Кипр туристический – Пафос и окрестности

Пафос Скачать «Карты Кипра»  бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Пафос - один из самых важных городов Кипра, его древнейшая столица со времен правления династии египетских Птолемеев.

Современный Пафос как нельзя лучше подходит для отдыха тем, кто хочет познакомиться с античным периодом истории Кипра и провести время в очень милом, спокойном, курортном городке. Пафос - удивительно живописное место, сочетающее песчаные пляжи со скалистым побережьем, сосновые и кедровые рощи, банановые плантации, виноградники.

Город делится на две части: нижний Пафос (Като Пафос) и верхний. Като Пафос расположен вдоль побережья и именно здесь сосредоточены основные исторические достопримечательности Пафоса: мозаики дома Диониса, Гробницы Королей, Одеон. В верхней части города находятся офисные здания, жилые районы и магазины.

Отдых в Пафосе позволяет не только позагорать на пляже, но и совершить небольшие путешествия по священным местам, связанными с древнегреческими божествами, а также полюбоваться природой острова: в окрестностях города раскинулся самый большой сосновый лес Кипра, здесь же благоухает кедровая аллея.

В Пафосе множество музеев, среди которых археологический, византийский, этнографический, но самый большой интерес вызывает настоящий музей под открытым небом, Като Пафос, где на огромной территории разбросаны античные руины, фрагменты колонн и заросшие травой храмы.

Миф об Афродите связан с древнейшими памятниками античной культуры, расположенным рядом с Пафосом. Богиня любви до христианства была покровительницей острова и родилась в морской пене, омывающей священную бухту Петра Ту Ромиу. Эта волшебная бухта, кажется, одно из самых фотографируемых мест в мире.

Самые лучшие пляжи Пафоса расположены довольно далеко от города, но поездка на автобусе не займет много времени.

Корал Бэй, что переводится как Коралловая бухта - это фешенебельный пляж небольшой со всеми положенными современному пляжу коммуникациями, дискотекой, ресторанами, барами. Пляж Лара, кроме пляжных удовольствий, отсутствия поблизости отелей и шумных дорог, удивит вас знаменитой черепашьей станцией, в которой находится инкубатор для выведения зеленой и большеголовой черепахи.

Окрестности Пафоса

Мозаики дома Диониса (в 2 км к северо-западу от гавани)являются частью более крупной достопримечательности Кипра - археологического парка Като Пафос в бухте Пафос. Мозаики были случайно обнаружены в 1961 году обыкновенным фермером, и ныне они считаются одними из лучших в Средиземноморье.

Дом Диониса был когда-то виллой богатого римлянина, и получил свое название благодаря многим изображениям бога вина. Рядом с этим домом расположены еще несколько интересных для посещения вилл - это Дом Тесея (названный в часть круглой напольной мозаики «Битва Тесея с Минотавром»), а также Дом Зона (здесь советуем вам посмотреть мозаики «В бане Диониса», «Леда и лебедь», «Аполлон и Марсий»).

Режим работы: 08:00-17:00. Вход: 3,42 €.

Полуостров Акамас (в 7 км к западу)- северо-западная точка острова. Это уникальное творение природы, где можно увидеть редчайшие виды флоры и фауны Кипра. Порхающие бабочки, экзотические орхидеи, необычайные деревья - такие места на земле называют «райскими уголками». На полуострове проложены пешие и велосипедные маршруты, прогулявшись по которым вы ознакомитесь с природными красотами Кипра, сохранившимися в первозданном виде.

После Айос Еоргиоса асфальтовое шоссе заканчивается. Отсюда дальше на полуостров Акамас ведёт только пыльная просёлочная дорога. И вскоре на развилке вам встретится указатель к ущелью Авгас (Avgas) (или Avakas Gorge), к которому стоит прогуляться, если у вас для этого есть хотя бы два часа времени.

Ещё примерно через 4 км по той же пыльной прибрежной дороге начинается пляж Лара Бич (Lara Beach). На этот прекрасный песчаный пляж приплывают откладывать яйца зелёные и большеголовые морские черепахи. Активные защитники природы уже с 1978 года охраняют места их кладок.

Далее примерно через 13 километров от прибрежной дороги отходит отвилок к часовне Айос Кононас(Áyios Kononas), расположенной в 2 км от моря. Здесь датские археологи обнаружили большое грекоримское поселение. Часовня построена над простой греческой гробницей.

В 500 м от развилки к часовне проезжая дорога кончается у бухты Йони (Joni). Отсюда вы сначала едете обратно по уже знакомой дороге, а затем у перекрёстка с дорожными указателями можете повернуть влево и, миновав Нео Хорио (Néo Chorio), попадаете на восточный берег полуострова Акамас.

Незадолго до посёлка Лачи вбок уходит дорога на запад. Она приводит к автостоянке околокупальни Афродиты (Loutra tis Aphroditis), к которой можно за две минуты дойти по мощёной пешеходной дорожке. Этот родниковый пруд, согласно легенде, был любимым местом купания прославленной богини Афродиты. Сейчас, правда, купание здесь запрещено. Для этого годится галечный пляж, лежащий ниже ресторана у автостоянки. С террасы этого ресторана вы сможете полюбоваться прекрасным видом на бухту Полиса.

От автостоянки непроезжая тропа ведёт дальше вдоль берега к источнику Фонтана Амороза(Fontana Amorosa). Ныне этот «Источник Любви» – всего лишь скудный ручеёк, воды которого даруют (как говорят злые языки) не вечную молодость, а затяжную диарею.

Дорога в симпатичный приморский город Полис ведёт через Лачи (Lachí)  (возможно также написание Latsi). Маленькая рыбацкая гавань бывшей деревушки превратилась в большую стоянку для спортивных лодок, окруженную бесчисленными рыбными тавернами. Отсюда можно несколько раз в день ездить на лодочные прогулки и кататься на лодках со стеклянным дном вдоль северного берега Акамаса. По обе стороны гавани лежат протяжённые галечные пляжи, на которых обосновались станции водного спорта.

Полуостров Акамас - одно из лучших мест для походов во всем Средиземноморье.

Ероскипос и Куклия (Палеа Пафос). Чтобы лучше проникнуться мифами об Афродите, нужно предпринять путешествие из Пафоса в Ероскипос и Куклию и далее в Петруту-Ромиу, где богиня вышла из морских вод.

Ероскипос (Yeroskipos) (греч. «иерос кипос» = «священный сад») был местом отдыха паломников по пути к весенним торжествам в святилище Афродиты, а кроме того, одним из центров шелководства на острове, о чём ещё и сегодня говорит множество тутовых деревьев. Сейчас город живёт в основном за счёт лукуми (рахат-лукума), который был изобретён 400 лет назад, в османский период.

Большинство старых зданий относится к византийскому времени. Самое знаменитое среди них – пятиглавая церковь Святой Параскевы (Ayia Paraskevi), которая очень похожа на единственную на Кипре другую церковь такого же плана – церковь Перистерона (Peristerona). Эта церковь, корпус которой первоначально имел крестообразные очертания, была изменена пристройками в XIX веке и в 1931 году. Тем не менее, она не утратила своего не поддающегося времени очарования. Внутри сохранились фрески IX–XV вв.

К востоку от неё стоит дом Хаджи Смита (Hadji Smith) XVIII века, ныне Этнографический музей.

Далее идут примерно 10 км прямой дороги из Ероскипоса в Куклию (Koúklia) (она же Палеа Пафос), к храму Афродиты. В античных греческих источниках говорится о двух основателях этого храма. По словам Павсания, это был аркадский царь Агапенор из Тегеи, которого бурей вынесло на берега Кипра. Но вероятнее всего это был всё-таки Кинир, царь Пафоса времён Троянской войны, отец Адониса и первый из царей-жрецов, которые соблюдали ритуалы культа Афродиты, а позднее и Адониса. Наследники Кинира, Кинирады, правили здесь до тех пор, пока Птолемей I в 295 году не заменил их своими наместниками.

С XV века до н. э. и до конца Средних веков Куклия постоянно была кем-нибудь населена. В XIII и XII вв. до н. э. здесь осели ахейцы (микенцы). В конце бронзового века, судя по находкам в захоронениях, город был невероятно богат. В архаический и классический периоды кипрской культуры (VII–IV вв. до н. э.) Пафос переживал период расцвета. В ходе Ионического восстания в 499–494 гг. до н. э. он вместе с другими греческими городами выступил против персов, которые за это в 498 году напали на город. Для битвы при Саламине в 480 году Пафос предоставил флоту персидского царя Ксеркса двенадцать кораблей. Никоклес, последний правитель Пафоса, около 310 года до н. э. сделал Неа Пафос новой столицей, которая в конце концов затмила собой Палеа Пафос. В эллинистическую эпоху, несмотря на то, что численность населения уменьшалась, а землетрясения в XV веке до н. э. и в 323 году н. э. нанесли городу серьёзные разрушения, храм Афродиты ещё долго не терял своей привлекательности. Лишь в конце IV века, когда император Феодосий издал указ о закрытии всех языческих храмов, пришёл в упадок и Палеа Пафос.

Старый Пафос лежит на плоской вершине известнякового холма, примерно в 1,5 км от моря. Самой значительной находкой здесь был чёрный камень конической формы, выставленный в музее крепости Лузиньянов, Covocle (искаж. «Куклия»). Этот символ плодовитости Афродиты смазывали маслом и особо чествовали во время праздников. Подобно тому, что мы знаем о почитании других богинь плодородия на Ближнем Востоке, культ Афродиты был обращён на бесформенный предмет, а не на идола в образе человека.

Святилище Афродиты было нисколько не похоже на греческий храм, а скорее на те, которые известны нам по Малой Азии и Соли на севере Кипра. Единственное его изображение можно найти на римских монетах. Храм состоял из двух комплексов зданий. Южный комплекс был возведён римлянами на месте его предшественника, относящегося к бронзовому веку. Он состоит из стены теменоса (священного места), сохранившейся с конца бронзового века и окружающей участок с алтарями, и крытого зала. Северный комплекс храма был построен после землетрясения 76–77 гг. н. э. и состоит из нескольких залов и восточного крыла с открытым двором. Рядом с южной стеной северного портика известняковый монолит обозначает то место, на котором стоял священный камень.

Славу культа Афродиты подпитывали в основном устные рассказы. Они вызывали к жизни фантазии о ритуальных оргиях, которые люди связывали со святилищем и которые привлекали паломников из самых отдалённых мест. Как повествуют хроники, ежегодный праздник богини любви с соревнованиями и играми был самым любимым праздником во всём Пафосе. При первом посещении прибывшие давали жрецам одну монету, за которую они получали небольшой комочек соли, символ рождения Афродиты из моря, и керамический фаллос.

Чопорные авторы выражали своё неодобрение в адрес того, что они называли «религиозной проституцией». Историк Геродот рассказывает, что каждая женщина из Пафоса должны была служить жрицей. Обвязав волосы плетёным шнуром, она терпеливо ждала в храме, когда её кто-нибудь возжелает, бросит монету на лоно и при этом произнесёт: «Призываю тебя на службу богине». Монеты передавались храму, и после того, как женщина в виде жертвенного дара Афродите отдавалась мужчине, она могла идти домой. Затем, в римскую эпоху, этот обычай, очевидно, выродился в обычную проституцию.

К юго-западу от храма находится музей в бывшей крепости Лузиньянов, Château de Covocle («Замок Куклия»), которая позже получила название Чифтлик, поскольку она служила господским домом в одном большом имении (турецк. çiftlik). От франкской крепости ещё сохранился роскошный готический зал в восточном крыле. Гордостью музея является уникальный саркофаг классического античного периода, украшенный цветными рельефами. На них можно узнать сцены из «Одиссеи». Представляет ценность и конический предмет культа Афродиты из храма богини. Рядом с ним можно увидеть находки из окрестностей, в том числе терракотовые фигуры, оружие и украшения. От входа в крепость мощёная дорожка ведёт к копии мозаики «Леда с лебедем» (оригинал выставлен в Château de Covocle).

Бухта Петра Ту Ромиу (в 25 км к востоку от Пафоса, в 9 км к востоку от Кукпии) - красивейшая природная достопримечательность Кипра, окутанная древними мифами и легендами. Считается, что именно в этих местах из пены морской на берег вышла богиня любви Афродита.

Многие туристы приезжают в Бухту Петра Ту Ромиу, чтобы полюбоваться здешними красотами, и проверить на себе еще одну легенду: говорят, морская вода в Петра Ту Ромиу обладает омолаживающим свойством и исполняет любовные мечты.

К мысу Дрепано. Взяв напрокат машину, можно совершить прекрасную однодневную экскурсию из Пафоса в Айос Еоргиос (Áyios Yeoryios) – а если встать пораньше, то и ещё дальше, на полуостров Акамас. Первая цель на пути – это деревня художников Лемба (Lémba). Здесь художник Стас Параскос организует летние курсы для молодых художников и скульпторов со всего мира. На выезде из деревни табличка с надписью Prehistoric Village указывает на лежащую поблизостиЭкспериментальную деревню Лемба (Lémba Experimental Village), поселение медного века (ок. 3500–2500 гг. до н. э.). Здесь реконструировано несколько круглых хижин, в которые можно заглянуть.

Для продолжения поездки вы можете выбрать прибрежное шоссе или сделать небольшой крюк через деревню Киссонерга (Kissónerga). В ней особенно интересно побывать на православную Пасху: в пасхальное воскресенье после обеда на стадионе у шоссе проводятся любимые в народе пасхальные игры, в которых могут поучаствовать и приезжие. Среди спортивных дисциплин здесь есть и такие, как бег в мешках и катание яиц.

Чуть дальше Киссонерги вы выедете на приморское шоссе, ведущее мимо банановых плантаций вКорал Бэй (Coral Bay). Этот быстро выросший и довольно хаотично застроенный курорт получил своё название «Коралловая Бухта» от прекрасного песчаного пляжа, который из-за примеси кораллов окрашен в розоватый цвет.

На полуострове Палеокастро-Маа (Paleokastro-Máa) протяжённостью всего 378 м, шириной 90 м и высотой 17 м, который делит Корал Бэй на две части, археологи нашли остатки укреплённого поселения, возникшее не раньше 1230–1200 гг. до н. э. Сохранилась одна стена, обращённая к побережью, и одна – к морю, обе толщиной до 4 м, а также фундаменты жилых домов. Вероятно, этот укреплённый пункт был основан переселенцами из Греции и с Крита. Выставка, организованная на месте раскопок, иллюстрирует эту эпоху микенской миграции, имевшей очень важные последствия и для наших дней. Ведь благодаря появлению здесь греков около 1200 г. до н. э. Кипр попал под влияние греческой культуры, а археологические находки из этого поселения однозначно доказывают, что Кипр был греческим островом несколько тысяч лет подряд.

 Прибрежный район между Корал Бэй и лежащим далее к западу Айос Еоргиосом постепенно занимают коттеджные посёлки. Здесь море вдоль берега вымыло в скалах множество гротов, Sea Caves. Их можно увидеть, если проехаться из Пафоса на лодке, но можно добраться и на автомашине с прибрежного шоссе.

Возле трассы в Айос Еоргиос есть два примечательных объекта, которые будут интересны любителям животных. В Пафосском Птичьем парке (Páfos Bird Park) вы сможете увидеть не только птиц со всего света, но и жирафов, антилоп, газелей и других экзотических животных. Парк рептилий (Snake George Reptile Park) посвящён змеям Кипра и вообще классу рептилий.

Айос Еоргиос (Áyios Yeóryios)  – довольно разбросанный хаотичный посёлок с маленьким песчаным пляжем и рыбацкой гаванью, лежащей под крутым обрывом. На краю деревни были раскопаны остатки раннехристианской базилики с фигурными мозаиками, изображающими птиц и рыб.

Айос Неофитос. Деревня Эмба (Emba)  красивее всего весной, когда луга усеяны красными анемонами. Здесь стоит осмотреть церковь Панайя Хриселеуса (Panáyia Khryseleousa), фрески которой, за исключением потолочной фрески «Вседержитель», к сожалению, были повреждены неумелым реставратором в 1886 году. Икона-диптих XVII века показывает 12 апостолов над венецианским гербом.

Монастырь Святого Неофитоса (Áyios Neophytos)  стоит у горы Мелиссовуно (Melissovouno, «Медовая гора») высотой 612 м, в прекрасном месте, откуда открываются сказочные виды на Пафос и на море.

Неофитос родился в 1134 году в Като Дрисе, небольшой деревушке близ Като Лефкары. Когда родители собрались его женить, он сбежал. Его нашли, и он вынужден был вернуться домой, но в скором времени смог убедить своих родителей, что для него монашеская жизнь значит гораздо больше, нежели супружество. После этого Неофитос отправился в холмы в окрестностях Пафоса и своими руками вырыл пещеру (слева от нынешнего здания монастыря XV века), в которой и прожил до 1159 года. Вскоре вокруг монаха-отшельника собралось множество последователей. Когда же Неофитос почувствовал, что большой наплыв посетителей стал чересчур мешать его уединению, он, хоть и был уже в преклонном возрасте, вырыл себе вторую пещеру немного выше. Там он провёл свои последние годы. За это время Неофитос сочинил ряд теологических трактатов.

 Обратите внимание на ухоженность садов в этом монастыре. Эти кущи с фруктовыми и оливковыми деревьями когда-то разбил сам Неофитос. Скит, или энклистра (Enkleistra), представлял собой пещеру, в которой он вёл свою аскетическую жизнь. В шкафу были сложены черепа его последователей. Маленькая часовня с простым деревянным крестом расписана чудесными фресками. Роспись часовни Неофитос поручил своему ученику, художнику Апсевдесу. В этих фресках видно влияние как утончённой классической школы Константинополя, так и строгого монастырского стиля. Самые лучшие из них – «Поклонение волхвов» и выполненная в том же византийском стиле сцена «Проповедь Христа». Христос обращается в ней к апостолам и Неофитосу, по бокам которого стоят архангелы Михаил и Гавриил.

Постарайтесь не попасть сюда в дни чествования Неофитоса (24 января и 28 сентября), когда в это обычно тихое местечко хлынут потоки паломников. Они стремятся сюда, чтобы приложиться к серебряной раке, где хранится череп Неофитоса, и испить святой воды из находящегося рядом с кафе источника, который якобы защищает от болезней.

Из Полиса к Пафосскому лесуПолис (Pólis), несмотря на возросший приток туристов, всё ещё остаётся тихим курортным местечком и идеально подходит для любителей пляжного отдыха. Кроме того, это важный центр выращивания цитрусовых культур. Маленькие старинные дома с деревянными балконами и лестницами типичны для кипрской архитектуры начала XIX века.

 К северо-востоку от Полиса находился античный центр выплавки меди Марион (Marion). Он был основан афинянами в VII веке до н. э., затем в 312 году до н. э. разрушен Птолемеем, будущим царём Египта Птолемеем I, а спустя несколько десятилетий был вновь восстановлен под новым названием Арсиноя (Arsinoë). В настоящее время раскопано большое кладбище, занятое по большей части могилами эллинистического периода, в которых были найдены керамические предметы из Аттики и несколько более древних вещей VI–IV вв. до н. э. В Археологическом музеена главной улице хранятся находки, обнаруженные в этом районе.

Дорога Полис – Ктима в южном направлении проходит через долину Хрисоху (Khrysokhoú). К западу от дороги лежит городок Холи (Khóli). Его Архангельская церковь, построенная в XVI веке, стоит на фундаменте венецианской сторожевой башни. Немного дальше, тоже к западу, возле Милиу (Milioú) расположен монастырь Айи Анаргири (Ayii Anargyri), основанный в 1649 году в честь Космаса и Дамиана. «Айи Анаргири» значит «Святые бессребреники»: так называли обоих братьев за то, что они бесплатно лечили больных.

Последняя деревня перед началом боковой дороги к Пафосскому лесу называется Струмби(Stroumbí). В обычное время не слишком привлекательная, эта деревня ежегодно в конце августа три дня отмечает праздник виноделия «Дионисия», в ходе которого звучит и кипрский фольклор.

К югу от Струмби надо свернуть с большой автомагистрали и повернуть влево на шоссе, ведущее прямо в деревню Пано Панайя (Páno Panayiá), лежащую в 20 км отсюда.

Пафосский лес. Экскурсия в монастырь Хрисорройятисса и к лесозащитной станции Ставрос-тис-Псокас (Stavrós tis Psókas) в Пафосском лесу придётся особенно по душе любителям природы. Лучше всего для этих целей взять напрокат джип (с полным бензобаком).

Примерно в километре перед монастырём находится деревня Пано Панайя (Páno Panayiá), где в 1913 году родился архиепископ Макариос III. Здесь можно осмотреть скромный родной дом государственного деятеля и выставку около его памятника.

К юго-западу находится Хрисорройятисса (Khrysorroyiatissa), монастырь «Богородицы Золотого Граната». Его основал 1152 году монах по имени Игнатиос после того, как нашёл икону Девы Марии. Эта икона в серебряном окладе хранится в крестовом ходе и, как ни странно, является желанной целью паломничества осуждённых преступников, которые молятся ей о помиловании. Хрисорройятисса лежит посреди виноградников и славится тем, что производит лучшее вино на острове, Monte Royia. Монахи покинули монастырь уже много лет назад.

Последний участок пути проходит по узкой дороге, по которой невозможно проехать в плохую погоду, к находящейся в 12 км отсюда деревне Ставрос" тис" Псокас (Stavrós tis Psókas). Её название «Коревой крест» происходит от источника, вода которого якобы исцеляет корь (греч. псокас). Огромный лес, состоящий в основном из могучих дубов, ливанских кедров и алеппской сосны, придаёт ландшафту величественный вид. В Ставрос-тис-Псокас есть таверна и гостиница с семью просто обставленными комнатами, кухней и камином.

Здесь находится царство муфлонов, тех горных баранов, которые изображены на кипрских монетах. Сегодня этот вид животных находится под охраной, и численность их снова достигла почти 2000 голов, а 100 лет назад они были практически истреблены. Муфлоны – животные пугливые, но если в предрассветных сумерках терпеливо ждать у лесной опушки, то вполне возможно, что вам повезёт их увидеть. На муфлонов можно полюбоваться и в загоне при лесозащитной станции.

На обратном пути – чтобы не возвращаться той же дорогой – лучше поначалу ехать по просёлку в юго-восточном направлении, следуя указателю к монастырю Кикко, а примерно через 5 км свернуть вправо на лесную дорогу, ведущую к горе Трипилос (Tripylos Peak) (1362 м). Здесь можно оставить машину на обочине и отправиться покорять вершину (это примерно 30 мин.). Сверху открывается великолепный вид на лежащую с южной стороны Долину кедров (Cedar Valley), где растут 5000 кедров и последние экземпляры троодосской сосны – почти нетронутый растительный мир. И только отправившись дальше в Пано Панайю через ту самую долину, вы увидите, что кедры эти – вовсе не прямоствольные деревья-гиганты, а жидковатые, искривлённые ветром деревца.