чатах –

Наш охоронець вірний і святий…

Каждый, кто имел возможность бывать в Закарпатье, заметил особое благоговение закарпатцев перед своим Творцом. Практически нет в этом крае хоть маленького села, где бы не было святого храма.

Сложная и многогранная история Закарпатья, край находится на границе различных государств и культур, поэтому они в свою очередь правдами и неправдами внесли немалый вклад в формирование духовной и бытовой культуры. Но как бы то ни было, есть исторический факт, что более 1100 лет назад край принял Святую Православную Веру, которая очень положительно повлияла на формирование духовности Закарпатья. Это проявляется в речи – поскольку в местном диалекте ощутимое влияние древней славянской речи, которая является основой государственного языка. В архитектуре старинных и новых храмов и зданий. В иконописи и художественном искусстве. В укладе семейной жизни, в элементах домашнего обихода, ведь в домах закарпатцев  всегда были и присутствуют иконы и святыни. Повседневное расписание, особенно праздничные дни пронизаны стремлением людей к общению, очистки и освящения. В общественных местах и при дорогах сооружены многочисленные поклонные кресты для благословения. Это влияние наблюдаем и в фольклоре края. Весь спектр местного бытия пронизан и облагороженный духовными элементами.

Мукачево - город с особым духом. Еще архимандрит отец Василий Пронин (энциклопедист, археолог, философ, историк) отмечал, что Мукачево лежит в мощном духовном треугольнике с тремя вершинами - замок Паланок, монастырь и Чернеча Гора, где в пещерах испокон веков селились схимники- монахи. Считается, что в городе присутствует особенная геобиоэнергетическая  доминанта, которую всегда чувствуют приезжие.

За последние десятилетия в сфере религиозно-церковной жизни Мукачева произошли существенные изменения. Верующим обеспечено право на свободу вероисповедания, свободного выбора и отношения к религии. В городе возродилось значительное количество религиозных общин, создались новые центры, религиозные братства. В церквях и молитвенных домах богослужения проводятся на украинском, церковнославянском, венгерском, словацком, немецком и других языках.

…А монастир той на горі Чернечій, -

Неопалима Духу купина.

Є справді вічні, незнищенні речі,

які безжальність часу обмина…

(Оксана Лыховид - «Роздуми про історію рідного міста»)

Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь. История основания Мукачевского монастыря уходит XI в. По историческим документам в Х-ХI вв. между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные связи, которые прослеживаются в династических браках.

Так, племянник первого венгерского короля Иштвана (970-1038), будущий король Эндре воспитывался при дворе князя Ярослава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии. Он стремился к укреплению веры среди населения славянских территорий Венгерского королевства. Монахи, пришедшие вместе с ним из Киево-Печерского монастыря (как свидетельствует ряд источников, в частности, Мукачевская летопись, найденная в архивах монастыря), основали древнюю святыню, выдолбили на склоне горы на окраине Мукачева (ныне гора называется Чернечей) пещеры, подобные киевским , и селились в них.

До нашего времени дошло немало исторических документов, подтверждающие значительный вклад в создание монастыря князя Федора Корятовича (обладателя Мукачево и Мукачевской доминии  в течении 1396-1414 гг.).

Сохранилось сказание, будто однажды Корятович спасался от змея и, призвав на помощь Николая-Чудотворца, пообещал, что сведет на честь святого величественный храм, если останется живым. Тогда явился ангел и указал князю на Чернечую гору, где вскоре были построены деревянная церковь и дом для монахов, которые жили в пещерах.

Первые культовые сооружения монастыря, датированные началом XV века, до наших дней не дошли. Сохранившиеся, были возведены в течении 1766-1722 гг. по проекту Д. Раца в стиле «барокко». Однако пожар 1862 г. заставил перестроить монастырь заново. Работами руководил архитектор И. Майор.

На протяжении веков Мукачевский монастырь был центром науки и культуры. Немалое духовное наследие оставили игумены И. Зейкан, И. Базилович, А. Коцак, А. Кралицкий. В монастырской библиотеке, которорая насчитывала более шести тысяч изданий, хранились уникальные рукописные книги, среди которых древнейшие памятки письменности Закарпатья: «Остромировское Евангелие» 1056-1057 гг., «Мукачевское Евангелие» XII в. В 1875 г. в монастыре побывал М. Драгоманов, а в 1856 г., с целью создания типографи, приезжал А. Духнович.

Со времени введения унии с Римом в 1646 и до 1946 гг. монастырь был в ведении католического монаршего ордена – Василиян. С 1946 г. возвращен Православной церкви и становится женской обителью.

Большая синагога Мукачева. Первые воспоминания о еврейской общине Закарпатья датируются 16 в. Крупнейшей и наиболее значимой общиной Подкарпатской Руси была община города Мукачево. Религиозная община Мукачево находилась под влиянием хасидского движения. Наиболее известным из многочисленных хасидских дворов Мукачево был двор Шпир.

Раввин Хаим Элиэзер Шпир (1872-1937) руководил общиной. В городе действовало 14 синагог и 9 домов молитвы. Раввин Шпир часто проводил молитвы в синагоге по ул. Главной (сейчас это ул. Беляева, 5). Эта синагога построена в середине 19 века в стиле барокко. Здание внесено в реестр памятников архитектуры местного значения.

Благодаря усилиям Алекса Ровта, уроженца Мукачево (в настоящее время проживает в Америке) и содействии городских властей Мукачево, синагога была возвращена еврейской общине города. 6 апреля 2011 состоялось торжественное открытие Большой синагоги, на которой присутствовал внук Рабина Шпир Мойше Лайб Рабинович.

Собор Святого Мартина. Собор Святого Мартина. Римско-католический костел (ныне Кафедральный собор имени Святого Мартина, ул. Мира, 51) возведен в ХIV ст. Вероятно, он существовал уже тогда, когда в 1376 г. королева Елизавета, в написанном в Берегово письме, дала разрешение вырезать на мукачевской печати изображение св. Мартина.

Во времена реформации многие граждане Мукачево приняли новую веру и завладели зданием костела. В 1660 г. София Батори вернула католикам приход и школу.

В 1686, в то время, когда Илона Зрини защищала Мукачевский замок, полководец кесарского войска Капрара сжег костел и город. До 1725 г. католики отремонтировали сгоревшее здание, а в 1746-ом значительно перестроило его. Алтарный образ, изображающий на коне святого Мартина, который отдает половину своего плаща нищему (позже во сне Мартин узнает, что на самом деле это был не нищий, а Христос), был изготовлен благодаря поддержке графа Эрвина Шенборна. Картину нарисовали в Вене.

В конце XIX в. неф церкви был в таком состоянии, что его пришлось снести. От старой церкви осталось лишь святилище, из которого была образована нынешняя часовня. В 1896 г. по инициативе графа Шенборна решили построить новый костел. Он был возведен в 1905 в эклектическом стили.

Готическая строение Римско-католического кафедрального собора имени Святого Мартина реконструировано в 1905 году, на месте снесенного собора XIV века. Это уникальное сооружение подкреплено хрупкими контрфорсами, а внутри разделено каменными готическими парусами…

В 1993 г. костел стал кафедральным собором новообразованной Мукачевской Епархии Римско-католической церкви.

Во дворе собора находится древняя памятка каменного церковно-храмового зодчества Мукачево – готическая  часовня Cв. Иосифа, являющаяся перестроенной частью готического храма, разобранного по старости в 1904 г. Часовня представляет огромную архитектурную ценность как памятник классической средневековой готики. Ее стены усилены прочными каменными контрфорсами, а портал оформлен лучной аркой и украшен розой. В боковых фасадах вмурованные плиты с эпитафиями, многие из которых датированы. В часовне сохранились фресковые росписи XIV в. Холод, который сохраняют мощные стены, готические окна, каменная резьба – создается  впечатление, что ты действительно попал в эпоху средневековья.

МукачевоВ благотворительном фонде «Духовное возрождение Закарпатье» (ул. Береговская, 66) имеется Выставочный зал фонда, который является своеобразным центром популяризации и исследования бесценного регионального культурного наследия – деревянных  церквей и колоколен. Эти архитектурные достояния ярко олицетворяют высокие художественные достижения закарпатцев, их искреннюю веру и удивительное умение творить в дереве.

Основу постоянно действующей экспозиции составляют более 100 живописных произведений народного художника Ивана Шутева. Картины удачно передают основной признак церквей – их  живописность и хорошее сочетание с окружающей природой.

Дополнением к изобразительному ряду выставки являются около 40 макетов деревянных церквей, выполненных Андреем Воробцем из с. Розтока Межегорского района. Макеты не являются абсолютными копиями церквей. Мастер достаточно свободно трактует пропорции храмов и отдельные детали, создавая свой мир миниатюрных и сакральных форм.

Выставка церковной деревянной архитектуры Закарпатья располагается на  ул. Пирогова, 4 (работает: Вт - Пт 10.00-17.00, Сб - 10.00-15.00)