Ровненщина туристическая – Демидовский район

Ровненщина туристическая - Демидовский  районДемидовский район образован в 1995 году, находится в юго-западной части Ровненщины, пересекается рекой Стырь. На северо-востоке граничит с Млыновским, на востоке - с Дубенским, на юге - с Радивиловским районами Ровненской области, на западе - с Волынской областью Украины.

Территория района - 377,4 км2 (2% от общей территории области),  на которой расположен 31 населенный пункт:  1 поселок городского типа и 30 сел.

Ровненщина туристическая - Демидовский  районНаселение района (на 01.01.2017) – 14 536 человек.

Районный центр - пгт Демидов (2 572 чел.)

Расстояние от райцентра до г. Ровно по шоссе -78 км, до ближайшей железнодорожной станции (г. Дубно) - 60 км.

Территория района характеризуется благоприятными природно-климатическими условиями, наличием рекреационных ресурсов для отдыха и лечения: лечебно-торфяные грязи урочища «Выжимки», редкие лекарственные растения, чистые поверхностные воды и подземные минеральные воды. В регионе расположен санаторий «Хренники» и сеть баз отдыха. Площадь природно-заповедных объектов края составляет 56,4 га.

Полезная информация для туристов и гостей поселка

Телефоны экстренной помощи:

- пожарная  -101, 6-21-21

- милиция – 102

- скорая медицинская помощь – 103

Районная больница - тел . : 6-12-80

Районная госадминистрация - ул. 17 сентября , 3 , тел . : 6-14-35

Автостанция - тел . : 6-12-89

Код междугородной телефонной связи: 8-03637

Базы отдыха и санатории в с . Хренники:

Детский санаторий «Хренники» - тел . : 8 ( 03637) 3-02-40 , 6-16-18

База отдыха «Сигнал» - тел . : ( 0362) 23-50-19 , 23-52-19

База отдыха «Светофор» - тел . : ( 03637) 5-31-19

База отдыха «Чайка»

База ОАО «Укртелеком»

База «Олимпиец» областного совета общества «Украина»

Архитектурные памятники района:Ровненщина туристическая - Демидовский  район

Кресто-Воздвиженская церковь (1905) -  с. Волковои

Свято-Успенская церковь (1888) - с. Вербень

Свято-Преображенская церковь (1895) - с. Толпыжин

Свято-Михайловская церковь (1796) - с. Княгинин

Церковь Пресвятой Парескевы (1892) - с. Рудка

Свято-Георгиевская церковь (1735) - с. Боремель

Свято-Воздвиженская церковь (1894) - с. Малево

Церковь Святой Казанской Богоматери (1892) - с. Лопавшее

Свято Николаевская церковь (1848) - с. Дубляны

История Демидовского края достигает периода неолита и несет тайну вельбарской культуры восточно-германских племен готов и удивляет современников шедеврами археологических находок. Эти находки доказывают, что древние поселения IХ-VI ст. до н.э., II-III ст. до н.э. находились вблизи сел Волковои, Боремель  Толпыжин, Вербень, Хренники, Лопавшее, Бильче.

Впервые местность, которую в будущем была названа районным центром Демидовка, документально засвидетельствовано в 1472 г. под названием Демидов. В начале XVII в . здесь было небольшое поселение, которое принадлежало нескольким помещикам. В 1795 г. эта территория вошла в составРоссийского государства. А во время переписи населения в 1797 г. поселению, где проживало около 679 человек, предоставлен статус города.

Часть жителей занималась различными ремеслами. В конце XIX - начале XX в. в Демидовке открылось несколько небольших предприятий: лесопильные, четыре мануфактуры, трижды в год собирались большие ярмарки.

В течение 1915-1916 гг. эта территория несколько раз переходила из рук в руки войск Австро-Венгрии и России. Социально-экономические изменения в повседневную жизнь региона внесла Февральская революция 1917 г. и уже в январе 1918 г. была провозглашена советская власть, которая продержалась три года.

В 1921 г., согласно Рижскому мирному договору, западно-украинские земли, в том числе и Демидовка, вошли в состав Польши, а в 1939 г., в результате тайного договора между Германией и Советским Союзом, - в состав Советского Союза. С образованием Ровненской области Демидовка стала одним из ее районных центров.

Советская власть принесла на эти земли репрессии и аресты. Это обусловило создание отрядов национально-освободительного движения, которое начало стихать после того, как в июле 1944 г. коварством органами госбезопасности были собраны на совещание в с. Шибин руководители отрядов УПА и почти все уничтожены.

С 1941 г. до 1944 г. край оккупировали гитлеровские войска. Фашисты уничтожили на территории Демидовщины сотни мирных жителей, вывезли в Германию на работы почти всю молодежь.

Вместе с отрядами УПА, которые вели активную борьбу против оккупантов, в лесах Демидовщины действовали также и отряды красных партизан .

Весной 1944 г. советские войска 1 -го Украинского фронта освободили район от фашистов.

В 1962 г. Демидовский район расформировали, а его территория вошла в состав Млыновского района. Однако несколько десятилетий спустя - 22 сентября 1995 г., согласно Постановлению Верховной Рады Украины, был вновь создан Демидовский район.

Сегодня Демидовка относится к самим развитым районных центров области.

В районе быстрых темпов развития набрали малый и средний бизнес, мебельная отрасль, фермерское хозяйство, торговля.

Живописные пейзажи лесов и рек, богатство флоры и фауны, гостеприимство местных жителей и высокий уровень сервиса делают Демидовский район привлекательным для туристов из разных уголков Украины и зарубежья.

Пешеходные маршруты с. Хренники

1. Детский санаторий «Хренники»

2. Урочище Рейзи.

3. Государственный орнитологический заказник «Хренники»

4. Памятник природы - дуб-великан.

Сегодня на берегу водохранилища с. Хренники много отдыхающих, ведь здесь в сосновом лесу раскинулись великолепные здания санатория «Хренники». Санаторий имеет хорошую материальную базу для отдыха и лечения. Здесь отдыхают и оздоравливаются дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС. Великолепная кухня с пятикратным питанием удовлетворит самые взыскательные вкусы отдыхающих. На территории санатория размещены спортивный и теннисный площадки, игровые автоматы. Все комнаты обеспечены цветными телевизорами с видеомагнитофонами. Есть библиотека, бильярд, бар с безалкогольными напитками. Широкая аллея выводит из леса на берег Стырь, где радует глаз прекрасный пляж, обеспечен местами для купания, навесом от солнца, лежаками и волейбольной площадкой. У пирса дружно покачиваются катамараны и лодки. Отдыхать здесь летом - одно удовольствие.

Однако самое главное в санатории - это уникальный вид медицинских услуг - грязелечение. Грязи Демидовского края - по своим лечебным и оздоровительным действиям не имеют аналогов в Украине. Залежи состоят из слабосульфидного пресноводного высокозольного торфа с вкраплением в нем разновидностей геоботанических составов: осокового, камыше осокового и дерево-осокового. Показания для лечения грязями: заболевания органов дыхания, пищеварительного тракта, хронический пиелонефрит, болезни опорного аппарата. Санаторий оснащен современной медицинской аппаратурой, здесь работают профессиональные специалисты.

Выздоровлению способствует также удивительно живописная природа. Этот зеленый край имеет множество голубых рек, озер, лесных массивов, среди которых выделяются просто сказочные места. От первого вздоха весны до белых снегов радует нас своим разнообразием удивительный мир природы.

Все жители этой местности знают урочище Рейза, мимо него можно выйти в лес. Здесь всегда можно напиться холодной, целебной воды. Долгое время этот источник был лишь упоминанием для жителей окрестных сел.

После «напряженной» работы мелиораторов высох кристально-чистый источник и зарос травой. И когда взялись за это дело жители села - зажурчал, «запел» источник, утешая прохожих.

Есть много  легенд о нем. Одна из них рассказывает об удивительном исцелении молодой девушки, которая напилась воды из источника и вылечилась от длительного заболевания. С тех пор пошла об источнике слава. Передавали люди, что, кто воды этой выпил, то: если красивым был - еще краше становился; если сильным был - становился еще сильнее; кто больным был - здоровье здесь получал.

Люди построили у источника часовню, а еврейка Рейз - корчму. Путники издалека шли, хотели отдохнуть, подкрепиться. Так она и обогатилась у целебного источника, а земли эти стали называть «Рейз».

Жители с. Хренники в 2001 г. восстановили памятник, который называют в народе Ян. Рассказывают, что поставили его на месте гибели украинских девушек - пленниц, которые не покорились татарам. Это место стало святым. Не раз сюда приходили крестным ходом люди, чтобы просить Божьей благодати и во время затяжных засух, и во время лихолетья войн.

Вот еще один удивительный уголок природы, осенью и летом можно почувствовать сильный рыбный запах. Это орнитологический заказник государственного значения «Хренники», где гнездится серая цапля. Прилет происходит в третьей декаде марта. Цапли гнездятся отдельными парами или колониями. Гнезда строят высоко на деревьях, едят свежую рыбу. Серая цапля несколько больше гуся, пепельно-серого цвета, с белыми шеей и животом. По бокам шеи находятся черные пятна, лапы, шея и клюв - длинные, крылья тупые и широкие. Во время полета цапля втягивает шею так, что голова соединяется с туловищем. Она имеет скрипучий пронзительный крик, который часто слышат во время полета. Чтобы узнать серую цаплю, нужно обратить внимание на ее размер и цвет. В Хренницком лесу находится единственная колония серых цапель в Украине.

Есть в Хренницком лесу еще одно чудо - здесь растет дуб-великан, которому более 550 лет. Говорят, под этим дубом отдыхал и советовался со своими воинами Богдан Хмельницкий. Известны предания о том, что останавливались у этого дуба Петр I, Екатерина II.

Точных сведений о дате основания Хренников нет. Очевидно, что поселение существует издавна. 1545 г. - первые данные о селе, здесь проживала помещица Хреницкая, в 1569 г. - Михаил Хреницкий, еще позже - Иван Хренницкий - луцкий земский судья. На село неоднократно нападали иноземные захватчики, что подтверждается большим количеством находок старинных вещей, особенно различных монет. Итак, Хренники - привлекательное место как для историков, так и археологов, которые сегодня продолжают поисковые работы. Найдены уникальные документы по древней истории края. Особенно интересные сведения получены по истории и культуры древнегерманских готских племен. Памятка готов является уникальной по размерам и богатству материальных остатков.

Уже 12 лет вблизи Хренницкого водохранилища работает группа археологов. Найдены образцы монет, серебряный наконечник стрелы, аналогов которому нет в Украине. Шедевр археологической находки - Божок, римское произведение искусства.

Ровненщина туристическая - Демидовский  районНеподалеку с. Хренники раскинулось село  Боремель, первые упоминания о котором датируются 1100 г. По своему значению Боремель приравнивался к таким городам, как Острог, Дубно.

Исторические памятники  Боремеля

1. Курганы-могилы Святой Феклы и Святого Иосифа

2. Памятник Иисусу Христу под крестом

3. Холм дворца князя Чацкого

4. Георгиевская церковь

5. Мемориал воинам, погибшим во время Второй мировой войны

6. Икона Иисуса Христа Боремельского

Пройдя предложенным маршрутом, вы ознакомитесь с интересными историческими местами этого края.

С древних времен существует легенда о татарское нападение на Боремель. Как горькая память о нем в центре села и на его восточной окраине сохранились две высокие братские могилы. По преданию, в них похоронены жертвы татарского варварства. В первом кургане - останки пятисот детей и женщин, во втором - останки нескольких сотен мужчин. О Боремельских курганах народ сложил думу, которая дошла и до наших дней:

За рекой огни горят,

Там татары пленных делят.

Село наше подожгли

И богатство разграбили.

Старую мать зарубали,

А миленькую в плен забрали.

А в долине бубны гудят,

Потому что на страту людей ведут.

В 1785 г. на курганах были установлены каменные скульптуры скорбящей женщины и мужчины с ребенком на руках. В народе они получили название «Святая Фекла» и «Святой Иосиф». Легенда о татарское нападение имеет и свое научное подтверждение, в частности - это находки археологической экспедиции профессора Свешникова.

В 1569 г., после Люблинской унии, которая знаменовала собой образование нового государства - Речи Посполитой, в результате объединения Польши с Литвой, Волынскую землю переименовали в Волынское воеводство, которое состояло из трех уездов: Луцкого, Владимирского и Кременецкого. В перечне важных городов Луцкого уезда упоминается и Боремель .

Польские магнаты и шляхта взялись за радикальное преобразование новоприсоединенных земель. Сюда активно переселялось польское население, интенсивно происходил процесс полонизации и окатоличивания жителей края. Если раньше в Великом Литовском княжестве на украинских землях официально признавалась «русская» речь, то во времена Речи Посполитой польское правительство в мещанских делах требовало использование исключительно польского языка.

В 1782 г. князь Михаил Чацкий провел реконструкцию старого дворца, фактически построив новый, поражавший своей изысканностью и легкостью. Дворец построил в стиле рококо француз Соусто. В нем было более 50 комнат, богатая картинная галерея и одна из крупнейших на Волыни библиотек. Вместо привычной крыши был построен летний воздушный сад. Дворец Чацких славился на всю округу своими подземными ходами. Древние предания о подземных ходах Боремельского дворца просто поразительны. Они доказывают, что городок был буквально пронизан ими. Подземные ходы вели от дворца в костел, а в некоторых местах выходили к Стырю.

История одной из достопримечательностей религии - иконы Иисуса Христа Боремельского - связана с событием, которое произошло в Боремеле в 1773 г. - чудесным явлением иконы.

Неподалеку от замка бывших князей Буремских стояла церковь св. Троицы, которая упоминается еще в исторических документах 1545 г. В этой церкви находилась икона с изображением Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу на фоне тридцати трех крестов. Эта икона сохранилась от православного монастыря, который был сожжен. Когда владельцами земель в этом крае стал польский граф Чацкий, соседство православной церкви с его дворцом стало ему помехой. По приказу графа, старую церковь разобрали, а все имущество ее перенесено в другую православную церковь, находившуюся на окраине села. Сюда была перенесена также икона Спасителя, где она находилась до 1773 г. Именно в этом году она каким-то образом появилась на том месте, где когда-то была старая церковь. Известие о «Боремельском чуде» быстро распространилось среди людей и начало собирать огромные толпы паломников, которые приходили просить милости к иконе. Впоследствии икона получила название «Иисус Христос Боремельский». На месте загадочного появления иконы граф Чацкий в 1786 г. приказал построить статую Стасителя, которую можно увидеть и сегодня.

Подойдя к памятнику, читаем надпись: «Падающему под крестом защитнику и властителю мира после чудотворного образа Иисуса Христа Боремельского, когда-то на том месте в небольшой деревянной Свято-Михайловской православной церкви с. Боремель на вечную память этот огромный памятник заложили и выставили года Божьего 1786 г.» Оригинал, чудодейственной иконы вместе с церковной утварью были вывезены из Боремля в годы Первой мировой войны. Сейчас там находится ее копия.

Действующая Георгиевская церковь в с. Боремель была построена в 1736 г. Этот деревянный памятник архитектуры находится на вершине одного из холмов над р. Стырь и уже издалека привлекает глаз своей строгой простотой, лаконичностью и выразительным объективизмом.

С запада, в нескольких метрах от входа есть прямоугольная колокольня. Георгиевская церковь - основная архитектурная ценность Боремля, поэтому сегодня сельские жители уделяют максимум внимания охране этого сооружения.

В Демидовском районе находится еще одно село с довольно интересным названием - Волковои. Возникло в XV -XVI вв. Именно в Волковоях переплелись судьбы украинцев, поляков, чехов, евреев и словаков. Каждый из этих народов внес в быт села свою культуру. В 1896 г. совместными усилиями местных жителей и чехов был построен пивзавод. Также здесь поставили мельницу. А в 1907 г. Волковои стали первым электрифицированным селом на Волыни.

Демидовцы чтят историю своего края. В местных школьных краеведческих музеях хранятся экспонаты, рассказывающие о героях освободительной борьбы, истории края.

Посетите этот гостеприимный, волшебный край, богатый красотой природы, историческим прошлым и щедрыми, трудолюбивыми людьми.