Старые карты города Одессы

Старые карты города ОдессыСкачать «Старые карты города Одессы» и «Путеводитель - Одесса, её окрестности и курорты»,1901

Скачать «Карты областей и городов Украины» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Одесса - страничка истории. .....В начале XIX в. молодой Пушкин жадно вдыхал в одесском порту воздух Европы. Для этого у поэта были все условия: за исключением турецкого периода своей истории Одесса всегда была кусочком Европы на берегах Скифии. ....

Первыми сюда прибыли древнегреческие колонисты. Самое раннее письменное упоминание будущей Одессы относится к 1415 г. - оно связано с генуэзской торговой факторией Джинестра. Итальянские купцы торговали под защитой Великого княжества литовского, в начале XV в. ненадолго завоевавшего выход к морю. Литовцам Джинестра была известна под именем Коцюбиево.

В XV в. на месте бывшей Джинестры появилось турецкое поселение Хаджибей. Возможно, этоназвание происходило от старого литовского имени фактории. Даже при турках Хаджибей продолжал оставаться европейским местечком, так как основную часть его жителей составляли греки.

В 1764-1765 гт. в Хаджибее появилась крепость. Во время Русско-турецкой войны 1787-1792 гт. она не смогла оказать «екатерининским орлам» такого сопротивления, как Измаил и Очаков. В ночь на 14 сентября 1789 г. отряд генерал-майора Иосифа Дерибаса при поддержке Козаков атаковал крепость и с ходу взял ее к полному изумлению турок. Уже в 1791 г. Хаджибей вошел в состав Новороссийского края. Первыми жителями города стали козаки Черноморского войска, однако уже вскоре сюда стали прибывать греки, евреи и итальянцы.

В 1792 г. Екатерина II пожелала видеть на месте Хаджибея новый город-порт. Желание «матушки» выполнил все тот же Иосиф Дерибас (1749-1800) - полуиспанец-полуирландец, приехавший в Россию из Неаполя под именем Хосе де Рибас. Разработкой первого городского плана занимался голландец Франц де Волан (1752-1818). Осталось добавить, что два первых одесских градоначальника были французами. С первых дней своего существования Одесса была открытым и многонациональным городом, в своем космопоитизме не уступавшим Санкт-Петербургу. Этому весьма способствовало то, что Одесса пользовалась широкими правами самоуправления в составе Новороссии.

Не исключено, что название города было подсказано митрополитом Екатеринославским и Херсонским Гавриилом (1746-1821) - ученым иерархом румынского происхождения, который учился в Константинополе и знал о существовании античного города Одессос. В конце XVIII в. считалось, что эта колония находилась на месте современной Одессы (на самом деле - в Болгарии).

Уже к моменту воцарения Павла I в 1796 г. в городе проживало 12 ООО человек. Новый император, с предубеждением относившийся к любым начинаниям своей великой матери, вознамерился упразднить одесский порт, однако вскоре изменил это опрометчивое решение. Гавань стремительно завоевала положение главного звена в торговой цепи между Европой и Турцией.

Уже в 1808 г. произошло невиданное событие: средиземноморские порты Италии и Франции за всю навигацию не приняли ни одного корабля из оттоманских владений! Восточные фрукты и вина, ткани и парфюмерное сырье, табак и кофе стали поступать в Евро­пу новым путем - через Одессу. В 1817 г. Александр I даровал Одессе привилегии порто-франко. В течение 30 лет в Одессу разрешалось свободно ввозить и продавать любые заграничные товары. Таможенные пошлины купцы платили только в том случае, если хо­тели вывезти свой товар за пределы «свободной экономической зоны».

Режим порто-франко реально заработал только в 1819 г.: два года ушло на создание таможенных границ, оборудованных рвами и заставами. Размеры территории, отведенной для беспошлинной торговли, несколько раз менялись. В 1826 г. общая длина таможенных границ Одессы составляла 17 км. Порто-франко буквально озолотило город. Доходы по­зволили купцам за несколько лет выстроить около 400 роскошных каменных зданий. Бла­годаря солнечному климату, товарному изобилию и дешевизне город стал местом, весьма привлекательным для жизни. Недаром Пушкин с наслаждением вспоминал свою жизнь в Одессе, где «вино без пошлины привезено». Действовало своеобразное разделение обя­занностей: ввозом товаров из-за границы занимались иностранные купцы, а их дальнейшей реализацией в России - русские.

Режим свободной торговли в Одессе был упразднен только в 1859 г.: либерализация экономики империи при Александре II сделала порто-франко ненужным. К этому времени Одесса занимала третье место в России по уровню развития, уступая лишь Санкт-Петербургу и Москве. Главным экспортным товаром одесского порта была пшеница, кото­рую продолжали возить в город по старинке - конными обозами.

В 1862-1865 г. в Одессе была построена долгожданная железная дорога, связавшая город со станцией Балта. В 1867 г. рельсы дотянули до Елисаветграда (Кировоград), а в 1870 г. до Киева. Вскоре длина Одесской железной дороги превысила 900 км - несколько лет она была самой длинной стальной магистралью империи. Отправляясь в крымскую Ливадию, царская семья часто пользовалась дорогой, чтобы добраться до Одессы и продолжить путь на борту яхты.

Торговля - торговлей, но город был славен не только ею. Одесская Опера принадлежала к числу самых известных театров России. С 1817 г. в городе действовал Ришельевский лицей. В 1865 г. он стал университетом, давшим миру немало выдающихся ученых. Уже впервые годы своей истории университет оказался связан с именами Ильи Мечнико­ва (1845-1916) и Ивана Сеченова (1829-1905).

Несмотря на высокий уровень жизни, Одесса была одним из главных рассадников революционных настроений в России. Видимо, этому способствовал как раз тот «вольный дух», привитый городу в эпоху порто-франко. В середине 1870-х гг. в Одессе стали воз­никать первые подпольные организации. В начале 1880 г. «Народная воля» избрала город местом своих террористических вылазок. Революционеры планировали убийство одесско­го губернатора Эдуарда Тотлебена (1818-1884) - знаменитого героя Севастопольской обо­роны 1854-1855 гг.

Вскоре группа боевиков была переориентирована на государя-императора, собирав­шегося нанести визит в Одессу. В ожидании царя народники попытались заложить фугас на Итальянской улице, однако из этого ничего не вышло. Самодельный бур не оправдал надежд минеров, а затем один из «борцов» нечаянно подорвался на динамитном запале. Не­смотря на неудачу, революционная история Одессы продолжалась. Именно здесь был каз­нен знаменитый террорист Степан Халтурин (1857-1882), а Лев Троцкий (1879-1940) по­лучил в Одессе первые уроки революционной грамоты.

В годы Гражданской войны через Одессу прошли все претенденты на победу. С 1917 по 1920 год власть в городе менялась 12 раз. Все закончилось победой большевиков, уста­новивших в Одессе власть Советов. Ей достался сильно пострадавший город, население которого вдвое сократилось по сравнению с прежними временами. В 1920-1930-х гг. Одес­са преодолела последствия разрухи и вновь стала «жемчужиной Черного моря».

В начале Великой Отечественной войны город оказался на пути наступающих гитлеровских войск. В истории Одессы были случаи, когда вражеские корабли обстрелива­ли ее с моря, однако со стороны суши никакая опасность ей никогда не угрожала. Не­смотря на превосходство в силах, фашисты так и не смогли преодолеть сопротивления частей, оборонявших Одессу. Приморская армия удерживала врага 73 дня и даже пере­ходила в контратаки. Войсками командовал генерал-майор Иван Петров (1896-1958) -один из редких советских полководцев, щадивших солдатскую кровь и воевавших не чис­лом, а умением.

Защитники Одессы были готовы и дальше оборонять город, однако поражения Красной Армии на других фронтах заставили командование эвакуировать Приморскую армию в Крым. Потеряв 160 тысяч человек, гитлеровцы вошли в опустевший город только 16 октября 1941 г. Оккупация Одессы продолжалась два с половиной года и унесла жизни более 80 тысяч мирных жителей. В апреле 1944 г. город был освобожден войска­ми 3-го Украинского фронта. 1 мая 1945 г. Одесса в числе первых стала городом-героем.