Здолбуновский район – древний Дермань

Здолбуновский район - древний ДерманьКоролевой Волынских сел называют древний Дермань. Это - большое Волынское село, находящееся в 30 км к югу от города Ровно, известное далеко за пределами родного края.

До 1939 года Дермань был одним селом, хотя на самом деле его делили на Дермань барский и казенный. В годы второй мировой войны в 1942 в Дермани была школа поручиков УПА.

В 1946 году Дермань Первый волей чиновников принимает название Устенске Первое, а Дермань Второй - Устенске Второе. С 1991 года Устенске, что от имени исходящей здесь реки Устье, уступает место давнему историческому названию Дермань и делится на: Дермань Первый и Дермань Второй.

Здолбуновский район - древний ДерманьСело Дермань еще в начале XVII в. сталоодним из культурных центров Волыни. Именно с Дермано-Троицким женским монастырем, его школой и типографией связана деятельность таких выдающихся исторических лиц , как Ивана Федорова, Дамиана Наливайко, Иова Княгинецкого, Острожского грециста Киприяна, Иова Борецкого, Исаакия Борискевича, Мелетия Смотрицкого .

Прославилось оно не только прекрасными видами и трудолюбивыми людьми, но и, в частности, своей историко-культурной аурой, что на протяжении веков привлекала талантливых, неравнодушных к судьбе своего края людей. Здесь есть роскошная природа, богатый фольклор, археологические, исторические, культурные памятники, дела крупных фигур украинской истории. Неудивительно, что Дермань привлекал историков, исследователей прошлого, краеведов. Писали о Дермани Николай Костомаров, Михаил Максимович, Иван Франко, Михаил Грушевский, Иван Огиенко, Наталья Полонская-Василенко, Иван Крипякевич и многие другие деятели украинской культуры.

На весь мир прославили Дермань в стихах, воспоминаниях, повестях и романах его уроженцы Николай Фомичевский и Улас Самчук.

Первые поселенцы на территории Дерманя появилось много тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные в селе каменные орудия труда, которые датируются III-II вв. до н. э. От городища времен IX-XI вв. хорошо сохранились укрепления с насыпями, валами, рвами. Поселения близ урочища Хомгора, находящееся на берегу озера в северной части села, носило название Рай-Городок. В 1241 г. его уничтожили монголо-татары. Об этом повествует легенда об источнике Батыевка, из которого пил воду сам хан Батый. Народные поверья связывают с этими событиями образование большого кургана возле одного из истоков реки Усти (Дерманки). Первое письменное упоминание о поселении Дермань уходит в седую древность - к 1322 г. Она указана в грамоте князя Любарта Гедиминовича от 8 декабря о подарке имений Луцкой соборной церкви Иоанна Богослова. Поздние письменные упоминания о Дермань времен Литвы и Польши связаны с князьями Острожскими. Они строят в этой местности замок-крепость, окруженную рвами с водой, стеной с бойницами, трехъярусной башней с подъемным мостиком. Исследователи датируют это сооружение половиной XV в. В то время в княжение Василия Красного близ замка, очевидно, и была построена церковь.

Первое упоминание о Дерманском монастыре относят к 1499 г., которое указано в дарственной надписи князя Константина Острожского в рукописной книге «Поучений», которая была подарена монастырю. Монахи жили в Дермани и раньше, что доказывает название урочища в селе - Скит. Во второй половине XV в. Дерманский монастырь был одним из культурно-образовательных ячеек в Украине.

В 1575 г. князь приглашает управителем Дерманского монастыря известного печатника Ивана Федорова, который одновременно начал готовить к печати знаменитую «Острожскую Библию» (1581). В монастырской типографии было изготовлено несколько книг, и среди них – известный «Октоих». Местные монахи перевели с греческого языка сборник афоризмов «Пчела» и «Беседы» Ивана Златоуста.

Осознавая значение образования духовенства, Константин Константинович Острожский предоставил Дерманскому монастырю соответствующие привилегии и основал здесь духовную школу и типографию. В монастыре была собрана большая и ценная библиотека с архивом.

Здолбуновский район - древний ДерманьПосле Второй мировой войны Дерманский монастырь отдали в подчинение епископу Волынскому и Ровенскому, однако уже в 1960 г. его закрыла большевистская власть. В сооружениях монастыря разместили корпуса спецшколы-интерната. 30 августа 1991 г. после 30 -летнего перерыва восстановлено функционирование Дерманского женского монастыря. Сегодня в монастыре проживают около 60 монахинь.

Именно с Дерманским монастырем, школой и типографией при нем связана деятельность таких выдающихся исторических лиц, как Иван Федоров, Дамиан Наливайко, Иов Княгинецкий, Острожский грецист Имприян, Иов Борецкий, Исаакий Борискович, Мелетий Смотрицкий и уроженцев Дерманя, светочей литературы - Бориса Тена (Хомичевский Николай Васильевич (1897-1988) и Уласа Алексеевича Самчука (1905-1987).

В здании бывшей учительской семинарии в с. Дермань находится современная Дерманская гимназия, вблизи которой есть музей Уласа Самчука.

Значительную историческую и архитектурную ценность имеют церкви ХVIII- XIX в. - Пресвятой Троицы (1810), часовня Преподобного Онуфрия (XVIII), в с. Буща - церковь Святого Архистратига Михаила (1858), в с. Будераж - Свято-Покровская (1830), в с. Певчее - Святого Чудотворца Николая (1777), в с. Малой Мощанице - церковь Святого Архангела Михаила (1688), в с. Цурков - церковь Параскевы (XVIII), в с . Кунин - колокольня и Георгиевская церковь (1746 ), в селе Новомильск - Преображенская церковь (1861), в г. Здолбунов - Костел и Свято-Екатерининская церковь (1736), в с. Белашов - церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1736), в с. Гильча - Свято-Николаевская церковь (1900), в с. Здовбица - Свято- Михайловская церковь (1877), в с. Ивачков - церковь Рождества Богородицы (1898), в с. Копытко - Кресто-Воздвиженская церковь (1723), в с. Глинск - церковь Успения Пресвятой Богородицы (XX в.), в с. Новая Мощаница - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в с. Гильча II - бывшая мельница и дом Говорки (XX в.).

Чем же привлекает Дермань? Прежде всего, это исторические и архитектурные памятники:

  • археологические находки каменного века;
  • два городища IX-XI вв. с хорошо сохранившимися валами, насыпями, рвами;
  • исторические документы о Дермань (первое письменное упоминание от 1322  г., письма князей Острожских к польским королям, универсалы Богдана Хмельницкого и др.);
  • существования в Дермани в 1602-1606 гг. типографии и школы (филиал Острожской академии);
  • большая монастырская библиотека (около 300 книг XV-ХVII вв.);
  • самобытный фольклор: легенды, предания, песни, топонимика (гора Турецкая, колодец Батыевка, урочище Скит, местность Запорожье);
  • народные обряды свадьбы, купальских, рождественских, весенних праздников и др.
  • монастырь-крепость ХV-ХVII ст. с мощными 8-метровыми стенами, оригинальной 30-метровой надвратной башней, глубокими подземельями, каменной церковью ХV-ХVIII ст., корпусом келий, подъемным мостом, системой прудов для заполнения водой оборонительного рва;
  • каменная приходская церковь начала XIX в.;
  • церковь-часовня XVIII в.;
  • дом учительской семинарии начала XX в.

На территории Здолбуновского района действуют пять музеев:

  • Комплекс зданий древнего монастыря
  • Народный литературно-мемориальный музей Уласа Самчука Дерманской гимназии Здолбуновского района (музей открыт 12 февраля 1995 г. по случаю 90-летия со дня рождения Уласа Самчука, а в 2003 г. ему присвоено звание народного). Музей имеет такие экспозиции: Дермань - царица сел волынских; детские годы Уласа Самчука; поиск своего пути в жизни; первая эмиграция; путь домой; Улас Самчук в 1941-1943 гг.; путь в эмиграцию (1945 - 1948) жизнь в Канаде; почтение памяти Уласа Самчука в Канаде; возвращения на Родину; годы войны 1941 -1945 гг; произведения Уласа Самчука.
  • Музей -квартира Героя Советского Союза, уроженца г. Здолбунов Николая Приходько. В музее представлены такие экспозиции: «Подвиг М. Приходько в памяти народа»; книжная экспозиция «Бессмертная память»; «Бессмертие героя»; «Они защищали Отечество» ; экспозиция предметов партизан.
  • Музей истории ОАО «Волынь» г. Здолбунова.
  • Музей истории локомотивного депо г. Здолбунова.

Здолбуновщина - это земля, на которой ревностно почитают предков, бережно оберегают былое и творят свое будущее. В районе продолжают развиваться такие виды декоративно-прикладного искусства, как лозоплетение, ткачество, вышивка, резьба по дереву, флористика.

Здолбуновский район - древний ДерманьПосетите этот гостеприимный край на праздники, и вас очаруют изделия народных умельцев, которые представлены на выставках. А на Пасхальные праздники проводится мастер-класс по росписи писанок мастера народного творчества М. Огородника. Здесь можно не только увидеть технику росписи писанок, но и самому ею овладеть.

Жители Здолбуновского района заботятся не только о сохранении материальных ценностей своих предков, но и духовных. Они передают из поколения в поколение обычаи и обряды, которые были неотъемлемой частью жизни их предков: обжиночный обряд «Каравай», колядки, щедривки, праздник Ивана Купала.

Поэтому приезжайте на Здолбуновщину, гостеприимство жителей и уникальная природа навсегда пленяют ваши души и сердца!